Борис Викторович Шергин родился в Архангельске. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер передал сыну дар рассказчика и страсть ко всякому «художеству»; мать – коренная архангелогородка, познакомившая его с народной поэзией Русского Севера. «Маменька мастерица была сказывать… как жемчуг, у нее слово катилося из уст», – вспоминал Борис Викторович.
С детства Шергин постигал нравственный уклад, быт и культуру Поморья: срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь, собирал и записывал северные народные сказки, былины, песни. Учился в Архангельской мужской губернской гимназии, затем в Строгановском центральном художественно-промышленном училище, работал как художник-реставратор, заведовал художественной частью ремесленной мастерской, внес вклад в возрождение северных промыслов (в частности, холмогорской техники резьбы по кости), занимался археографической работой (собирал книги «старинного письма», древние лоции, записные тетради шкиперов, альбомы стихов, песенники).
Первой его публикацией стал очерк «Отходящая красота» о концерте Марии Кривополеновой (газета «Архангельск» от 21 ноября 1915 года).
В 1919 году в Архангельске он попал под трамвай, потеряв правую ногу. В 1922 году окончательно переехал в Москву; работал в Институте детского чтения Наркомпроса, выступал с рассказами о народной культуре Севера с исполнением сказок и былин. С 1934 года – на профессиональной литературной работе, тогда же вступил в Союз писателей СССР.
При жизни писателя опубликовано 9 книг (не считая переизданий). В газетах и журналах Шергин помещал статьи литературоведческого и искусствоведческого характера, реже – литературные произведения. В 1934 году с иллюстрациями Бориса Шергина вышла поэма Василия Каменского «Иван Болотников».
Шергин-сказитель и сказочник сформировался и стал известен раньше, чем Шергин-писатель. Его первую книгу «У Архангельского города, у корабельного пристанища» (1924) составляют сделанные им записи 6 архангельских старин с нотацией мелодий, напетых матерью.
Разителен переход от торжественно-печальных старин первого шергинского сборника к грубовато-озорному юмору «Шиша Московского» (1930) – «скоморошьей эпопеи о проказах над богатыми и сильными». Авантюрные остроумные сюжеты, сочный язык, гротескно-карикатурное изображение представителей социальных верхов связывают плутовской цикл Шергина с поэтикой народной сатиры.
В третьей книге – «Архангельские новеллы» (1936), воссоздающей нравы старомещанского Архангельска, Шергин предстает как тонкий психолог и бытописатель. Новеллы сборника, стилизованные во вкусе популярных переводных «гисторий» XVII–XVIII веков, посвящены скитаниям в Заморье и «прежестокой» любви персонажей из купеческой среды.
Первые три книги Шергина (оформленные автором собственноручно в «поморском стиле») представляют в полном объеме фольклорный репертуар Архангельского края. История Поморья, опосредованная в первых трех книгах Шергина через искусство, красноречие, быт, предстает в своем непосредственном виде в следующем его сборнике – «У песенных рек» (1939). В этой книге Север России предстает как особый культурно-исторический регион, сыгравший значительную роль в судьбе страны и занимающий неповторимое место в ее культуре. Последующие «изборники» Шергина расширяют и уточняют этот образ.
Несмотря на проблемы со здоровьем и почти полную потерю зрения, писатель продолжал работать. Вышедшую после войны книгу «Поморщина-корабельщина» (1947) сам Шергин называл своим «репертуарным сборником»: она объединяет произведения, с которыми он выступал в военные годы в госпиталях и воинских частях, клубах и школах. Судьба этого сборника печальна: он был подвергнут вульгарно-социологической переработке и вызвал уничижительную критику со стороны фольклористов как «грубая стилизация и извращение народной поэзии». Имя писателя было дискредитировано, а он сам обречен на десятилетнюю изоляцию от читателя.
Разрушению стены молчания вокруг Шергина способствовал организованный в 1955 году творческий вечер писателя в Центральном доме литераторов, после которого в издательстве «Детская литература» был опубликован сборник «Поморские были и сказания» (1957), а через некоторое время вышел и «взрослый» сборник избранных произведений «Океан – море русское» (1959). Сборник вызвал немало восторженных отзывов; особое внимание рецензентов привлекало словесное мастерство писателя. Заслуженное признание пришло к Шергину после высокой оценки его творчества в статье Леонида Леонова (газета «Известия» от 3 июля 1959 года).
Своеобразие фольклоризма Шергина состоит в непосредственной ориентации его текстов на народное творчество. Цель художника – явить народную поэзию как оригинальный, неповторимый и бесценный способ видения мира и человека. Поэтому в текстах писателя мы видим обилие цитат из фольклорных текстов (пословицы, поговорки, отрывки из былин, причитаний, лирических песен, небывальщин и тому подобных форм). Большинство из них рассчитаны на чтение вслух, и Шергин, знавший всю свою прозу и поэзию наизусть, до последних лет жизни нередко сам исполнял свои произведения. Сказывание было для него не воспроизведением созданного ранее, но самим процессом творчества.
Здесь вы можете услышать голос Бориса Шергина:
https://www.youtube.com/watch?v=Dc3e09d1KHo&t=19s