+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости7 июля – 85 лет со дня рождения Бориса Тупоногова

7 июля – 85 лет со дня рождения Бориса Тупоногова (1938–2013), тифлопедагога, доктора пед. наук, профессора

Борис Константинович окончил в 1961 году Сельскохозяйственную академию им. К. А. Тимирязева по специальности «агроном» и получил приглашение на работу в образцовую школу № 397 Кировского РОНО (Москва) в качестве учителя биологии. Борис Константинович преподает в этой школе и по совместительству – в очно-заочной школе для слепых и слабовидящих № 131 Мосгороно. Он стал вникать в проблемы специального образования, осваивал систему Брайля. Он увлекся работой, наметил первые шаги в совершенствовании преподавания биологии в специальной школе, ведь соответствующих методик тогда было недостаточно, и перешел на постоянную работу в школу для слепых и слабовидящих.

В 1962 году его приглашают на работу в Московскую школу-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей. Обучая взрослых слепых и слабовидящих, Тупоногов понял, что коррекционную работу с инвалидами надо начинать как можно раньше, с детского возраста. В кабинете биологии была собрана коллекция комнатных растений из 246 видов, и каждый экземпляр имел табличку с названием, написанным по системе Брайля. Незрячие юннаты проводили экскурсии с рассказом о наиболее интересных и редких растениях. Одновременно Борис Константинович преподает химию как педагог-совместитель в очно-заочной школе для слепых и слабовидящих (бывшая школа № 131).

В 1965 году Тупоногова приглашают на работу в качестве методиста в Московскую межобластную очно-заочную школу для слепых и слабовидящих, где формируется группа специалистов, занимающихся разработкой новых направлений в методиках предметного преподавания. Этот коллектив создает самую крупную в мире школу для слепых и слабовидящих: в городах Центра и Юга РСФСР работают 53 консультационных пункта, в которых 660 учителей обучают 1600 слепых и слабовидящих учащихся.

Борис Константинович ведет большую экспериментальную программу по созданию новых приемов и методик обучения слепых и слабовидящих предметам естественных наук. С конца 1960-х годов он регулярно публикует результаты своей исследовательской деятельности.

В 1969 году Борис Константинович поступает в заочную аспирантуру НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. Исследуя проблемы преподавания химии в школах для слепых и слабовидящих, в процессе экспериментальной работы он создает уникальное учебное пособие по органической химии – конструктор, с помощью которого слепые учащиеся могут составлять сложные структурные формулы и уравнения по химии.

В 1972 году Борис Константинович становится заместителем директора по учебно-воспитательной работе Московской межобластной очно-заочной школы для слепых и слабовидящих и продолжает исследовательскую деятельность по коррекционной направленности предметного преподавания.

В 1974 году он защищает кандидатскую диссертацию на тему «Особенности изучения начального курса химии в очно-заочной школе для слепых и слабовидящих» и получает ученую степень кандидата педагогических наук. К моменту защиты он имеет 9 опубликованных работ и й изобретение.

Тупоногов все время был в поиске таких методов и средств обучения, которые как можно эффективнее помогали бы незрячим ученикам получить знания. Он налаживает контакты с НИИ дефектологии и вместе с директором очно-заочной школы для слепых и слабовидящих Н. Г. Матвеевым организует при школе под эгидой этого института общественную проблемную лабораторию, которая занимается разработкой рельефных и других пособий для школ слепых и слабовидящих. Вместе со своими коллегами он создает при школе мастерскую по изготовлению рельефно-графического материала для учащихся (карты, рисунки, схемы, чертежи). Для этих целей закупаются два пресса горячего прессования, 10 т каландрированной хлорвиниловой пленки.

Тупоногов постоянно работает над созданием новых методик предметного преподавания, наглядных пособий для учащихся с дефектом зрения. Он автор оригинального варианта таблицы Д. И. Менделеева для слепых, ориентироваться в которой учащимся помогает звуковая сигнализация. Борис Константинович – один из разработчиков новой модификации фотофона на полупроводниках и дискретных приборов для слепых, с помощью которых количественные определения (температурные, весовые) проводятся без участия зрения.

Необходимо отметить вклад Тупоногова в модификацию озвученных учебников. Выпускавшиеся в то время издания не удовлетворяли запросам слепых и слабовидящих учащихся, дети с трудом воспринимали в дикторском исполнении суть текста, когда речь шла о математических расчетах, химических и физических формулах и уравнениях, табличном, картографическом, схематическом и иллюстративном материале. Зачастую формируемые таким образом представления были неполноценны, фрагментарны, с некоторыми искажениями, а знания по предмету неглубокие. Всю эту звучащую информацию необходимо было подкреплять пособиями, где использовалось бы осязательное восприятие или парциальное зрение.

Борис Константинович сделал следующие нововведения. Каждому ученику готовилось специальное приложение с трудноусваиваемым на слух материалом, он располагался в той же последовательности, что и в учебнике, и представлялся либо в рельефном варианте (для слепых), либо был напечатан укрупненным шрифтом (для слабовидящих). Все это исполнялось с учетом специальной рельефной и цветовой унификации. В дикторский текст был привнесен методический аппарат, который учителя-предметники начитывали на магнитофонную пленку.

Ученик при использовании такого пособия прослушивал дикторский текст, а когда приходило время обратиться к вышесказанным материалам, звучали методические рекомендации, которые помогали слепым и слабовидящим ученикам работать с предложенным приложением и «озвученным» учебником, например: «Найди в приложении на странице №… следующее уравнение (таблицу, схему, рисунок, карту…) и обрати внимание, как оно записано»; «Сравни в таблице показания следующих граф…»; «Начинай рассматривать схему (карту) в следующей последовательности…»

Такой методический подход облегчал изучение предмета и способствовал развитию навыков работы с рельефно-графической информацией. Эффективность изучения материалов была высокой, но этот опыт не нашел широкого распространения из-за сложности изготовления и больших материальных затрат на создание и тиражирование учебников со специальными приложениями.

Большое внимание Борис Константинович уделял редактированию учебников и учебных пособий, выпускаемых издательством «Просвещение» по системе Брайля. С 1972 по 1979 год осуществлено специальное редактирование и проведены консультации по выпуску 8 учебников и учебных пособий по предметам биологического профиля.

В 1983 году Тупоногов получает приглашение в НИИ дефектологии АПН СССР на должность старшего научного сотрудника в лабораторию обучения и воспитания слабовидящих детей. Здесь он продолжает исследования в области коррекционной направленности предметного преподавания, уделяя особое внимание химико-биологическим дисциплинам. Его научные интересы обращены к фундаментальным положениям тифлопедагогики, формам организации коррекционно-педагогической работы, специфике и структурному построению занятий, коррекционной направленности методов и средств обучения детей со зрительной депривацией. Он издает монографию «Содержание и методы коррекционной работы на уроках биологии и химии в школе для слабовидящих детей» (1995), публикует работы по специфике проведения экскурсий, о тифлопедагогических требованиях к современному уроку, к средствам обучения детей с дефектным зрением и др.

Тупоногов занимался исследованиями современных тенденций развития системы образования слепых и слабовидящих детей. Ученый откликался на все новшества в этой области. Так, он не приветствовал интеграционную политику обучения и воспитания школьников с глубоким нарушением зрения, выступал против перевода их в массовые образовательные учреждения, не соглашался с рекомендациями западных ученых-дефектологов.

В трудах Тупоногова «Теоретические основы тифлопедагогики» (2001), «Основы коррекционной педагогики» (2004), «Содержание и методы обучения детей с нарушением зрения» (2005) исследованы как недостатки, так и эффективные стороны отечественной системы специального образования, обоснованы новые теоретические положения и определены прогрессивные направления в развитии отечественной тифлопедагогики.

Борис Константинович Тупоногов умер 20 августа 2013 года в Москве.

7 июля 2023


Up!