+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости27 марта – Всемирный день театра

27 марта – Всемирный день театра

Логично и символично, что торжество, установленное в 1961 году IX конгрессом Международного института театра, приобрело международный статус, ведь вслед за шекспировским героем мы часто восклицаем «Весь мир – театр!» Да и праздник отмечают не только мастера сцены, но и все работники театров, и поклонники этого древнего искусства, ибо принято театр начинать с вешалки.

Истоком театрального искусства считают первые постановки о жизни бога Осириса, разыгранные в Древнем Египте в 2500 году до н.э. Ну а праздник в честь греческого бога Дионисия уже дал начало профессиональному современному театру. Источники подтверждают, что в Афинах в 497 году до н.э. для выступления поэтов, певцов и музыкантов были выстроены деревянные подмостки, которые вскоре заменили круглыми аренами с многоярусными зрительными местами. Представления были открыты для всякого желающего бесплатно. Допускались в театр мужчины и женщины, граждане и метеки. А артисты порой вживались в роль настолько, что были готовы умереть на сцене.

В России отголоски театральных зрелищ идут со времен скоморохов, веселивших народ и участвовавших в религиозных обрядах. Однако такое лицедейство вносило мирское, светское, а порой и сатирическое содержание культа, и в 1551 году Стоглавый собор поместной Русской церкви постановил строго запретить скоморошьи игры.

Первый профессиональный театр появляется в России только в 1672 году, когда царь Алексей Михайлович женился вторично. Его вторая жена Наталья Нарышкина, ставшая матерью Петра Великого – молодая дворянка, воспитанная по-европейски, требовала развлечений нового века. И в 1672 году царь с царицей присутствовали на первом театральном представлении. Постановка, созданная немецким пастором Иоганном Грегори, называлась «Артаксерксово действо» и длилась около 10 ч. Среди историков устоялось мнение, что Алексей Михайлович и Наталья Кирилловна смотрели представление от начала до конца.

Театр, похожий на тот, к которому мы привыкли сегодня, сложился в период правления Елизаветы, точнее, 30 августа 1756 года. В этот день императрица подписала указ об учреждении русского театра в Петербурге. В XIX–XX веках российский театр расцвел и подарил миру множество выдающихся драматургов, всемирно известных режиссеров, актеров и музыкантов.

В культуре многих стран театр всегда играл важную и притягательную роль. Ведь театр развлекает, просвещает, воспитывает, социализирует, учит сопереживать, очищает и освобождает душу, дает примеры и силы преодолевать жизненные обстоятельства, и даже лечит. Не случайно в одном из самых популярных мест врачевания в Древней Греции – в святилище Асклепия в Эпидавросе – был построен огромный театр, а одним из главных условий лечения было посещение трагедии.

В современном театральном искусстве есть целое направление – инклюзивный театр. Первый такой театр создан в 1962 году в Москве. Это Театр мимики и жеста, первый в мировом опыте профессиональный стационарный театр для неслышащих актеров.

Сейчас инклюзивный театр – средство арт-терапии для особенных людей. Он помогает им включаться в окружающий мир и познавать собственные физические возможности. Здесь человек развивает уверенность в себе, лучше адаптируется к другим людям и к их реакциям, учится не бояться проявлять себя. Актеры инклюзивного театра – люди с синдромом Дауна, аутизмом, церебральным параличом, глухотой, слепотой. География российских инклюзивных театров широка, и с каждым годом в него вливаются новые участники и профессионалы – выпускники Российской государственной специализированной академии искусств. В таком театре находит живое воплощение истина о том, что настоящее искусство способно стать выше любых ограничений.

Люди, имеющие проблемы со зрением, могут «видеть» спектакли благодаря специальному помощнику – тифлокомментатору – человеку, который в паузах между диалогами рассказывает, как меняются декорации, как выглядит тот или иной персонаж.

Российская государственная библиотека для слепых также стремится помочь людям, лишенным зрения, полноценно воспринимать театральное искусство. Несколько реализованных проектов библиотеки, не имеющих аналогов в России, помогают увидеть слепым людям детали постановки Малого театра «Горе от ума», четырех российских постановок «Маскарада». В доступных для слепых форматах представлены театральные костюмы, декорации, реквизит.

В заключение представляем вашему вниманию несколько интересных изданий о театре.

Прежде всего хочется выделить книгу «Хочу все знать о театре» театроведа Анастасии Сергеевой, специалиста по истории театра. Издание предназначено для подростков и познакомит с историей европейского театра, выделив самые главные, интересные моменты, связанные со знаменитыми драматургами и актерами, декорациями и реквизитом, специальными театральными машинами, создающими невероятные эффекты, и устройством сцены. Читатели побывают у истоков театра – в Древней Греции и Древнем Риме; узнают об удивительном театре Средневековья, об известном сегодня в основном по пьесам Шекспира английском театре эпохи Возрождения, о театральных традициях Испании и Франции, ярком театре барокко и, конечно, о русском театре. Текст дополняет большое число разнообразных иллюстраций, в том числе картины Аллы Ипатовой, подробно представляющие устройство театров.

Еще одна работа об истории театра – «Театр и зрители» состоит из двух частей (отдельных книг): первая имеет подзаголовок «Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до 1917 г.», вторая – «Советский театр 1917–1991 гг.». Ее автор – Виталий Дмитриевский. Это историко-культурологическое исследование, посвященное становлению и развитию социокультурного взаимообщения театра и зрителя как широкого диалога художника и публики, искусства и общества в условиях функционирования большевистской идеологии и культурной политики. Работа адресована специалистам в области социологии культуры, искусствоведам, а также широкому кругу любителей театра.

Книга театрального режиссера и педагога, профессора ГИТИСа Александра Бармака «7 шагов к театру. Книга для начинающих» познакомит читателя с некоторыми интереснейшими моментами истории театрального искусства. В ней говорится о взаимосвязи театрального искусства с литературой, музыкой, живописью. Рассказывается о мастерстве актера, о том, что такое профессия режиссера, театрального художника, и о других театральных профессиях…

И, наконец, последнее издание, на которое мы хотим обратить ваше внимание, – это книга Константина Станиславского «Работа актера над собой в творческом процессе переживания» – это своеобразная Библия сценического мастерства, с помощью которой изучают свое искусство актеры всего мира. Ведь именно в ней великий учитель полностью и подробно изложил названную его именем актерскую систему, раз и навсегда изменившую саму основу представлений о том, как совершается перевоплощение артиста в его сценический персонаж.

Эти книги вы можете взять в библиотеке электронных и аудиокниг «Литрес», в московских библиотеках, а также приобрести в книжном интернет-магазине «Лабиринт». Некоторые из изданий доступны в звуковом формате в библиотеке AV3715.

27 марта 2023


Up!