+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости30 января – 125 со дня рождения скульптора Лины По (1899–1948)

30 января – 125 со дня рождения скульптора Лины По (1899–1948)

 

 Полина Михайловна Горенштейн родилась 30 января 1899 года в Екатеринославе (ныне Днепр). С детства ее увлекали музыка, танцы, рисование, лепка. В 1913 году Полина поступила в хореографическую студию и одновременно посещала уроки рисования в студии Шредера, занималась лепкой фигурок из глины. Получив среднее образование, она по настоянию родителей поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Харькове. Но Полину неудержимо влекло искусство. Поэтому она поступила в балетную школу Тальори и в студию скульптора Л. Блох.

В 1918 году Полина Горенштейн вернулась в Харьков и, закончив в 1919 году хореографическое училище К. Воронкова, приступила к самостоятельной концертной деятельности. Она выступала на театральных подмостках Мариуполя, Харькова и Киева под псевдонимом Лина По.

В 1920 году она переехала в Москву и поступила в Высшие хореографические мастерские при Большом театре и одновременно на скульптурное отделение Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Однако через полгода, сделав выбор в пользу балета, прекратила занятия в ВХУТЕМАСе. В 1924 году после окончания хореографических мастерских становится режиссером-постановщиком танцев. В течение 10 лет талантливая балерина и режиссер-постановщик танцует, преподает, работает балетмейстером в различных театрах страны. В эти годы Лина По специально не занимается изобразительным искусством, но умение рисовать и лепить использует в режиссерской работе для зарисовки танцевальных движений и скульптурных композиций мизансцен.

В 1934 году балерина и хореограф Лина По на фоне гриппа заболела энцефалитом. Заболевание приняло неблагоприятное течение – наступил паралич ног и рук, были поражены зрительные нервы. В результате лечения в неврологической клинике Московского научно-исследовательского клинического института имени М. Ф. Владимирского с параличом удалось справиться, но зрение сохранить не удалось.

В больнице Полина Михайловна начала лепить из кусочков хлеба – слоников, птичек, мышей, а затем приступила к работе с гипсом. Первыми скульптурными работами стали: фигурка спящего мальчика, голова старухи и портрет девочки. Считается, что портрет девочки – автопортрет Лины По. В этом портрете скульптору удалось воплотить не только свои внешние черты, но и передать внутреннее состояние того периода времени, главной чертой которого была неуверенность.

Новые работы понравились знаменитому художнику Михаилу Нестерову. На Лину По обратили внимание. Всесоюзный комитет по делам искусств и областной профсоюзный комитет работников государственных учреждений взяли над ней шефство; Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства (Всекохудожник) заключил с ней контракт. Скульптурные произведения, созданные Линой По в 1936–1937 годах посвящены изображению танцев: «Арабеск», «Балерина», «Танцевальная сюита», «Танец с покрывалом», «Прыжок».

В 1937 году Лина По впервые приняла участие в выставке московских скульпторов. В периодической печати появляются статьи, посвященные ее работам. В 1938 году она становится членом Московского союза художников. Скульптор все чаще обращается к портрету: «Ленин», «Голова негритенка», «Краснофлотец», «Димка», «Парашютистка», «Груня», «Пушкин», «Автопортрет», «Поющий ашуг», «Паганини», «Голова еврея». Скульптор убедительно передала психологические переживания своих героев – мечтательность девушки в скульптуре «Груня», нервную напряженность Пушкина, страстное вдохновение Паганини, играющего на скрипке.

В 1941 году основной темой незрячего скульптора становится Великая Отечественная война. Лина По создает художественные произведения: «Гнев народа», «Осиротевшая», «Удочеренная», «В фашистской неволе», «Партизан Архипыч», «Народные мстители». Окончание Великой Отечественной войны Полина Михайловна отметила созданием скульптуры «Песнь ликования», где аллегорическая фигура обнаженной девушки с развевающимся флагом в руке поднимается на гору. В этот же период она создала композицию «Девочка с голубями» и скульптурный портрет Антона Чехова.

В 1946 г. в связи с десятилетием творческой деятельности скульптора в Центральном доме работников искусств была открыта ее персональная выставка, которая в следующем году была повторена в Центральном доме литераторов.

В послевоенные годы Лина По возвращается к изображению танцев. Она задумывает многофигурную композицию «Танцы народов СССР», создает ряд композиций «Украинский танец» (1946), «Восточная сюита» (1947), «Русская пляска» (1948).

Среди ее скульптурных произведений есть творения, посвященные теме труда. Лина По планировала создать серию работ «Молодежь в труде». Создана скульптура «Слава труду», изображающая девушку-сталевара, были подготовлены эскизы «Девушка у штурвала» и «Творческий порыв». Смерть помешала ей закончить эту работу.

Полина Михайловна Горенштейн умерла 26 ноября 1948 года, похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. Всего Лина По создала более 100 скульптур, многие из которых экспонировались на различных выставках.

 

 

 

30 января 2024


Up!