+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости26 октября – День балета

26 октября – День балета

 

Сегодня профессиональный день, который артисты балета отмечают с 2014 года. При этом конкретной даты до сих пор нет, она меняется каждый год.

Балет  (от французского ballet) – театральное представление, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.

В России точкой отчета балета можно назвать первое представление на масленицу в 1672 году (по другой, версии в 1675-м) при дворе царя Алексея Михайловича. Руководил постановкой «Балет об Орфее и Эвридике» Николай Лима. На сцене пел актер, изображавший Орфея, по обе стороны от него стояли две украшенные транспарантами и освещенные разноцветными огнями пирамиды, которые в конце представления исполнили танец.

Для обучения и постановки первых спектаклей в Россию приглашали выдающихся зарубежных балетмейстеров, таких как Дило, Перро, Сен-Леона, а также Петипа, который проработал в Мариинском театре больше тридцати лет. Таким образом, русская школа балета, усвоив первоначальную зарубежную базу, начала развиваться в собственном направлении. Природная пластичность и талант русских танцоров, умноженные на усердие и ежедневный многочасовой труд, дали свои плоды.

Выдающейся особенностью русского балета, помимо тонко отточенных навыков, развития собственной русской балетной системы, которая вобрала в себя наработки народных танцев, стала музыка, так же оказывающая мощное воздействие на зрителя.

В действительности настоящий переворот в музыке, создаваемой для балета, совершил Петр Чайковский. Именно он совместно с Петипа участвовал в создании известного на весь мир спектакля «Лебединое озеро». Они совместно работали еще над двумя популярными постановками – «Спящей красавицей» и «Щелкунчиком».

Ближе к началу ХХ века русский балет достигает своего расцвета, и вот почему: поскольку театр финансировался императорским двором, денег на его развитие как отдельного вида искусства не жалели. На контрасте, например, с той же Францией, где балет стали рассматривать скорее как «представление с участием хорошеньких женщин».

Советский балет подхватил и развил традиции русского балета и тогда же создал школы, колоссальные по мощности. Сегодня мы расскажем о некоторых наших известных балеринах ХХ века, параллельно сделав обзор книг, где об этом написано.  

А начнем мы с той, в честь которой называли десерт, десятки художников рисовали портреты, а композиторы посвящали свою музыку – это прима-балерина Мариинского театра Анна Павлова. Как оказалось, немало написано книг о ней, одна из таких – «Анна Павлова. Жизнь и легенда» Виктора Дандре. Она впервые была издана на английском языке в 1932 году в Лондоне, до сих пор считается самым полным сводом биографических сведений о великой балерине, чье искусство потрясло мир, а хореографическая миниатюра-монолог «Умирающий лебедь» стала одним из высоких эталонов русской балетной школы на все времена.

Другая книга, относящаяся к нашей теме, – «История одной девочки» Магдалины Сизовой – посвящена детстве и юности балерины Галины Улановой. Автор рассказывает о жизненных препятствиях, которые пришлось преодолеть маленькой девочке прежде, чем стать известной на весь мир балериной. А их было немало, начиная от личных переживаний – смерть няни, разлука с родными, акклиматизация в театральной школе, зависть коллег, травмы, слезы – и заканчивая внешними обстоятельствами – голод и революция в стране. Она справилась, в том числе, благодаря любви и поддержке родных. «Ты ведь у меня очень, очень способная и музыкальная. Ты, я знаю, быстро пойдешь вперед. Только немножко потерпи, моя девочка!» – говорила ей мама. В случае с Улановой убеждаешься, что мечта способна творить чудеса. Веря в себя, можно преодолеть любой тернистый путь.

О жизни и творческом пути еще одной известной балерины – Майи Плисецкой – можно прочитать в книгах «Я, Майя Плисецкая» и «Тринадцать лет спустя». Для читателей они имеют большую ценность, потому что никто, кроме нее самой, не смог бы передать так правдиво, чувственно и выразительно всех эмоций, о которых повествует сама прима. Например, так она описывает свое отношение к Большому театру: «…нечеловечески прекрасная сцена Большого тоже была одной из причин, почему я не осталась на Западе. Перетанцевала я во всех престижных театрах мира. Но такой удобной, самой удобной во всей Солнечной системе, во всем мироздании сцены, как в Большом, не было нигде!» А такие мысли были у нее в голове перед выступлением: «Когда перед выходом, стоя в кулисе, я каждый раз с ознобом радости ожидала свою музыку, свое антре, чувство ни с чем не сравнимого счастья разливалось по всему моему телу. Еще три такта. Еще два. Еще один. Вот. Моя музыка. Ступаю на свою сцену…»

Матильда Кшесинская, Агриппина Ваганова, Марис Лиепа, Тамара Карсавина, Екатерина Максимова, Ульяна Лопаткина, Рудольф Нуриев, Ольга Лепешинская, Светлана Захарова… Список знаменитых артистов балета, которыми гордятся и на которых ровняются до сих пор, можно продолжать долго-долго…

Хотите узнать, где возникло искусство балета, о нарядах балерин, зачем нужны пуанты, что такое «жете» или «батман, об известных артистах балета? Тогда прочитайте книги «Что такое балет» Полины Киселевой и «Балет. Детская энциклопедия» Лоры Ли.

Книгу «Анна Павлова. Жизнь и легенда» можно прочитать онлайн на «ЛитРес». Все остальные доступны для прослушивания в онлайн-библиотеке Михайлова (av3715.ru).

 

 

26 октября 2023


Up!