+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости4 января – 210 лет со дня рождения Евдокии Ростопчиной

4 января – 210 лет со дня рождения Евдокии Ростопчиной (1812–1858), русской поэтессы, переводчика, драматурга

Графиня Евдокия Петровна Ростопчина – одна из самых популярных русских поэтесс второй четверти XIX века. Она столько же была известна своей красотой, сколько умом и поэтическим дарованием. По словам современников, небольшого роста, изящно сложенная, она имела неправильные, но выразительные и красивые черты лица. Большие, темные и крайне близорукие ее глаза горели огнем. Речь ее, страстная и увлекательная, лилась быстро и плавно. Она была предметом многих сплетен и злословия, к которым ее светская жизнь нередко подавала повод. При этом, обладая необычайной добротой, она много помогала бедным и все, что получала от своих сочинений, отдавала князю Одоевскому для основанного им благотворительного общества.

В 1839 году Ростопчина издала книгу «Очерки большого света», включавшую в себя повести «Чины и деньги» и «Поединок». Обе повести посвящены проблемам женщин, их праву любить, не скрывая своего чувства. В «Поединке», имеющем фантастический сюжет, сказался интерес писательницы к элементу таинственного в повествовании. Но этот сборник поэтессы был не только проигнорирован критикой, но и не замечен читающей публикой.

Известность как поэтессы в кругу светской молодежи Евдокия Ростопчина получает к середине 1840-х годов. В 1841 году в Петербурге вышел первый сборник ее стихов, включивший в себя произведения 1829–1839 годов. Затем ее стихотворения все чаще публикуются в ведущих журналах и альманахах и хорошо принимаются читающей публикой: появляются положительные, а порой и восторженные отзывы. Только во враждебном романтизму писательском лагере реакция на поэзию Ростопчиной была резко негативной – Белинский, признавая, что «муза графини Ростопчиной не чужда поэтических вдохновений, дышащих не одним умом, но и глубоким чувством», в то же время обвинял поэтессу в поверхностном восприятии жизни, тематической узости, салонности (бессодержательности или ложной многозначительности произведения).

На очаровательную и подающую надежды поэтессу обратил внимание и начинающий поэт Михаил Лермонтов: он посвятил ей стихотворение «Крест на скале», а также мадригал «Додо». Личное знакомство Ростопчиной с Лермонтовым произошло у Карамзиных в 1841 году, когда поэт приехал с Кавказа в Петербург. Они стали часто встречаться и очень подружились. В апреле 1841 года, после того как Михаил Лермонтов получил предписание выехать в Тенгинский полк на Кавказ, друзья устроили ему прощальный вечер у Карамзиных, на котором он много общался с Евдокией Петровной и поделился с ней мыслями о скорой своей смерти. Графиня как могла ободряла поэта в последнюю их встречу, однако она и сама словно что-то чувствовала и через несколько дней после его отъезда передала бабушке Лермонтова для пересылки внуку сборник своих стихов с дарственной надписью. Посылка с ее книгой пришла, когда поэта уже не было в живых.

Потрясенная смертью Лермонтова Ростопчина в 1841 году в стихотворении «Пустой альбом» создает образ трагически погибшего поэта. Ей же принадлежит цикл стихов, посвященных Лермонтову, и пьеса «На дорогу», написанная в напутствие отправлявшемуся на Кавказ поэту.

В 1840–1850-е годы Ростопчина создает множество стихотворений и поэм, таких как «Монахиня» (1842), «Версальские ночи в 1847 году» (1847), а также и несколько крупных романов: «Счастливая женщина» (1851–1852), «Палаццо Форли» (1854), «У пристани» (1857) и целый ряд других. Однако интерес к ее творчеству стал падать не только в среде критиков, но и у обычных читателей.

В Москве Ростопчина сближается со славянофилами, становится активной сотрудницей главного славянофильского журнала того периода – «Москвитянин». На устраиваемых ею в своем особняке с 1840 по 1858 год вечерах, бывают редактор «Москвитянина» Mихаил Погодин, Александр Островский, Евгений Эдельсон, Алексей Хомяков, Николай Павлов и др.

Ростопчиной, как прирожденной аристократке, было неприятно растущее влияние разночинцев в литературе середины XIX века. Особенно это усугублялось тем, что многие из них часто задевали ее в своих рецензиях. В 1851 году она публикует в «Москвитянине» свое письмо к поэту Федору Глинке, в котором говорит об «истинной религиозности» и пытается предостеречь молодежь от «гибельного чтения жалких и вредных теорий современных».

Критики-разночинцы, Чернышевский и Добролюбов, после публикации этого письма, немедленно разразились злыми рецензиями на произведения поэтессы. Глубоко уязвленная Ростопчина попыталась ответить им в стихотворениях «Моим критикам» (1856) и «Простой обзор» (1857), но это получилось у нее не очень удачно.

В крупных произведениях последних лет, вышедших уже посмертно: «Возврат Чацкого в Москву, или Встреча знакомых лиц после двадцатипятилетней разлуки. Продолжение комедии Грибоедова «Горе от ума» (1856) и «Дом сумасшедших в Москве в 1858 году» она попыталась занять некую серединную позицию между славянофилами, в идеях которых к тому времени уже разочаровалась, и западниками. Но оказавшаяся не там и не тут, брошенная всеми, Ростопчина к концу жизни оказалась в атмосфере безразличия или даже открытой вражды с обеих сторон.

Вы вспомните меня, когда-нибудь… но поздно!
Когда в своих степях далеко буду я,
Когда надолго мы, навеки будем розно –
Тогда поймете вы и вспомните меня!

 

 

30 декабря 2021


Up!