День Крещения Руси — государственный праздник, законодательно установленный в 2010 году. Согласно «Повести временных лет» в 6496 лето от сотворения мира киевский князь Владимир Святославович принял решение креститься от Константинопольской церкви. После этого духовенство, присланное константинопольским патриархом, крестило киевских людей в водах Днепра и притока его Почайны. А дата праздника — 15 июля по старому стилю — это день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира.
Крещение Руси объясняется многими историческими причинами. По «Повести временных лет» до крещения князя Владимира было «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру прибыли послы от волжских булгар, предложившие ему перейти в ислам. (Булгары — племена, предшествовавшие современным татарам, чувашам и рядом других тюркских народов, а на Балканах давшие название болгарской нации, возникшей после слияния булгарских племён со славянскими). Когда они рассказали князю об обрядах, которые необходимо соблюдать, в том числе и о запрете на употреблении вина, Владимир ответил знаменитой фразой: «Руси есть веселие пити», после чего отверг предложение булгар.
Потом пришли «немцы», посланные Римским папой. Те заявляли, что у них был пост по силе: «если кто пьёт или ест, то всё во славу божию». Однако Владимир отослал их, сказав им: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
Следующими были хазары, предлагавшие Владимиру принять иудаизм. Зная что Хазария была разгромлена его отцом Святославом, князь спросил, где их земля. Миссионеры были вынуждены признаться, что Бог их оставил, лишил земли и рассеял по другим странам. Владимир отказался и от иудаизма.
Византиец, которого русский летописец назвал Философом, рассказал князю о библейской истории и христианской вере. После того Владимир советовался с ближайшими боярами, и было решено дополнительно испытать веру, побывав на богослужениях у мусульман, немцев и греков. Посланники, вернувшись из Константинополя в Киев, с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». И Владимир выбрал христианство по греческому обряду.
Первое официальное празднование годовщины крещения Руси состоялось к 900-летию, в 1888 году, по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева. Праздничные мероприятия проходили в Киеве, в преддверии юбилея был заложен Владимирский собор. 950-летие Крещения Руси отмечалось в русском зарубежье.
Празднование 1000-летия Крещения Руси пришлось на 1988 год — разгар перестройки и политикой гласности в Советском Союзе. Между тем, за 5 лет до этого, в 1983 году, части строений Свято-Данилова монастыря в Москве было возвращена церкви, в нём была возрождена монашеская жизнь и создан духовно-административный центр. (До этого в СССР было только два действующих монастыря — Троице-Сергиева Лавра, где монашеская жизнь была возрождена в 1946 году, и никогда не закрывавшаяся Псково-Пече́рская обитель). Первым церковным зданием, построенным в СССР с нуля, стал Свято-Никольский кафедральный собор в Мурманске (1986). В июне 1988 года в районе Царицынских прудов в Москве патриарх Пимен заложил камень в основание храма в честь тысячелетия Крещения Руси, однако построен он был только в 2004 году.
В мае 1988 года в Оружейной палате Московского Кремля состоялась торжественная передача Русской православной церкви святых мощей и реликвий из кремлёвских музеев. Накануне торжеств Церкви были переданы Козельская Введенская Оптина пустынь и Толгский монастырь в Ярославле, возвращены часть строений Киево-Пече́рской лавры.
6 июня открылся Поместный собор в Троице-Сергиевой Лавре. Собор прославил в лике святых Димитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, святителей Макария Московского, Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника, преподобных Паисия Величковского и Амвросия Оптинского, блаженную Ксению Петербургскую.
Всю неделю с 5 июня по 12 июня в московских храмах совершались праздничные богослужения, а 11 июня прошло всенощное бдение. Кульминацией торжеств 12 июня 1988 года стало сослужение в Даниловом монастыре многочисленных православных иерархов со всего мира. Затем празднования переместились в Киев, где в последний день торжеств десятки тысяч участников стали свидетелями богослужения в Киево-Печерской Лавре, которое произошло впервые за почти тридцать лет. В дальнейшем в течение всего года по стране проходили мероприятия, приуроченные к памятной дате. Главным итогом торжеств стал мощный импульс к возрождению церковной жизни в СССР.