+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости4 ноября – День народного единства

 

4 ноября Россия отмечает День народного единства, государственный праздник, учрежденный в 2005 году в память о трагических и героических событиях более чем 400-летней давности, когда Россия переживала один из самых драматичных периодов своей истории, оказавшись фактически на грани пропасти. Кто же спас страну от полного развала и смог объединить народ?

Корни этого праздника уходят в так называемое Смутное время. Страна находилась в глубоком политическом кризисе после пресечения династии Московских Рюриковичей: наследник Ивана Грозного царевич Дмитрий погибает при загадочных обстоятельствах и в битву за престол вступает сразу несколько известных боярских родов.

В 1598 году царем был избран Борис Годунов. Новый царь начал курс реформ, направленных на улучшение экономики страны, но неурожай и голод 1601–1603 годов вызвали массовую смертность и невиданное повышение цен на хлеб, в чем население обвинило Годунова. А с появлением в Польше «законного» наследника русского престола, который якобы был царевичем Дмитрием, ситуация усложнилась еще больше.

Начало Смутного времени в России было положено тем, что Лжедмитрий проник в Россию с небольшим отрядом, который все увеличивался на фоне крестьянских бунтов. Довольно быстро «царевич» привлек на свою сторону простой народ, а после смерти в 1605 году Бориса Годунова был признан и боярами. Уже 20 июня 1605 года он вступил в Москву и был посажен на царство, однако удержать престол не смог. Про него говорили так: «Он был испечен в польской печке».

Действительно, самозванец носил польское платье, был католиком, а позже выяснилось, что на самом деле он – польский монах Григорий Отрепьев.

17 мая 1606 года Лжедмитрий был убит, а престол занял Василий Шуйский. По стране прокатывается волна крестьянских бунтов. Войско предводителя одного из них – Ивана Болотникова, довольно успешно продвигалось по стране, но в июне 1606 года потерпело поражение, и скоро сам Болотников был казнен. Волна восстаний немного пошла на спад. Но вскоре появляется второй Лжедмитрий, прозванный позднее «тушинским вором». Он выступил против Шуйского в начале 1608 года, а уже в июле 1609 года бояре, которые служили и Шуйскому, и Лжедмитрию, присягнули на верность польскому королевичу Владиславу и насильно постригли своего государя в монахи.

20 июня 1609 года поляки вошли в Москву. В декабре 1610 Лжедмитрий был убит, а борьба за русский престол продолжилась.

Смерть Лжедмитрия стала переломным моментом – у поляков больше не было фактического предлога находиться на территории России. Они становятся интервентами, для борьбы с которыми в России собираются первое и второе ополчение.

Советский историк, профессор Московского университета Юрий Готье в очерке «Смутное время» (1921), отметил, что «… в конце 1610 года Русское государство было на краю гибели; спасения не было видно ниоткуда. А между тем источник его уже намечался: спасение должно было прийти от самого русского народа, от его сильной, здоровой, не развращенной смутою части».
Первое ополчение, которое пошло на Москву из Рязани в апреле 1611 года, особого успеха не добилось, так как было разобщенным.

Зато второе, созданное в Нижнем Новгороде по инициативе нижегородского земского старосты Кузьмы Минина и возглавляемое князем Дмитрием Пожарским, добилось успеха.

Князь Дмитрий Пожарский происходил из древнейшего дворянского рода. По отзывам современников и согласно историческим документам, его отличали справедливость и великодушие, честность в поступках и отношении к людям, преданность государям российским и Отечеству, храбрость и способность к самопожертвованию, благочестие, набожность без фанатизма, любовь к своим ближним. Все это притягивало к нему людей разного возраста и социального положения, от холопа до боярина. Не случайно нижегородцы, когда стали искать военачальника для второго народного ополчения, остановились единодушно на его фигуре.

Первое упоминание о Кузьме Минине (Косма Миныч Сухорук) в истории датировано 1611 годом. Известности и уважения он добился сам, успехи, достигнутые в торговом деле, привели его к избранию нижегородским старостой.

Кузьма Минин стал правой рукой Пожарского, он взял на себя обеспечение воинов ополчения оружием и всем необходимым. Люди разных сословий жертвовали порой даже последние гроши для вооружения народной рати.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года воины народного ополчения под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина штурмом взяли Китай-город, а через 2 дня и Кремль, освободив Москву от польских интервентов.

Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Воевать шли не за царя – его на тот момент не было. Наши пращуры шли освобождать от захватчиков свою землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни и города, люди разного происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

На Красной площади в Москве стоит памятник. На нем золотыми буквами выбито: «ГРАЖДАНИНУ МИНИНУ И КНЯЗЮ ПОЖАРСКОМУ БЛАГОДАРНАЯ РОССІЯ. ЛѢТА 1818». Этот тандем также стал ярким примером единения людей разных сословий перед общей бедой.

В память об освобождении Москвы от польских интервентов установлено было совершать 22 октября (по старому стилю) особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его главным символом. Сначала это был лишь московский праздник, а в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным всероссийским праздником.

После революции 1917 года и последующих за ней событий традиция прервалась и возобновилась только в 2005 году.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Объединение всего русского народа в борьбе с врагами и невзгодами стало тогда залогом победы, и этот праздник помогает сохранить память о тех далеких исторических событиях, осознать себя единым народом с общей исторической судьбой и общим будущим.

В Российской государственной библиотеке для слепых заинтересованный этим периодом российской истории читатель может найти немало книг на традиционных и специальных носителях информации, такие, например, как:
К. Валишевский «Смутное время» (звукозапись); В. Данилевский «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» (шрифт Брайля); Н. Костомаров «Смутное время Московского государства в начале XVII столетия» (плоскопечатный текст); В. Костылев «Кузьма Минин» (шрифт Брайля); В. Шамбаров «Смута: гибель и воскресение Руси» (плоскопечатный текст); В. Шкловский «Минин и Пожарский» (звукозапись) и др.

4 ноября 2021


Up!