Каждая человеческая профессия наполнена специфическими нюансами, о которых даже не догадывается большинство людей, далеких от той или иной сферы деятельности. Так, для библиотечных профессионалов, работающих в специальных библиотеках для слепых, тифлобиблиотековедение, тифлобиблиография, тифлокниговедение – это научные направления, изучающие и развивающие теорию, технологии, методики и организацию библиотечного обслуживания незрячих и слабовидящих людей, то есть, по сути, их ежедневную, повседневную, привычную работу. И у современных библиотекарей создается впечатление, что эти понятия и эта деятельность существовали всегда, во всяком случае очень-очень давно. Но это не так.
Сам термин «дефектологическое библиотековедение» (и «тифлобиблиотековедение» как его часть), предметом которого являются особенности библиотечного обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, получил научное признание менее 30 лет назад, в 1993 году.
Основоположником этого направления библиотековедения является доктор педагогических наук, профессор Московского государственного института культуры Александр Евгеньевич Шапошников.
После окончания московской средней школы № 73 в 1951 году он поступил в Московский государственный библиотечный институт (МГБИ). Выбор профессии в немалой степени был обусловлен культурными традициями семьи, в которой из поколения в поколение передавались любовь к знаниям, книгам и к библиотекам, хранящим книжные богатства.
В 1957 году Шапошников после возвращения в Москву из Читы (где он работал по распределению после окончания института) поступил на работу в Республиканскую центральную библиотеку для слепых (РЦБС) (это нынешняя Российская государственная библиотека для слепых). И это на все последующие годы определило сферу его профессиональных и научных интересов. В библиотеке он работал библиографом-редактором, заведующим библиографическим и научно-методическим отделами. Период работы Александра Шапошникова в РЦБС совпал с периодом становления библиотеки как республиканской: разрабатывались принципы библиотечного обслуживания незрячих и слабовидящих, формировались фонды литературы на специальных носителях информации; многие библиотечные проблемы и вопросы, привычные для обычных библиотек, здесь приходилось осмысливать иначе, и их решения искать, учитывая специфику обслуживания незрячих. Шапошников занимается созданием библиографических пособий, списков, указателей, методических рекомендаций, подготовкой и проведением всероссийских совещаний для работников библиотек для слепых, выезжает в командировки для оказания методической помощи, внедряет в практику библиотек для слепых «говорящую» книгу.
В 1961 году Александр Евгеньевич поступил в аспирантуру МГБИ. И, конечно, работа в РЦБС определила тему его кандидатской диссертации – «Современное состояние и перспективы библиотечного обслуживания слепых в Советском Союзе», которую он защитил в 1965 году.
С 1971 года Александр Шапошников работает над докторской диссертацией, основная идея которой заключалась в создании новой отрасли библиотековедения – дефектологического библиотековедения. При подготовке диссертации был собран огромный фактический материал, проводились опросы библиотекарей специальных школ и библиотек, изучались читательские интересы и проблемы библиотечного обслуживания глухих, архивные материалы, широкий круг литературных источников (в том числе и на иностранных языках). По теме исследования в 1971–1993 годах ученым было опубликовано свыше 20 работ.
Однако защита докторской диссертации «Библиотечное обслуживание инвалидов» стала возможной только в постсоветское время после коренного пересмотра отношения государства и общества к проблемам инвалидности – в марте 1993 года. И с этого времени термин «дефектологическое библиотековедение», частью которого является тифлобиблиотековедение, получил научное признание и дальнейшее развитие в трудах его последователей и учеников.
После защиты докторской диссертации Шапошников расширяет сферу своих исследований, включив в нее все аспекты библиотечного обслуживания социально незащищенных групп населения – слепых и глухих, пожилых, заключенных, лиц с девиантным поведением. Это новое направление, возникшее на стыке библиотековедения, социологии, психологии, педагогики и медицины, получило от автора название «Библиотечная социономика».
Александр Шапошников – автор более 300 научных публикаций. Под его руководством было защищено 12 кандидатских диссертаций. Будучи многогранным ученым, он посвящал свои исследования и общим проблемам истории библиотечного дела и истории чтения, вопросам социологии и психологии чтения, проблемам общения, этическим вопросам библиотечного дела.
Но не только библиотечным профессионалам могут быть интересны работы Шапошникова. В последние годы жизни им были написаны воспоминания о своем детстве и юности, студенческих годах, работе в библиотеках и преподавательском труде. Они написаны так ярко и живо, что у читателя создается впечатление, что он проживал эти жизненные ситуации, находясь рядом с автором.
Например, в свободном доступе в сети интернет можно найти его воспоминания о жизни обитателей арбатского дома № 6-в по Большому Николопесковскому переулку в предвоенные и военные годы. Они были написаны для проекта «История домов в воспоминаниях жителей Арбата» Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А. Ф. Лосева» и находятся на сайте библиотеки в подразделе «Память Арбата», раздела «Проекты».
А более полные мемуары Александра Шапошникова о детстве и юности на Арбате, жизни в военной Москве, учебе в библиотечном институте и других вехах его биографии, его исследования, посвященные предкам, воспоминания мамы – Екатерины Шапошниковой о семье видного военного деятеля Михаила Тухачевского, репрессированного в 1937 роду (она преподавала математику дочери маршала), и даже стихи, им написанные, – можно найти и прочитать в книгах, находящихся в фондах Российской государственной библиотеки для слепых.
В РГБС на 3-м этаже сейчас проходит выставка «90 лет со дня рождения А. Е. Шапошникова».