Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
М. Цветаева. 1916 год
Поэтесса, прозаик, драматург Марина Ивановна Цветаева – культовая фигура в истории русской литературы XX века. О ее жизни и творчестве написано множество исследовательских работ и воспоминаний, принадлежащих перу современников, родных, собратьев по писательскому цеху, литературоведов, лингвистов, биографов. Сегодня мы хотим остановиться на тематике ее стихов (из-за ограниченного объема нашего поста, безусловно, лишь на нескольких темах из всего ее творчества).
Уникальность Цветаева как поэта заключается в том, что она не писала под определенные рамки течений своего времени – у ее поэзии был свободный характер, не похожий на авторов того времени. Она была очевидцем Первой Мировой, Гражданской и начала Великой Отечественной войн, а также прошла две революции. Цветаева перенесла смерть младшей дочери, расставание с мужем и эмиграцию. Все эти преграды на ее пути не мешали ей писать. Даже в самые трудные для себя минуты жизни поэтесса продолжала творить. Она считала поэзию своим призванием и находила в этом свое утешение.
Особое место в своих произведениях поэтесса уделяла теме детства. Так, ее стихотворение «В зале», которое было включено в состав сборника «Вечерний альбом», вполне можно назвать символическим:
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари…
Цветаева считает, что детство – это такой период в жизни человека, когда перед ним открыты все пути для приключений. Это самый активный и быстро проходящий этап в жизни человека. Каждый день ребенок открывает для себя что-то новое, ранее им неизведанное. Он извлекает бесценный опыт из всего своего окружения. Произведения автора полны моральной борьбы детей. Это борьба не только с «тенями», но и главным образом происходит борьба с самим собой.
В стихах Марины Цветаевой мы также замечаем тему дома, которая тесно связана с темой детства. Для поэтессы дом – это нечто большее, чем просто жилище. Это ее пространственное расположение, отражение ее жизни. Главные герои ее произведений постоянно стремятся к родному дому, будто их тянут туда какие-то нити, которыми их привязали.
Стихотворение, написанное в 1913 году «Ты, чьи сны еще непробудны», можно назвать пророческим: автор будто предчувствует, что с родным домом ее героини что-то произойдет и отражает это в своем стихотворении. И действительно, родной дом поэтессы, в котором она родилась в Трехпрудном переулке, в годы революции был уничтожен:
Будет скоро тот мир погублен,
Погляди на него тайком,
Пока тополь еще не срублен…
В творчестве Марины Цветаевой много произведений, посвященных матери. Причем не только в стихах, но и в прозе. Например, это рассказы «Мать и музыка» (1934), «Сказка матери» (1934). Каждое ее сочинение на эту тему проникнуто особым чувством любви и благодарности матери. Самое известное из них – это стихотворение из сборника «Вечерний альбом» – «Маме». В нем автор очень точно и очень тонко показал незримую связь матери и дочерей.
И, безусловно, нельзя не упомянуть и о теме любви в творчестве поэтессы. Для героини ее лирики любить – значит жить, а быть вне любви значит быть вне самой жизни.
Любовь в понимании поэтессы было частью ее самой, ее жизнью. Невозможно жить и не любить. Любовь Цветаевой лишена излишеств, тихая, скромная. Но, несмотря на это, она огненная, буйная. Марина Цветаева часто гордится и любуется избранником своей души. Героиня уверена, что поселившись глубоко в сердце, это чувство дарит свет всем, кто его ощущает. Как считает она, любовь будет жить вечно, так как она служит отражением человеческой сущности.
Любовь, это плоть и кровь.
Цвет, собственной кровью полит.
Вы думаете – любовь –
Беседовать через столик?
Часочек – и по домам?
Как те господа и дамы?
Любовь, это значит…
– Храм?
Дитя, замените шрамом На шраме!
… «Любовь, это значит лук
Натянутый лук: разлука»…
В произведениях героини можно найти любую тему, она написала практически обо всем – о семье и о доме, о матери и о любви, о жизни и смерти. Поэтому творчество Марины Цветаевой актуально по сей день, оно никогда не стареет и не выходит из моды. А потому Цветаева будет жить вечно – в своих стихах, в каждой букве, в каждом слове, написанным ею.