English version
Автоинформатор
+7-(495) 684-25-97, (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-19.00 кроме 1 - 8 января
  • последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
Интернет-радио

28 июля Россия отмечает День Крещения Руси

крещение руси 640.jpgВ православном церковном календаре эта дата (по старому стилю – 15 июля) – день памяти равноапостольного князя Владимира (960–1015). 

Впервые дату Крещения Руси отметили на официальном уровне в 1888 году. По всей стране прошли торжественные церковные службы и крестные ходы, праздничные народные гулянья. 

Почти через 100 лет, в 1987 году, XXIV сессия Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО призвала отметить грядущее «1000-летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре». Большого праздника не проводили, но научные и общественные мероприятия, приуроченные к юбилею, состоялись. Кроме того, накануне церкви были возвращены некоторые монастыри, в том числе Свято-Данилов монастырь в Москве, Свято-Введенская Оптина пустынь в Калужской области и Толгский монастырь в Ярославле.  

Спустя ещё 20 лет, в 2008-м, патриарх Алексий II обратился к руководству России, Украины и Беларуси с предложением ввести день памяти святого князя Владимира в перечень государственных памятных дат. В нашей стране соответствующий документ был подписан в 2010 году. В этот день в православных церквях по всей стране совершаются богослужения по уставу великого праздника. А ровно в полдень по местному времени в каждом храме начинают звонить колокола. Причем эта традиция получила распространение не только в России, но и в некоторых других странах постсоветского пространства, например в Белоруссии и Молдавии. Именно 988 год считают началом новой эпохи древнерусского государства. В этом году Владимир принимает крещение. Произошло это в захваченной им византийской Корсуни (это Херсонес, что под Севастополем). Там же он уже по христианскому обряду женится на сестре византийских императоров Анне. Вернувшись в Киев, Владимир приказывает разгромить все языческие капища и начинает обращать в христианство сначала своих детей и приближенных, а потом и остальных киевлян. 

Массовое крещение жителей города произошло при впадении реки Почайны в Днепр, где согласно летописи «сошлось там людей без числа». После Киева православие последовательно приняли и остальные города Древней Руси, правда, не всегда процесс проходил быстро и гладко. Так, например, вятичи сопротивлялись новой вере ещё столетие спустя. По мнению историков, принятие христианства Владимиром было обусловлено как его личными духовными исканиями, так и рядом внутри- и внешнеполитических причин. Язычество не устраивало князя в качестве государственной идеологии, так как противоречило идее централизации государственной власти. Кроме того, принятие христианства позволяло ввести Русь в число ведущих европейских держав своего времени и значительно повысить ее международный статус. Также историки отмечают, что к принятию христианства Владимира могла подтолкнуть память о матери его отца, княгине Ольге, которая крестилась в Византии в 950-х годах. 

Христианство в целом способствовало возникновению сознания единства человечества. Апостол Павел писал в Послании галатам: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного», а в Первом послании коринфянам: «…все мы одним Духом крестились и одно тело… Тело же не из одного члена, но из многих». 

Вместе с сознанием равенства пришло на Русь и сознание общей истории всего человечества и участие в этой истории всех народов. 

В Российской государственной библиотеке для слепых (РГБС) вы можете более подробно ознакомиться с этой темой. 

В читальном зале вас ждут следующие издания: Алексеев С.В. «Крещение Руси и Владимир Святой», М., 2017; «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков, М., 1988. 

В отделе абонемента вы можете взять книгу Лебедева Л. – «Крещение Руси, 988–1988 годы», выпущенную Московской патриархией в 1987 году и записанную на три кассеты, а также книги, изданные по системе Брайля: Никольский Н.М. «История русской церкви» М., 1985; Титов В.Е. «Православие» М., 1976.