+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости5 декабря – 100 лет со дня рождения Владимира Тендрякова (1923–1984)

5 декабря – 100 лет со дня рождения советского писателя Владимира Тендрякова (1923–1984)

Владимир Федорович Тендряков – автор многих повестей, очерков, рассказов, пьес, киносценариев, переводов, путевых заметок, записных книжек, писем, статей и выступлений по вопросам литературы и искусства. Многие книги Тендрякова были экранизированы и поставлены в театре.

Он был выразителем чаяний своих современников, писал остросоциальные, остроконфликтные повести, рассказывал о жизни города и деревни, решал духовно-нравственные проблемы.

Неслучайно писатель Камиль Икрамов, близко знавший Тендрякова, в свое время сказал: «Если люди будущего захотят узнать, как и чем мы жили в середине XX века, то без книг Тендрякова они этого не поймут».

Школьный выпускной Тендрякова состоялся 21 июня 1941 года. Подобно тысячам своих сверстников, он сразу после окончания школы отправился на фронт. Владимир Федорович воевал под Сталинградом, где впервые был ранен.

Затем участвовал в боях под Харьковом, где снова получил ранение, и на этот раз тяжелое. Его отправили в госпиталь, где он пролежал до начала 1944 года. Выписали его инвалидом третьей группы. Естественно, о службе речь больше не шла: Владимира отправили домой, и он стал преподавать военное дело в школе родного поселка Подосиновец в Кировской области.

В 1945 году Владимир Тендряков переехал в Москву. Осенью 1945 года поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии на художественный факультет, но уже через год перешел в Литературный институт, который окончил в 1951 году.

Первый рассказ писателя появился в альманахе «Молодая гвардия», небольшие произведения выходили в журналах «Огонек» и «Смена». И лишь в 1954 году журнал «Новый мир» опубликовал большую повесть Владимира Тендрякова «Не ко двору», по мотивам которой позднее был снят фильм «Чужая родня». После этой повести о Тендрякове заговорили.

Через несколько лет в том же «Новом мире» появился роман «Тугой узел», а затем один за другим вышли романы «Тройка, семерка, туз» и «Свидание с Нефертити».

Интересно, что Тендряков мало писал о войне (в отличие от многих писателей-фронтовиков, таких, например, как Борис Васильев, Булат Окуджава, Вадим Шефнер). Она не стала ключевой темой его книг. И даже военные мемуары он написал после долгих-долгих уговоров.
В своих произведениях Владимир Тендряков поднимал острые вопросы нравственности, отношений поколений, существующего уклада жизни общества, в том числе и деревень.

Творчество Тендрякова 1970–1980-х годов носит ярко выраженный нравственно-философский, публицистический характер. На первый план выходит проблематика произведения, личность персонажей, изображение внутреннего мира, нравственных исканий. Сюжетная сторона творчества вторична и обычно выступает как способ собирания персонажей в решении отдельной проблемы.

Повесть «Весенние перевертыши» –история влюбленности юного героя, Дюшки Тягунова, его взросления, прощания с детством. Много всего узнает он в течение этой небольшой повести: поймет, что такое дружба, любовь, верность… Лучше станет понимать друзей, родителей, да и самого себя! Впрочем, повесть не только об этом. Здесь затрагиваются проблемы отцов и детей, чести и достоинства. И, как всегда у Тендрякова, герои оказываются перед сложным моральным выбором, и каждый поступит так, как ему подсказывает совесть.

«Расплата» также затрагивает серьезную нравственную проблему: главный герой застрелил из ружья своего отца-алкоголика, в течение многих лет изводившего мать. При этом виноватым себя считает учитель главного героя, который не сумел донести до своих учеников главные законы жизни.

В повести «Ночь после выпуска» писатель сравнивает новое поколение с поколением своих сверстников, выбирая для действия произведения все тот же день 21 июня – такой же выпускной, только не в 1941-м, а 30 лет спустя. Автор касается проблем взросления, воспитания, образования. На одну чашу весов он ставит материальные ценности, на другую – духовные. И мучительно ищет ответ на вопросы: где же кроются истоки зла, как из детей вырастают лицемеры и эгоисты, кто в этом виноват и можно ли что-то изменить в воспитании молодежи?
Личность в творческой системе Тендрякова – это человек «становящийся», пребывающий в нравственном поиске. Писатель еще в 50-е годы отказался от канонического положительного героя, предложенного соцреализмом, героя без развития, статичной личности, провозглашающей лозунги и идеалы коммунизма: «Примитивная концепция не дает возможности создать динамически сложный образ». Условность, искусственность и вместе с тем ущербность, уязвимость положительного героя для Тендрякова очевидны. Писатель всегда выступал против сглаживания противоречий, против отсутствия в герое внутреннего конфликта, развития, против статичности, однозначности, плоскости художественного образа.

Тендряков был одним из самых востребованных писателей второй половины 1950-х годов, но позднее «он перестал совпадать с эпохой», что повлекло за собой сложности с цензурой. Писателя начали обвинять в очернении действительности, и его произведения стали появляться все реже и реже.

Владимир Тендряков умер меньше чем за год до начала перестройки, в августе 1984 года, не дождавшись выхода своих самых важных книг. В 1988 году были опубликованы рассказы «Хлеб для собаки», в котором раскулачивание крестьян показано глазами маленького мальчика, и «Охота», где говорится об аресте друга писателя – Наума Коржавина. Оба произведения отличаются психологической точностью.

Тендряков навсегда вошел в литературу как искатель правды. Своими книгами он хотел перевернуть мир и не скрывал этого. Писать для него было ежедневной работой, тяжелой и благодатной.

5 декабря 2023


Up!