+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости29 декабря — Международный день виолончели

29 декабря — Международный день виолончели

 

Название инструмента происходит от итальянского violoncello, уменьшительно-ласкательного от violone — маленький контрабас, контрабасик. Первые упоминания виолончели появляются в начале XVI века. Самый древний из сохранившихся инструментов, по имени Король, был создан мастером Андреа Амати (умер в 1578 году) и сейчас находится в музее Южной Дакоты (США). В XVII–XVIII веках Антонио Страдивари и другие итальянские мастера усовершенствовали виолончель. С тех пор её строение до нашего времени практически не изменилось. Только в конце XIX века был изобретён изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение. При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, что облегчило технику игры. До этого времени виолончелист удерживал виолончель икрами ног.

 

Первыми сольными произведениями для виолончели стали сонаты и ричеркары Доменико Габриелли (1659–1690). К середине XVIII века виолончель начала использоваться как концертный инструмент и благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения вытеснила из музыкальной практики виолу да гамба (этот инструмент был надолго забыт, но в прошлом веке возрождён аутентистами для исполнения старинной музыки). Виолончель вошла в состав основных инструментов симфонического оркестра и камерных ансамблей. Но ещё в начале прошлого века виолончелисты редко выступали с сольной концертной программой. Пётр Чайковский писал: «Нужна громадная талантливость, необходима сложная совокупность внутренних качеств, чтобы победоносно привлекать внимание публики на эстраде с виолончелью в руках». Большинство виолончелистов играли в оперных театрах, на каждое место приходилось выдерживать сложный конкурс.

 

Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося испанского (точнее, каталонского) виолончелиста Пабло (точнее, Пау) Казальса (1876–1973). Он вернул к жизни многие прекрасные произведения XVIII и XIX веков и разработал новые приёмы аппликатуры и смычковой техники. Казальс был также пианистом и композитором. Музыку сочинял он преимущественно для струнных инструментов, а также для оркестра и хора.

 

Однажды перед концертом, в котором Пабло Казальс должен был играть с оркестром концерт Дворжака, дирижёр оркестра вдруг стал плохо отзываться о музыке, которую они должны были исполнять. Казальс страшно возмутился: «Если вы так мрачно смотрите на это произведение, то я, пожалуй, отказываюсь участвовать в коллективном поругании прекрасного композитора!» И покинул зал. Концерт не состоялся. На следующий день виолончелисту была вручена повестка в суд по обвинению в нарушении контракта. Хотя судьи признали правоту Казальса с точки зрения искусства, штраф за срыв концерта ему пришлось заплатить. На суде музыкант сказал: «Я рад расстаться с любыми деньгами, для того чтобы только не играть с профанами. Иначе я перестану быть Казальсом!»

 

В Париже при участии Пабло Казальса был устроен конкурс виолончелей, на котором проверялся звук старинных и современных инструментов. Казальс сыграл одну и ту же пьесу на 12 виолончелях, из которых 6 были произведениями лучших старинных мастеров, а другие 6 были изготовлены на современных фабриках музыкальных инструментов. Во время прослушивания в зале была полная темнота для того, чтобы нельзя было рассмотреть формы инструментов. Собравшиеся судьи определяли красоту звука и ставили баллы. Ко всеобщему удивлению конкурс окончился всеобщей победой современных инструментов, которые в общей сумме получили 1484 балла, между тем как на виолончели работы Гварнери и Страдивари пришлось всего 883 балла. По этому поводу маэстро сказал: «И все же я предпочитаю Гварнери. У старых инструментов есть своя душа. А красота иногда бывает красотой бездушной».

 

Международные конкурсы виолончелистов имени Пабло Казальса проводятся с 1957 года (первый состоялся в Париже). Один из крупнейших музыкантов-исполнителей прошлого века не создал школы в общепринятом смысле этого слова, однако его вклад как в исполнительскую практику, так и в мировую музыкальную культуру в целом, неоценим. Верность моральным идеалам, бескомпромиссная нравственная позиция Пабло Казальса стали образцом и ориентиром для многих в кризисные моменты истории XX века.

 

Именно день его рождения и стал Днём виолончели, или Днём виолончелиста.

 

Что можно почитать о виолончели и виолончелистах? В интернете есть хорошая библиотека для музыкантов-струнников thecellist.ru, где можно обратить внимание на раздел не только со специальной литературой: https://thecellist.ru/knigi-for-cello-rus/ Здесь есть книги об истории виолончельного искусства, беседы с Пабло Казальсом, воспоминания Григория Пятигорского, биографии Даниила Шафрана, Мстислава Ростроповича и других выдающихся виолончелистов. Книги в формате PDF.

 

https://vk.com/audios698051295?block=my_playlists&section=all&z=audio_playlist698051295_891

29 декабря 2023


Up!