7 апреля – 140 лет со дня рождения Гавриила Добржинского (1883–1946), писателя, журналиста
Гавриил Валерианович Добржинский родился в Вольском уезде Саратовской губернии в семье сосланного участника польского восстания. Рано лишившись отца, он с 14 лет начал работать учителем в чувашской и русской школах.
В 1902 году поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1905 году участвовал в революционном движении в Москве, за что был арестован и сослан на Север, где утратил зрение.
Добржинский хочет писать. Но у него нет денег на секретаря, который бы писал под диктовку автора. Ведь разбирать его каракули в редакциях никто не станет. Но он все-таки рискнул. С большим упорством он посылал и посылал свои работы в «Астраханский листок», «Прикаспийский край», «Астраханец» и в «Саратовский вестник». Вскоре молодого автора заметили и признали, а в «Саратовском вестнике» Добржинский завоевал себе прочное имя фельетониста. Вообще для его журналистской деятельности характерны разнообразие жанров, острая публицистичность.
В 1918 году Добржинский переехал в Москву и включился в общественную жизнь слепых. Он создал ряд произведений о незрячих, стремился воспитать у них оптимистический взгляд на жизнь. Кроме этого, он работал в жанре массово-агитационной художественной литературы. Написал рассказы «Две доли» (1924) о женщине-крестьянке, «Вася-селькор» (1925) о передовом сельском корреспонденте, «Новый путь» (1926) о молодом враче, который с помощью сельских активистов борется за культурный быт в советской деревне.
Значительное место в творчестве Гавриила Валериановича занимают исторические романы. Все они носят ярко выраженный антиклерикальный характер.
В фантастическом рассказе «Боярин Матвеев в советской Москве» (1928) повествуется о том, как Артамон Матвеев не был убит в 1682 году мятежными стрельцами, а впал в летаргический сон и пробудился в нэповской Москве. В написанном для Наркомздрава стихотворном агитационном сказе «Диковинная трубка» (1924) главный герой после фантастического по своему содержанию сна (который и описывается) внезапно бросил курить.
С середины 1930-х годов Гавриил Добржинский обращается к драматургии. Его пьесы «Великий еретик» (1937) и «Иван Болотников» (1938) принесли писателю всеобщую известность.
В годы Великой Отечественной войны писатель создал ряд одноактных патриотических пьес «Русская девушка», «Письмо», «Николай Иванович» и др., которые ставились на профессиональной и самодеятельной сценах, показывались на фронте. В 1943 году незрячий писатель сам выезжал на фронт в район Смоленска, где собирал материалы о героизме бойцов и офицеров Красной армии.
Ряд публикаций писателя были опубликованы под псевдонимами: Дальний, Игла, Заноза, Диез (Диэз, DIEЗ, Диес), НОМО.
Гавриил Валерианович Добржинский умер 8 марта 1946 года.
Впечатляет оставшееся после него литературное наследие: 212 рассказов, сказок, побасенок, пьес, стихов и драматических произведений, включая знаменитые романы. Помимо этого, как публицист Добржинский напечатал 570 корреспонденций, очерков, зарисовок, репортажей, статей, фельетонов и заметок. Это больше, чем у кого-нибудь еще из незрячих писателей, да и не каждый зрячий может потягаться с творческой плодовитостью слепого литератора. Жена писателя, Сарра Айнберг, долгие годы была его верным другом и помощником, а после кончины Добржинского стала хранительницей его архива. После ее смерти, в 1963 году, архив писателя поступил в ЦГАЛИ (ныне РГАЛИ). Лирика Добржинского до сих пор остается неизданной.