+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости29 сентября — Всемирный день сердца

29 сентября — Всемирный день сердца

Этот день был организован в 1999 году по инициативе Всемирной федерации сердца. Сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смертей в мире, унося 18 млн жизней в год. Артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца (в том числе инфаркт миокарда) и инсульт являются ведущей причиной смерти населения во всем мире. Всемирный день сердца призван напомнить, что профилактика возможна и необходима как на глобальном, так и на индивидуальном уровне.

О сердце много написано в научной литературе. Но есть и художественная, посвящённая именно ему как органу. В качестве примера этому можно привести книгу врача и учёного Фёдор Углова (1904–2008) «Сердце хирурга» (1974). Это произведение считают лучшим медицинским романом XX века, написанным задолго до появления интереса к медицинским сериалам и книгам. Это реальный дневник хирурга, в котором правда везде – от первого до последнего слова. Повествование начинается с блокадного Ленинграда, где Федор Углов и начал работать в больнице. Захватывающее описание операций, сложных случаев, загадочных диагнозов — всё это преподносится как триллер с элементами детектива. Издание можно скачать на сайте звуковой библиотеки av3715.ru, и на сайте «Литрес» как аудиокнигу и как текстовой файл.

Сердце открывает нам и духовный мир человека. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) интересовался сердцем и его деятельностью и как хирург, и как пастырь. В трактате архиепископа «Дух, душа, тело», написанном во второй половине 1940-х годов, этой теме посвящена вторая глава — «Сердце как орган высшего познания». Ссылаясь на труды философов, академика Павлова, и, конечно, на богатый собственный опыт врача, профессор резюмирует: «Если, таким образом, мозг нельзя считать органом чувств и исключительным органом высшего познания, то это в огромной мере подтверждает учение Священного Писания о сердце как органе чувств вообще и особенно высших чувств». Книга «Дух, душа, тело» (варианты названия — «Дух, душа и тело», «О духе, душе и теле») есть в фондах РГБС во всех форматах. Также есть она в звуковой библиотеке av3715.ru и в текстовом формате — на сайте «Литрес».

А как вообще сердце обыгрывается в художественной литературе? Безусловно, с ним связано всё, что чувствуем: любим, ненавидим, оцениваем. Мы выражаем свои мысли, используя слово «сердце» чаще, чем названия других частей тела. Вот только небольшая часть языковых метафор: «люблю всем сердцем», «сказал в сердцах», «пришелся по сердцу», «у него/нее большое сердце», «сердцу не прикажешь», «с тяжелым сердцем», «у тебя нет сердца», «связаны сердцами», «чувствую сердцем», «вижу сердцем», «сердце упало», «мое сердце замерло», «мои сердечные поздравления», «рад сердечно», «сердце не на месте» и так далее. Сердце — точка выражения отношения к миру, к человеку, к событию.

Очевидно, что книг, так или иначе связанных с этим, огромное количество. И «сердце» фигурирует даже в названиях, как, например, приключенческий роман Джека Лондона «Сердца трёх». Писатель назвал так свое произведение потому, что его герои — три любящих сердца. Два сердца любили одну женщину, а женское сердце любило двоих братьев.

Главный герой книги, Фрэнсис Морган — сын покойного миллионера и далекий потомок знаменитого пирата XVII века Генри Моргана — отправляется в Панаму на поиски пиратского клада и встречает там другого Генри Моргана — своего дальнего родственника, который вскоре становится его спутником в опасных приключениях и соперником в любви. Путешествие в Кордильеры к сокровищам индейцев племени майя, борьба с коварным Альваресом Торресом и жителями Долины Затерянных Душ, странствия по неведомым землям, стремительные погони, чудесные спасения, остродраматичные любовные коллизии сменяют друг друга с поистине кинематографической скоростью, делая «Сердца трех» увлекательным чтением. Книгу можно взять в каталоге РГБС по Брайлю, в звуковом формате и плоскопечатном тексте.

А бывают ситуации, когда собственное сердце выдает преступника. Об этом – рассказ американского писателя Эдгара По «Сердце-обличитель» (1843). Здесь неназванный рассказчик, который пытается убедить читателя в его здравом уме, одновременно описывая убийство, которое он совершил. Автор сосредотачивается на создании картины «идеального преступления», когда, казалось бы, ничто не может выдать убийцу. Однако о несправедливой расправе над невинным человеком дало знать громким стуком его же сердце.

… Я схватил стул и стучал им об пол, — но звук усиливался, раздавался громче, — громче! А эти господа все смеялись и болтали. Неужели они не слышали? Всемогущий боже! — разумеется, слышали! — подозревали! — знали! — и забавлялись ужасом моим. Я был и остаюсь при этом убеждении. Но все, что угодно, было лучше этой пытки, легче этого издевательства! Я не мог выносить их лицемерного смеха. Я чувствовал, что должен или закричать или умереть, — а звук раздавался!.. не умолкая!.. все громче! громче! громче! громче!
— Негодяи, — крикнул я, — полно притворяться! Я сознаюсь!.. поднимите доски!.. здесь, здесь!.. это бьется его проклятое сердце!

 

 

29 сентября 2023


Up!