+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости29 июня – 180 лет со дня рождения Йозефа Лабора (1842–1924), органиста, композитора

Некоторые современники считали Йозефа Лабора величайшим из живущих тогда композиторов, ставя его в один ряд с Моцартом, Гайдном, Бетховеном, Шубертом и Брамсом. Кроме того, он (также по мнению современников) обладал совершенной техникой игры на фортепиано.

 

Йозеф Лабор – пианист, органист, композитор, музыкальный педагог, потерявший зрение в трехлетнем возрасте в результате заболевания оспой. Свой путь в музыке он начал с обучения в Венском королевском институте для слепых детей – первом учебном заведении для незрячих в Австро-Венгрии.

Основатель и первый директор Института Иоганн Вильгельм Клейн был убежден, что у слепых имеются прирожденные музыкальные способности и у них наблюдается бо́льшая потребность в музыке, чем у зрячих. Поэтому музыкальным занятиям с незрячими детьми уделялось особое внимание. Они проводились по специальным методикам, разработанным преподавателем фортепиано и пения и одновременно придворным органистом Симоном Зехтером.

Под руководством Зехтера Йозеф Лабор продолжил учёбу уже в Венской консерватории.

После окончания консерватории Лабор много гастролировал. В Ганновере (столица одноименного Королевства, расположенного с 1814 по 1866 год на территории современной Нижней Саксонии на северо-западе Германии) он подружился с королем Георгом V Ганноверским, который также был незрячим, и стал пианистом королевского камерного оркестра.

Во время Австро-Прусской войны 1866 года Георг V принял сторону Австрии. Прусская армия оккупировала Ганновер, и вскоре он был аннексирован Пруссией. Георг не признал этого решения и эмигрировал в Австрию. Вместе с низложенным королем в изгнание отправился и Йозеф Лабор.

В Вене он работал преподавателем теории музыки и игры на фортепиано. В числе его учеников были прославленные впоследствии музыканты и композиторы Арнольд Шёнберг, Юлиус Биттнер и Пауль Витгенштейн.

История дружеских отношений с Витгенштейном и его семьей заслуживает особого внимания.

Витгенштейны – одно из самых богатых, талантливых и эксцентричных семейств в истории Европы, всех членов которой объединяла фанатичная любовь к музыке, блистательный и трагичный венский род.

Лабор был не только учителем музыки одного из сыновей Витгенштейнов – Пауля, но и добрым другом, советчиком, семейным музыкантом и композитором.

Английский писатель Александр Во, автор книги «Дом Витгенштейнов. Семья в состоянии войны», пишет: «Пауль ходил к нему на уроки по “теории музыки”, состоявшие из долгих разговоров о музыке, искусстве, театре, философии, политики и жизни в целом. Мужественно смирившись со слепотой, Лабор мог довести окружающих до слез сочувствия…», и приводит запись из дневника старшей дочери Витгенштейнов, Гермины: «Никогда не могла наслушаться, музыка Лабора трогала меня до слез – и я их не сдерживала, зная, что он их не увидит».

В 1912 году на средства семьи Витгенштейн были изданы почти все сочинения Лабора, инициатором этого стал Пауль.

Талантливый молодой пианист Пауль Витгенштейн успешно дебютировал в Вене в 1913 году. Но благополучную жизнь музыканта и только начинавшуюся блестящую карьеру круто изменила Первая мировая война. В 1914-м он попадет по призыву на фронт, почти сразу в боях с русской армией на территории Польши получает ранение в локоть правой руки, которую пришлось ампутировать, попадает в плен, в лагерь для военнопленных в Омске. В 1915 году по программе Красного Креста об обмене военнопленными Витгенштейн был освобожден и вернулся в Вену.

Похоже, не только музыкальные знания и навыки вложил в Пауля слепой учитель, но и волевые качества, и любовь к своему призванию. Вопреки обстоятельствам, исполнительскую карьеру Витгенштейн не оставил. Он продолжал выступать, виртуозно играя левой рукой и создавая собственные аранжировки произведений Баха, Грига и других выдающихся композиторов.

Но особому пианисту нужен был собственный репертуар, и первым, кто специально для Пауля сочинил фортепианный концерт для левой руки, был его бывший учитель Йозеф Лабор.

Вслед за Лабором «леворучные» концерты по заказу Витгенштейна стали писать его знаменитые современники Рихард Штраус, Морис Равель, Сергей Прокофьев, Бенджамин Бриттен. Он исполнял их блестяще, причем играл не только сольные концерты, но и вместе с симфоническим оркестром.

 

Йозеф Лабор – автор многочисленных музыкальных произведений для скрипки и фортепиано, скрипки с оркестром, для фортепианного квартета, для кларнета, скрипки, альта, виолончели и фортепиано, для двух фортепиано в четыре руки и, конечно, для органа. Их и сегодня исполняют лучшие музыканты планеты.

А в центре Вены перед фасадом Wiener Konzert Haus – знаменитого концертного зала австрийской столицы – установлен памятник незрячему композитору и исполнителю-виртуозу Йозефу Лабору.

 

Послушать музыку Йозефа Лабора (Piano Quintet in E minor, Op. 3) вы можете здесь:

https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=MyFRS2mEg_w

 

 

29 июня 2022


Up!