+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости31 января – Международный день ювелира

 

31 января – Международный день ювелира

Идея создания этого праздника впервые возникла на фестивале «Золотое кольцо России» в Костроме в 2002 году. Шестью годами позже в Ташкенте на фестивале молодых ювелиров приняли решение учредить 31 января как Международный день ювелира. Дата была выбрана неслучайно: именно в январе ювелиры регистрируют свои клейма.

Праздник пока еще очень молодой, а вот профессия ювелира одна из самых древних. Ее родиной считается Древняя Греция. В России же она начинается с зарождения Киевской Руси и Владимиро-Суздальского княжества (с 9 века). Центрами ювелирного искусства в разное время были такие города, как Великий Устюг, Кострома, Новгород, Вологда, Нижний Новгород, Ярославль, Псков, Санкт-Петербург, Москва…

С середины XVII века началась добыча русских самоцветов, а при Петре I они приобрели всемирную известность. Следующие два века мастерство ювелиров росло. Во второй половине XIX века был основан ювелирный дом Карла Фаберже, всемирно известный своими изделиями по заказам царской семьи. Дошедшие до нас украшения – настоящие шедевры ювелирного искусства.

Современные мастера продолжают традиции своих знаменитых предшественников, радуя как обывателей, так и знатоков ювелирного дела.

Конечно, такая «блестящая» тема не могла не отразиться в литературе.

«Вот блеснул синий сноп лучей. Такого цвета не бывает ни на небе, ни в море: бывает только в раннем детстве, когда слушаешь сказку. Блеснул, затрепетал и скрылся, и вот уже льется оттуда, точно кровавое вино, точно зарево огромного пожара, точно безумная, пьяная радость, красный торжествующий огонь. Но – мгновение, незаметный поворот головы, сотрясение мостовой под экипажем, – и загорелось зеленое сияние, тихое, глубокое, загадочное, похожее на мерцание июньского светляка в густой траве. Еще миг – и заструился веселый золотой свет солнца, и вдруг заметались, заплясали все цвета радуги…

Ах, человеческие лица! Сосредоточенные, хмурые, бледные под этим отраженным, рассеянным, матовым светом – как много говорят они печального, и злого, и глупого! У женщин хищно раздуваются ноздри, и зубы влажно блестят из-за полураскрытых губ. Их теснят, толкают, но они не чувствуют этого, обвороженные чудесным блеском, увлеченные одним стремлением… И во всех этих лицах, во всех этих глазах, которые на минуту становятся бесцветными, бездонными и лживыми, я читаю одно и то же жадное слово: Если бы! Если бы чудо?.. Если бы найти на улице?.. Если бы чья-то неожиданная сказочная щедрость?.. Если бы… Если бы украсть, но так, чтобы никто никогда не знал об этом?..» Так Александр Куприн описывал взаимоотношения человека с драгоценностями в своем рассказе «Брильянты».

Погоня за уникальными драгоценностями и кладами, тяжкие преступления, на которые толкает алчность, сыщики, расследующие дерзко совершенные кражи, проклятия, связанные с фамильными украшениями – далеко не полный список того, что мы можем найти в книгах.

Вот Шерлок Холмс возвращает похищенный «камень Мазарини», большой желтый бриллиант, и он же разбирается в запутанной истории берилловой диадемы. Еще один похищенный желтый алмаз – «Лунный камень» (из одноименного остросюжетного романа Уилки Коллинза) – несет проклятие не только тому, кто его украл, но и его потомкам. Неприметный католический священник, и по совместительству гениальный сыщик отец Браун (из цикла рассказов Гилберта Кийта Честертона) предотвращает похищение сапфирового креста.

А вот княгиня Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не может отвести глаз от браслета, посредине которого возвышаются пять гранатов-кабошонов, а внутри них – пять «алых кровавых огней», «точно кровь». Кстати, повесть Александра Куприна «Гранатовый браслет» основана на реальных событиях. Об этом вы можете прочесть в книге литературоведа и критика Ефима Семеновича Добина «Сюжет и действительность», История девяти сюжетов: статья «Светская дама и телеграфист».

Наверняка вы еще добавите в этот список немало произведений, где сюжет закручивается вокруг необыкновенных камней или ювелирных изделий. Мы же предлагаем вам вспомнить книги, где в центре повествования сам творец этих драгоценностей – ювелир или золотых дел мастер.

Приключенческий роман Александра Дюма «Асканио» основан на фактах из жизни прославленного флорентийского скульптора, ювелира, музыканта и художника эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини. Время действия книги – период жизни, когда Челлини жил и творил при дворе могущественного короля Франции Франциска I. Асканио – один из учеников Челлини, который влюблен в Коломбу. Ради счастья молодых влюбленных великий художник, а кроме того, мужественный человек и храбрый воин, поставил на карту не только свое собственное благополучие, но и свою жизнь.

«Жизнь Бенвенуто Челлини» – это та самая книга, которая вдохновила Александра Дюма на написание романа. Ее полное название «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции». Сам мастер начал писать свою автобиографию в 1558 году, но основная часть рукописи написана секретарем Челлини. В XVIII веке эта рукопись пропала, и только век спустя была найдена в одной из книжных лавок Флоренции. Сейчас она хранится в библиотеке Лауренциана, а первое печатное издание появилось в Неаполе в 1728 году.

Алексей Ремизов в своем рассказе «Придворный ювелир», впервые опубликованном в 1906 году, раскрывает маниакальную страсть к драгоценностям одинокого «старикашки-ювелира». Однажды в его руках оказывается древняя корона, и возникает нешуточный соблазн украсть ее. Рассказ входит в цикл «Чертов лог», который отражает хронику русской жизни и восприятие действительности простым человеком в первых двух десятилетиях XX века.

В исторической повести Александра Кузьмина «У золотых ворот» перед нами разворачиваются события второй половины XII века в древнем городе Владимире. Это было время, когда на основе культурных традиций Киевского государства закладывались будущие культура и искусство Москвы. Главный герой, Алешка, становится мастером-«златокузнецом», он принимает участие в строительстве сооружений, которые впоследствии будут оценены как выдающиеся архитектурные памятники, а также становится свидетелем и участником сложных исторических событий того времени.

Автор фэнтезийного романа «Ювелир. Тень Серафима» Наталья Корнева создала настоящий ювелирный мир, где на драгоценных камнях, вернее на их особых магических свойствах, основана вся цивилизация. Главный герой – ювелир-маг Серафим, один из лучших в своем деле. У правителя-лорда города Ледума убивают сына, заменив хороший камень смертоносной подделкой. Серафим берется за расследование. Но, оказывается, что убийство – это всего лишь надводная часть айсберга, а под ним скрывается запутанное, многослойное дело, сплетенное из множества интриг, наполненное борьбой за власть, местью и стремлением к могуществу.

Все упомянутые книги, за исключением повести «У золотых ворот» и фэнтези-детектива, вы найдете в нашем фонде. Повесть Александра Кузьмина есть в библиотеке av3715, а роман «Ювелир. Тень Серафима» – в «Литрес».

31 января 2024


Up!