+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости26 февраля — 220 лет со дня рождения французского писателя, политического и общественного деятеля Виктора Гюго

26 февраля — 220 лет со дня рождения французского писателя, одной из главных фигур французского романтизма, политического и общественного деятеля Виктора Гюго (1802–1885)

Как и на многих молодых писателей той эпохи, на Викто́ра Мари Гюго большое влияние оказал выдающийся писатель начала XIX века Франсуа Шатобриан. Гюго решил быть «Шатобрианом или никем» и сделать свою жизнь достойной его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, займёт весомое место в политике как лидер республиканизма, будет сослан в ссылку из-за политических взглядов.

Рано зародившаяся страсть и красноречие первых работ принесли Виктору Гюго успех. Первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» был опубликован, когда автору было только 20 лет. Король Людовик XVIII пожаловал писателю ежегодное денежное содержание. Первая зрелая прозаическая работа Виктора Гюго, повесть «Последний день приговорённого к смерти», была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя. Она оказала большое влияние на Альбера Камю, Чарльза Диккенса и Фёдора Достоевского. «Клод Гё», короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 году и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его романа-эпопеи «Отверженные». Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный «Собор Парижской Богоматери», опубликованный в 1831 году и быстро переведённый на многие языки по всей Европе. Все свои произведения Виктор Гюго писал очень долго, но этот роман был написан меньше чем за полгода.

Собор Парижской Богоматери французы начала XIX века считали зданием нелепым и уродующим город. Его давно хотели переделывать или сносить. Наполеон с трудом перенес торжественную процедуру интронизации в соборе. Но по выходе романа «Собор Парижской Богоматери» отношение очень быстро поменялось на обратное. В следующем году после публикации книги здесь открылся музей средневекового искусства, куда хлынули посетители — оказывается, здание было прекрасно и интересно, хотя и не соответствовало классическим представлениям об архитектуре.
Собор — одно из главных действующих лиц в романе. Он живой, и Гюго подчёркивает это несколько раз. Он меняется в зависимости от настроения героев, в зависимости от той задачи, которая стоит перед человеком, входящим в него. Сам король, замаскированный под кума Туранжо, приходит к архидиакону Клоду Фролло, потому что он интересуется алхимией и хочет открыть философский камень — а где же это сделать, как не в соборе Парижской Богоматери, где зашифрованы символические послания? Для кого-то это родной дом, целый мир, как для Квазимодо — другого он не знает и знать не хотел до некоторого времени.

Роман «Собор Парижской Богоматери» открыл французам и Средние века, которые долгое время понимались как эпоха мракобесия. У Гюго эта эпоха тоже отнюдь не светлая, но чрезвычайно плодородная, рождающая истинные чувства и вызывающая неподдельный интерес сама по себе, а не только в контексте борьбы с суевериями.

У Гюго были предшественники. Была популярная традиция английского готического романа, но там обычно происходило нечто сверхъестественное, были существа не из реальной жизни, как Франкенштейн. И, конечно, был чрезвычайно популярный Вальтер Скотт, которого Гюго, конечно, читал. Что-то он заимствовал у него напрямую, особенно из романа «Квентин Дорвард», потому что там есть и король Людовик XI, который очень похож на Людовика из романа Гюго, и герой, который бросает всем вызов, и появляется тема цыган, которая не так часто фигурировала в литературе.

Гюго черпал из этого источника, но привнёс и нечто другое. Он пробудил интерес к чувствам. Чувства гораздо важнее долга, который у Гюго никто не исполняет. В этом, кстати, разница между Вальтером Скоттом и Виктором Гюго: у Скотта герои верны своему долгу — рискуют, иногда гибнут, но верны ему до конца; тогда как здесь — любовь, страсть, ненависть.

И ещё здесь есть противостояние власти. Средние века для Виктора Гюго — эпоха, как сказали бы в советское время, революционная. Здесь есть тираническая власть. Есть народ, пусть даже очень экзотический, нищие, которые готовы бросить вызов этой власти. Поэтому Гюго так любили в Советском Союзе.

Ещё Гюго открыл читателям женщин. Мир женщин, которые оправданы именно своей любовью, своей страстью, пусть даже неправильной, нелепой. Объект любви Эсмеральды, Феб, — человек, который её предал. Он красив, производит впечатление благородного человека, но на самом деле не стоит её. Тем не менее Эсмеральда делает свой выбор, и в этом её величие и красота, она достойна поклонения.

Гюго открыл исторический роман. В это время историки были очень популярны. Историки Франсуа Гизо, Огюстен Тьерри были властителями дум, но Гюго стал первым французским писателем, который пишет роман с опорой на исторические источники. Он прекрасно знал Париж и историческую фактуру. Фактических ошибок в книге исследователи находят совсем мало.

К сожалению, большинство людей знакомы с романом либо по мюзиклу, либо по мультфильмам. Это неплохие образцы, но самое главное здесь — текст. Гюго ничего не высказывает прямо. У него всегда есть отступления, глубокие философские размышления, есть интерес к тому, что называлось тогда во Франции histoire pittoresque — пикантная, смешная сторона истории. Соединение этих качеств делает из романа чтение на все времена для всех интересующихся настоящей человеческой жизнью и великим городом Парижем.

26 февраля 2022


Up!