30 марта – День знакомства с великими писателями
Творчество любого писателя мы изучаем прежде всего по его книгам и работам о нем. Между тем хорошим дополнением к этому служат литературные музеи – особая разновидность музеев, в которых история передается через личность и творчество писателя. Ведь прийти в дом, где он жил, это значит побывать у него в гостях.
Литературные музеи принадлежат к относительно молодой профильной группе. Стремление увековечить память любимых писателей и открыть посвященные им музеи впервые проявляется в XIX веке. Первые литературные музеи возникали как мемориальные. Личные вещи, здания, внутреннее убранство помещений, детали обстановки обладают удивительным свойством – рассказывая о живших людях, передавать колорит прошлого. Поэтому потомки стремились сохранить неизменными дом, кабинет, рукописи, книги, предметы домашнего обихода писателя. Любой предмет, попадая в музей, теряет свойства бытовой вещи и хранится как свидетель истории.
Первый литературный музей – мемориальный музей Фридриха Шиллера – возник в 1859 году в Германии в городе Марбах. Его главным мемориальным экспонатом был и остается сам дом, в котором знаменитый немецкий поэт и драматург родился и прожил несколько детских лет. Сегодня этот музей вместе с Национальным шиллеровским музеем, посвященным литературе XVIII-XIX веков, и вместе с Музеем литературы современности входит в состав Немецкого литературного архива.
Давайте сегодня отправимся с вами в гости к французскому писателю Марселю Прусту (1871–1922) в его парижскую квартиру на бульваре Осман в доме № 102! Именно там живя в полной изоляции и лежа в кровати , он писал цикл «В поисках утраченного времени». Его комната полностью сохранилась и центральный элемент в ней, конечно, широченное ложе.
Этот дом не совсем дом Пруста. Оказывается, там была стена, которую позже разобрали. Поэтому сначала экскурсанты находятся в соседнем доме и только потом, перешагнув эту воображаемую линию, попадают в дом писателя, который чуть выше. У стены стоит журнальный столик, как в чиновничьем кабинете, с кожаными коричневыми креслами; над столиком – громадное абстрактное полотно в серебряной раме. Всюду – неоновый свет.
Теперь перед посетителями узенький коридор. Они должны войти в маленькую комнату, в середине которой большой письменный стол – такие столы обычно бывают у великих писателей, – у стены, слева от входа, стол поменьше, с ящиками, в стиле бидермейер, дальше – мраморный камин, в простенке между двумя окнами – книжный шкаф с застекленными дверцами. На стене справа непривычно высоко висит черно-белый портрет писателя: он как будто нарисован на асфальте способным гимназистом или художником, обреченным на бедность и неизвестность; портрет слишком велик, но не стоит придираться. Он явно не гармонирует с обстановкой бывшей спальни Пруста; на камине – часы, бронзовые подсвечники, над камином – венецианское зеркало в позолоченной раме, на окнах – накрепко закрепленные белые занавеси. Не будь их – из окон был бы виден бульвар Осман.
Стены покрыты панелями пробкового дерева. Это было сделано еще по распоряжению самого писателя. Хотя так было в то время, когда Пруст жил здесь, а сейчас это всего лишь обои с рисунком пробкового дерева…
Подробную экскурсиюя в дом Марселя Пруста вы можете совершить, посмотрев передачу филолога и переводчика Армена Захаряна «Мир Марселя Пруста: судьба, стиль, переводы и Пруст-проект [В поисках утраченного времени #1]» на его литературном канале «Армен и Федор» по этой ссылке:
https://www.youtube.com/watch?v=f1T1_TYT…