«Базар житейской суеты», на котором все продается и покупается: роман Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия»
Роман «Ярмарка тщеславия» стал вершиной творчества английского писателя-сатирика Уильяма Мейкписа Теккерея (1811–1863). Все его персонажи положительные и отрицательные – вовлечены, по словам автора, в «вечный круг горя и страдания». Насыщенное событиями, богатое тонкими наблюдениями быта своего времени, проникнутое иронией и сарказмом, это произведение и сейчас во многом актуально. Поговорим о нем и ее авторе подробнее.
Обложка книги
Об авторе
Уильям Мейкпис Теккерей решил профессионально заняться писательским делом из-за нехватки средств – ему нужно было кормить себя, жену и общих детей. Начал он с критических статей, а спустя некоторое время, в 1839–1840-х годах, выпустил первый роман «Кэтрин». Затем последовали «Книга парижских зарисовок» и «Книга ирландских зарисовок». Теккерей их выпускал под псевдонимами, а сами работы не принесли ему успеха.
Долгожданный успех к писателю пришел в 1847–1848 годах, после того как мир увидел Vanity Fair («Ярмарку тщеславия»). Роман под настоящим именем его создателя печатался в журнале Punch (по главам), популярном британском журнале, известном при жизни Теккерея своим юмором, сатирой и злободневными карикатурами. Ежемесячные выпуски произведения выходили с января 1847 по июль 1848 года. Эти регулярные публикации обеспечили Теккерею столь необходимую финансовую стабильность и помогли ему выделиться из толпы викторианских писателей, писавших забавные статьи. Теккерей какое-то время работал в штате Punch и сам рисовал иллюстрации для «Ярмарки тщеславия».
«Роман без героя», как назвал его сам Теккерей, значительно поднял репутацию писателя и, хотя последующие работы были восприняты публикой так же хорошо, остался самым известным в его литературной карьере.
Уильям Мейкпис Теккерей (1811–1863)
Теккерей взял название Vanity Fair из книги английского писателя и проповедника Джона Беньяна The Pilgrim’s Progress («Путешествие пилигрима») (1678), аллегорического путешествия человека по имени Кристиан через земную жизнь на небеса. Христианин сталкивается с искушениями и обходными путями, в том числе по дороге через город Тщеславие где ежегодно проводится ярмарка – базар житейской суеты, на котором все подчинено чистогану, все покупается и все продается – «все, что угодно». Кстати, в русском переводе роман Теккерея, выйдя впервые в 1853 году, назывался «Базар житейской суеты».
Граждане и посетители ярмарки в книге Беньяна теряют из виду вечное благо, поскольку они толкаются и борются за временные – и часто порочные – удовольствия мира. Книга была чрезвычайно популярна и читалась во многих английских и ранних американских семьях наряду с Библией, поэтому Теккерей мог быть уверен, что многие читатели поймут намек названия на «Путешествие пилигрима» с его темой саморазрушительного влечения человечества к мирским удовольствиям (тщеславию).
Рисунок У. Теккерея
О чем роман «Ярмарка тщеславия»
Сюжет произведения развивается в рамках общественных событий, мировоззрения и моральных ценностей XIX века, оставляя читателя с вопросами о природе человеческой природы и ценности внутренних качеств по сравнению с внешними.
«Ярмарка тщеславия» уподобляется Теккереем житейской ярмарке, где вершатся купля и продажа. Обширное повествование, разделенное на 58 глав, автор предваряет кратким введением, озаглавленным «Перед занавесом». Здесь он называет себя Кукольником, выступающим на подмостках балагана перед началом представления. На ярмарке тщеславия дают представление разные балаганы, но и сама эта ярмарка являет собой балаган. Два аллегорических образа – ярмарки и балагана – оказываются сквозными в структуре этого масштабного повествования.
В предисловии к роману объяснена структура «Ярмарки тщеславия». Это указывает на то, что вся история представляет собой пьесу, в которой костюмированные куклы разыгрывают роли, как если бы они были реальными людьми. Когда опускается занавес, спектакль заканчивается, и куклы – в конце концов всего лишь коллекции из дерева, металла и ткани – возвращаются в свои ящики.
Сюжет «Ярмарки тщеславия» разветвлен. Вместе с тем основу его составляют события из жизни подруг Эмилии Седли и Ребекки (Бекки) Шарп Бекки Шарп. Эти контрастные характеры и судьбы дают разносторонний материал и повод для размышлений, нравственных суждений и выводов, чему способствуют комментарий и позиция автора.
Сравнение начинается с первых страниц романа, когда перед читателем появляются эти две юные особы, с разным чувством и настроением покидающие пансион мисс Пинкертон. Сравнение будет продолжено до конца романа – сравнение двух лиц, двух духовных и нравственных обликов, двух типов поведения и в конечном итоге двух судеб среди других сюжетных линий.
Рисунок У. Теккерея
Судьба Эмилии Седли
Эмилия – дочь успешного коммерсанта, обладает ровным и кротким нравом и пользуется всеобщим обожанием. Ей будет суждено пережить разорение отца, остракизм со стороны свекра, считающего ее брак с Джорджем Осборном мезальянсом, гибель боготворимого супруга и много лет спустя – крах связываемых с ним романтических иллюзий, когда истину о легкомыслии и эмоциональной черствости этого павшего при Ватерлоо офицера становится невозможно утаивать от самой себя.
Неукоснительно добродетельная, страшащаяся хотя бы в мелочах отступить от морали, к которой ее с детских лет приучали под крышей отцовского дома, где во главу угла всегда ставились ответственность, честность и порядок, Эмилия оказывается явно неприспособленной к условиям и нравам того «базара житейской суеты», который ей открывается с началом взрослой жизни. Ее предсказуемый удел – положение жертвы слишком трезвых, почти неприкрыто циничных норм, которым подчиняется реальная действительность.
История Эмилии – красочная иллюстрация тезиса, провозглашенного повествователем, который убежден, что «Ярмарка тщеславия – место суетное, злонравное, сумасбродное, полное всяческих надувательств, фальши и притворства». Колебания Теккерея, первоначально хотевшего поместить на обложке портрет моралиста, который держит речь перед публикой, но затем отдавшего предпочтение рисунку, изображающему марионеток и кукольника в колпаке с бубенцами, были вызваны важностью сюжетной линии, связанной с Эмилия: она требует скорее драматической тональности, чем насмешки. Тем не менее даже рассказ о ее тяжких мытарствах после разорения отца и смерти мужа заключает в себе явственный оттенок иронии. Житейская неприспособленность Эмилии, которая долгое время не может осознать реальную ситуацию во всем ее жестоком прозаизме и продолжает держаться искусственных представлений, оттененных ходульной романтикой, вызывает у рассказчика и жалость, и скепсис, и долю язвительности.
«Пожалуйста, – советует автор, – не ломайте себе голову над тем, героиня Эмилия или нет». Эмилия не годится в салонные героини, ей не хватает ослепительного блеска, она слишком наивна, чтобы в чем-либо особенно отличиться. Но доброта и отзывчивость, выдержка и самоотверженность в трудное для нее время заметно выделяют Эмилию среди окружающих ее лиц. Стоит прислушаться к словам автора, проникнутым личным чувством: «… дай бог найти на склоне наших дней нежное плечо, на которое можно будет опереться, и ласковую руку», такую, как у Эмилии Седли. Эмилию нежно и самоотверженно любит Уильям Доббин, а он, по ее словам, «является олицетворением доброты и честности».
И это не только слова Эмилии, которые могут показаться пристрастными, но и мнение самого автора. В этом читателю нетрудно убедиться, но у него все же могут возникнуть сомнения относительно достоверности этого характера, его соответствия действительности, возможности его пребывания в условиях «Ярмарки Тщеславия». Сомнения могут возникнуть и возникают, но рассеиваются при непредвзятом отношении к Уильяму Доббину. Самый положительный персонаж «Ярмарки тщеславия» не производит того же сильного впечатления.
Образ Ребекки Шарп
Бекки – сирота, дочь спившегося художника и французской танцовщицы. Не получив наследства от родителей, она живет в пансионате у мисс Пинкертон и получает образование, исполняя обязанности учительницы французского языка для младших воспитанниц.
Ребекка Шарп умна, смекалиста, артистична, обаятельна, полна энергии, деятельна, обладает твердостью духа, решимостью, силой воли. Когда она впервые появляется на страницах романа, непредубежденный читатель невольно проникается к ней симпатией. Как независимо и непринужденно, с понятной и обоснованной дерзостью, возмущенная бездушием, лицемерием, несправедливостью, ведет себя юная Бекки, покидая пансион мисс Пинкертон, напыщенной, чванливой и тщеславной женщины. Но сущность характера Бекки Шарп, ее жизненная цель и средства, избираемые ею для достижения цели, образ ее поведения отнюдь не героического свойства.
Бекки Шарп – воплощенный авантюризм, обусловленный корыстной целью. Пробиться вверх, к большим деньгам и знатному или видному положению – вот задача ее жизни. Пробиться вверх для того главным образом, чтобы иметь тщеславное удовольствие на все и всех смотреть сверху вниз. В своих устремлениях и в выборе средств для самоутверждения героиня легко пренебрегает нравственностью, высокими понятиями и человеческими чувствами, все свои достоинства мобилизует и расходует для достижения эгоистической суетной цели. Бекки Шарп отнюдь не склонна себя винить за безнравственный образ жизни, а всю вину переносит на внешние обстоятельства, так сказать, на недостатки материального обеспечения.
Бекки Шарп быстро осознает, что ее красота – это ее билет к лучшей жизни. Ее стремление к социальному восхождению начинается с посещения ярмарки, символизирующей общественную торговлю ценностями и моралью.
Вместе с Бекки читатель погружается в мир интриг, предательств, любви и амбиций. Она прокладывает свой путь, обгоняя и обманывая тех, кто стоит у нее на пути. В своем стремлении к высокому статусу она сталкивается с множеством моральных дилемм и трудностей, которые подчеркивают сложность общественных норм и ценностей.
«Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч в год», – так рассуждает про себя она. «Какой-нибудь олдермен, возвращающийся с обеда, где его угощали черепаховым супом, не вылезет из экипажа, чтобы украсть баранью ногу; но заставьте его поголодать – и посмотрите, не стащит ли он ковригу хлеба» – так утешала себя Бекки, соразмеряя шансы и оценивая распределение добра и зла в этом мире.
Постепенно Бекки завоевывает сердца мужчин и завоевывает благосклонность влиятельных кругов общества. Ее умение вести себя в обществе, обаяние и исключительная находчивость помогают ей встретиться с ключевыми фигурами того времени. Она использует свои способности, чтобы выйти замуж, оказаться в сердце общественной жизни, и, таким образом, реализовать свои социальные амбиции. Шарп вступает в брак с Роуном Кроули, но его несчастный характер и слабость приводят к неудовлетворительному союзу.
Рисунок У. Теккерея
Почему это «роман без героя»
Ведя повествование о судьбах двух женщин, подруг по пансиону – Ребекке Шарп и Эмилии Седли, автор не сделал их и других персонажей носителями положительного нравственного начала. Он полагал, что в жизни зло гораздо интереснее и разнообразнее, чем добро, и что нужно изучать людей, действующих из дурных побуждений.
Сам подзаголовок «Ярмарки тщеславия» – «Роман без героя» – говорит о том, что среди его персонажей нет ни одного по-настоящему положительного. Условные герои далеко не святые: они совершают ошибки и потом расплачиваются за них. Эмилия, никому не причинившая зла, верная и слепо любящая женщина, неумна, пресна, пассивна и духовно ленива. Ведя очень «земную» жизнь, она совсем не разбирается в ней, не может отличить правду ото лжи и лицемерие от искренности. Ее, по большому счету, не за что и любить. А вот она сама на протяжении почти всего романа наивно и чисто любит Джорджа Осборна, вовсе не достойного ее любви.
Эмилия, показанная изначально доброй, теряет эту детскую наивность и превращается в мелочную и одержимую женщину.
Демонизации злодеев тоже не происходит: антигерои имеют собственные мотивы. Ведь Бекки просто пытается обеспечить себе жизнь и не остаться брошенной, как ее мать. Ее попытки соблазнить брата и Джозефа, мужа Эмилии, продиктованы этой необходимостью удержаться в высшем обществе и не скатиться в нищету и забвение.
Из разных уст читатель слышит резкие и не пустые слова о Бекки Шарп: она способна «лгать без зазрения совести», «извлекать пользу из всего решительно», «вероломный друг и вероломная жена», она «злая, дурная женщина». Автор не оспаривает всех этих обличений маленькой Бекки и все же скажет о ней: «в сущности не злая». И также из разных уст читатель может услышать, что Бекки и мила и очаровательна, что она «добродушное и милое создание». И сам автор не раз взглянет на нее увлеченно, будет сравнивать ее с другими лицами и не сможет удержаться, чтобы не отметить ее поразительную и озадачивающую привлекательность.
Мужские персонажи тоже неоднозначны: Джозеф оказывается самовлюбленным и эгоистичным, несмотря на хорошее воспитание. Родон, муж Бекки, не обращает внимания на жену – ему важнее карточные игры и дуэли.
Теккерей стремится к тому, чтобы у персонажей своего романа выявить сложный комплекс психологических мотивов и движений, не уклоняясь от правды человеческой природы, анализируя ее без всякой предвзятости, передавая сложность и противоречивость ее проявлений в жизненных характерах.
Рисунок У. Теккерея
Почему Теккерея считают мастером реалистического романа
Все сцены, которые описывает Теккерей, легко бы произойти в реальности – и происходили, просто с реальными, а не вымышленными людьми. Из-за близости к реальности и чуткого выписывания характеров с помощью небольших, но говорящих деталей автора прозвали одним из лучших писателей-реалистов эпохи, наравне с Чарльзом Диккенсом и Шарлоттой Бронте.
Кстати, сама Бронте, писавшая под псевдонимом Каррер Белл, посвятила Теккерею второе издание «Джейн Эйр» (1847). Она считала его писателем, чья сатира сделала его «первым социальным возрожденцем современности». Бронте признает, что слова Теккерея могут глубоко ранить и «сформулированы не для того, чтобы щекотать нежные уши». И все же, написала она, если бы читатели приняли его критику близко к сердцу, они могли бы избежать болезненных последствий.
Предсказание Шарлотты Бронте о Теккерее, сделанное в письме, которое она написала в 1848 году, оказалось верным. По мере того, как «Ярмарка тщеславия» становилась все более известной, гений ее автора, «законного первосвященника Истины», получал широкое признание.
Герои «Ярмарки тщеславия» – это снобы «всех времен и народов», живущие по закону достижения успеха любыми путями в любой стране и в любую эпоху.
Несмотря на то что тщеславие – универсальная составляющая человеческой личности и оно всегда присутствует в жизни, Уильям Теккерей считал, что рабом тщеславия становиться необязательно.