+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости28 сентября – 115 лет со дня рождения Ираклия Андроникова (1908–1990), литературоведа, исследователя творчества Лермонтова

28 сентября – 115 лет со дня рождения Ираклия Андроникова (1908–1990), литературоведа, исследователя творчества Лермонтова

Ираклий Луарсабович Андроников (русифицированная версия грузинской фамилии Андроникашвили) был народным артистом, литературоведом, одним из лучших знатоков лермонтовского наследия, публицистом, а еще признанным мастером устного рассказа. Сейчас трудно поверить, но много лет назад телеаудитория Андроникова насчитывала миллионы зрителей. Тогда не существовал еще искрометный телеряд, не пользовались эффектными перебивками: с экрана лился неторопливый монолог немолодого седовласого ведущего, унося к творческим вершинам Тынянова и Рихтера, Чуковского и Маршака, Сарьяна и Качалова. Он открыл дорогу целому ряду новых жанров, близких самым широким слоям населения страны. Жванецкий, Задорнов и многие юмористы на нашей эстраде стали продолжателями того, с чего начинал Андроников.

С 1925 по 1930 год Ираклий Луарсабович учился сразу в двух высших учебных заведениях: на историко-филологическом факультете Ленинградского университета и на словесном отделении Института истории искусств. Он получил специальность литературного работника с журнально-газетным уклоном.

В середине 1930-х годов Ираклий Андроников начал работать над комментариями к сочинениям Михаила Лермонтова. Уже эти первые исследования определили особенности его метода как литературоведа: изучение художественного текста, анализ документов и поиск новых, встречи с потомками современников Лермонтова, обращение к материалам частных лиц. Были установлены новые биографические факты, найдены два неизвестных стихотворения поэта.

Еще в студенческие годы Андроников стал выступать в качестве лектора Ленинградской филармонии. В знаменитом сатирическом рассказе «Первый раз на эстраде» он описывает свой провальный дебют. Дело в том, что он был очень застенчивым человеком и сильно нервничал во время публичных выступлений. Говорил, что язык сам «выводил необыкновенные ответы», когда он сдавал экзамены в университете.

Постепенно Ираклий Луарсабович научился извлекать выгоду из этой своей особенности и через несколько лет создал собственный жанр выступления – устный рассказ, «импровизацию, растущую в процессе исполнения». Андроников часто пародировал писателей, артистов, музыкантов, ученых и других известных людей, точно воспроизводя их мимику, интонацию, манеру речи и особенности мышления. Он никогда не репетировал, не подыскивал слова, говорил очень легко и без помарок. Рассказы писателя пользовались огромным успехом, их называли «Театр одного актера». Среди работ того времени – «Рассказ актера», «Доктор Кикнадзе», «Телохранитель императрицы».

В день начала Великой Отечественной войны в газете «Правда» были опубликованы его размышления по поводу стихотворения «Бородино» с привлечением новых материалов. В январе 1942 года был назначен литсотрудником в газету «Вперед на врага» и направлен на Калининский фронт. В 1947 году он защитил кандидатскую диссертацию на тему «Разыскания о Лермонтове». Ее продолжением стала монография «Лермонтов в Грузии в 1837 году».

В этом исследовании были выяснены многие обстоятельства, сопровождавшие службу Лермонтова в Нижегородском полку, изучены его связи с грузинской культурой.

В 1954 году состоялось первое выступление Андроникова по телевидению с циклом устных рассказов. Эта сторона деятельности писателя получила высокое признание. Результатом дальнейших литературоведческих изысканий стала книга «Лермонтов. Исследования и находки» (1964). В ней много места уделено истории создания стихотворения «Смерть поэта», исследованы связи Лермонтова с кругом друзей и знакомых Пушкина, тщательно рассмотрены документы, связанные с дуэлью Лермонтова.

В дальнейшем Андроников много времени уделял работе в качестве редактора, автора вступительных статей и комментариев к сочинениям Лермонтова. Нельзя не отметить огромную работу, которую он вел по сохранению памятников культуры. В 1967 году писатель стал одним из инициаторов организации в Москве музея А. С. Пушкина. После его выступлений по телевидению и в печати многие коллекционеры стали передавать в музей мемориальные материалы.

С начала 70-х годов Ираклий Андроников регулярно выпускал телевизионные фильмы с рассказами о людях и событиях русской культуры XX века. Фактографическая точность, живой авторский комментарий вполне позволяют рассматривать их и как памятник истории культуры. Его «рассказы в лицах» первоначально воспринимались как факт литературного быта, но по мере ухода из жизни их героев они стали осознаваться как оригинальная форма мемуарного жанра и культурной памяти. В этом и заключается их непреходящее значение для последующих поколений.

 

 

 

 

 

28 сентября 2023


Up!