+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости30 августа – День Франкенштейна

30 августа – День Франкенштейна

Около четверти века в предпоследний день лета люди надевают страшные костюмы, пересматривают старые фильмы ужасов, читают готические романы и устраивают тематические вечеринки. Это связано с необычным праздником, который называют Днем Франкенштейна и отмечают 30 августа, в честь дня рождения писательницы, создавшей персонажа массовой культуры. Разумеется, английская писательница Мэри Шелли, не подозревала, что через два века ее произведение приобретет такую популярность.

История создания романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» интресна. Летом 1816 года, во время европейского турне в Швейцарии на вилле Диодати собралась компания молодых англичан – Джордж Байрон, Джон Полидори, Перси Шелли и Мэри Годвин (будущая миссис Шэлли). Из-за плохой погоды компания была вынуждена сидеть на вилле и развлекаться чтением, а потом и выдумыванием собственных историй.

Благодаря этим тренировкам появилась на свет повесть «Вампир» Джона Полидори, который сформировал современный образ вампира в дальнейшем развитый Брэмом Стокером в «Дракуле» (интересно, что среди памятников русской литературы XV века есть произведение о прототипе графа Дракулы – «Сказание ο Дракуле воеводе»).

Вторым детищем «вечеринки ужасов» стал «Франкенштейн». Уже через два года роман был издан без указания автора, и только в 1831 году Мэри Шелли опубликовала произведение в переработанном виде и под своим именем. Именно в этом издании писательница поведала об обстоятельствах создания своей книги.

По сюжету, английский исследователь Уолтон обнаруживает среди льдов истощенного европейца по имени Виктор Франкенштейн, который рассказывает историю своей жизни. Молодой студент из Женевы нашел способ создания живой материи из неживой и с помощью этого открытия создал и оживил гиганта.

Новоявленное существо одним своим видом напугало Виктора, заставив ученого в ужасе бежать из лаборатории. После череды убийств, совершенных монстром, он находит Виктора и признается, что ненавидит ученого, узнав историю своего создания.

Роман получил не лучшие оценки критиков (в том числе из-за того, что автор – женщина), но зато сразу приобрел популярность у простых читателей. Книга пережила множество переизданий и до сих пор пользуется спросом. В этом году исполняется 200 лет с первой театральной постановки «Франкенштейна».

Несмотря на то что действие романа начинается в Петербурге и Архангельске, в России книга долгое время не была популярна.

Иначе дела обстояли в англоязычном мире. С появлением кинематографа и жанра фильмов ужаса персонажи романа «Франкенштейн, или Современный Прометей» перекочевали со страниц книг и театральных подмостков на киноэкраны.

Уже в 1910 году чудовище, созданное Виктором Франкенштейном, можно было увидеть в кинотеатрах США. Но каноническим стал образ чудовища, созданный в фильме «Франкенштейн» американо-британским актером по имени Борис Карлофф (настоящее имя – Уильям Генри Пратт) – собранное из кусков различных тел существо, оживленное с помощью молнии. В этом образе некоторая медлительность и угловатость движений существа сочеталась с массивностью тела, огромным высоким лбом с надбровной дугой и мертвыми глубоко посаженными глазами. Между тем в романе Мэри Шэлли не было подробного описания ни внешнего вида монстра, ни того, как именно его получилось оживить. Однако ключевой идеей было то, что существо удалось оживить с помощью науки. Именно поэтому роман считают первым произведением в жанре научной фантастики.

В дальнейшем история Мэри Шэлли про ученого, которому удалось постичь тайну зарождения жизни и научиться оживлять безжизненную материю, пережила множество адаптаций и переработок.

Некоторые идеи, которые были лишь заложены писательницей, развились в отдельные книги, фильмы, спектакли и даже видеоигры. Например, в оригинальной книге Виктор Франкенштейн создает для своего чудовища подругу, но тут же ее уничтожает, испугавшись последствий. Но в чрезвычайно популярном фильме 1935 года «Невеста Франкенштейна» эта идея была реализована, и чудовище получило подругу. Эта сюжетная линия сама стала интерпретироваться и развиваться независимо.

Чудовище Франкенштейна за историю бывало и бездушной машиной для убийств и мстителем и даже положительным персонажем. Уже в 1948 году вышел комедийный фильм ужасов «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна», где незадачливые специалисты бюро доставок противостоят команде злодеев из самого монстра, графа Дракулы и Человека-Волка. Интересно, что эти же персонажи фигурируют в семейном анимационном фильме «Монстры на каникулах» 2012 года. Здесь чудовище Франкенштейна – приятель Дракулы и приезжает в его отель на день рождения дочери главного вампира.
Образ ученого также многократно менялся: он был и молодым и старым, положительным и отрицательным персонажем, он бывал одинок или обладал обширной родней. Если изначально создатель монстра был студентом из швейцарской Женевы начала XIX века, то, например, в экранизации 2015 года под названием «Виктор Франкенштейн» главный герой живет в викторианской Англии того же века. В этом фильме основной фокус переключен на раскрытие образа Франкенштейна, который пытается не просто создать Прометея, но воскресить погибшего брата.

Книга Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» доступна для прослушивания в онлайн-библиотеке Михайлова (av3715.ru).

29 августа 2023


Up!