29 августа – 160 лет со дня рождения бельгийского прозаика, драматурга, философа, лауреата Нобелевской премии Мориса Метерлинка (1862-1949)
Метерлинк более известен российской читающей публике как автор трагедий, и лишь немногие знают о нем как о философе, моралисте, учителе жизни. На 34-м году жизни он написал целый трактат «Мудрость и Судьба», в котором страстно убеждает людей быть счастливыми.
В очерке Минского (поэт, писатель и переводчик Николай Максимович Виленкин), который переводил произведения Метерлинка для Полного собрания сочинений, вышедшего под его редакцией в издании Товарищества А. Ф. Маркса в Петрограде в 1915 году, говорится: «Мне кажется, что именно эта радостная, притом не буйно, а ласково, по-весеннему радостная, детски-счастливая атмосфера, окружающая все произведения Метерлинка, а не выраженные в них философские или нравственные идеи и даже не их художественные достоинства, делает их столь дорогими и близкими нашей современности».
По текстам этого собрания была составлена книга «Морис Метерлин. Разум цветов», которая была выпущена в 1995 году российским издательством «Московский рабочий». В сборник включены натурфилософские работы Метерлинка «Двойной сад», «Разум цветов», «Жизнь пчел», в которых тончайшие, изумительные наблюдения над жизнью растений, цветов и пчел неотделимы от размышлений о нравственной природе человека, о его предназначении на земле, а также философское эссе «Мудрость и судьба».
В примечаниях относительно развернуты характеристики исторических лиц и событий, мифологических героев, особо значимых для восприятия и понимания философско-этических воззрений Метерлинка. В начале книги полностью приведен биографический очерк Н. Минского «Морис Метерлинк».
Творчество Мориса Метерлинка послужило для исканий русских театральных режиссеров, направленных на открытие новых путей сценической выразительности.
В России постановки Метерлинка связаны прежде всего с именами Константина Станиславского и Всеволода Мейерхольда.
Театральный сезон 1904 года Художественный театр открыл постановками одноактных драм Метерлинка: «Слепые», «Непрошеная», «Там, внутри». Но громкий успех достался «Синей птице» Метерлинка – пьесе-феерии, которая проникнута не только верой в возможность на земле царства любви и счастья, но уверенностью в том, что это царство уже наступило. По мысли автора, Синяя птица и есть не что иное, как символ счастья, которое люди ищут повсюду в прошлом и будущем, в царстве дня и ночи, не замечая, что это счастье находится у них под рукою, в их собственном доме, так что, в сущности, счастье искать не надо, а только увидеть: оно везде.
Премьера «Синей птицы» состоялась в Художественном театре в сентябре 1908 года. Константин Станиславский вспоминал позднее, что «спектакль имел очень большой успех». «Синяя птица» сделалась мечтой всех московских детей, – писал он Метерлинку через месяц после премьеры. – Целые школы и отдельные семьи присылают ко мне депутации и прошения, написанные неуверенным детским почерком, с просьбой достать билеты на «Синюю птицу».
Всеволод Мейерхольд впервые обратился к пьесам Метерлинка в период работы в Товариществе новой драмы, организованном в Херсоне. Значительную часть переводов его текстов для театральных экспериментов Мейерхольда осуществил заведующий литературной частью Алексей Михайлович Ремизов. Это пьесы «Втируша», «Внутри», «Слепые», «Смерть Тентажиля» и другие. Последним произведением Метерлинка, к которому обратился Мейерхольд, и последней его работой в Театре В. Ф. Комиссаржевской стала пьеса «Пелеас и Мелисанда», поставленная в 1907 году.
Постепенно Метерлинк, еще столь недавно будораживший воображение самых выдающихся людей русской культуры, стал принадлежностью истории, классиком. Но он не забыт. Его произведения по-прежнему читают и ставят в современных российских театрах.