+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовостиЧто хранится в карманах детства

Что хранится в карманах детства

… Я ухожу к себе в детство за идеями

 

Книга Татьяны Бабушкиной «Что хранится в карманах детства» – размышления о философии детства и методическая мозаика, опыт создания атмосферы творчества и вдохновения, разговор о том, как взрослый и ребенок могут изо дня в день приносить счастье друг другу, используя простейшие и вечные детали быта и бытия.

Обложка книги

Об авторе

Татьяна Викторовна Бабушкина (1947–2008) – педагог, одна из зачинателей клубной педагогики. Родилась в Ростове-на-Дону, там же окончила педагогический институт и преподавала в нем. Она выбрала семейную профессию – дедушка и бабушка были педагогами, оставившими о себе огромное количество светлых, трогательных воспоминаний. В 1975 году Татьяна создала клуб для старшеклассников «ЭТО» – эстетика, творчество, общение. В те годы в СССР это было единственное неформальное объединение, ставившее во главу угла искусство. Пять лет спустя появились «Уроки фантазии» для малышей. Сначала они проводились только в классе, где училась дочка Татьяны Викторовны.

С 1986 по 1990 год Татьяна Викторовна много работала с детьми из детских домов, в том числе часто ездила в Загорский интернат для слепоглухих детей.

В 1990-х годах появился клуб «Внимание, черепаха!», название которого родилось благодаря дружбе с Роланом Быковым.

Большую часть своей жизни Татьяна Викторовна отдала детям, она была идейным вдохновителем «кочевых лагерей» или летних дач. Она создавала чуткую атмосферу для развития внутреннего мира каждого ребенка. Дети ласково называли ее ТиВи или Тивиша.

У ТиВи было много учеников – студентов, и вместе с ними Татьяна Викторовна объехала множество городов нашей страны. Проводила театрализованные занятия для детей и лагеря, лекции для воспитателей и учителей.

Выросшим ученикам, бывшим студентам ТиВи часто бывает очень сложно описать цели и задачи клуба ЭТО, что делалось и зачем, потому что им было «просто в кайф быть вместе». Они просто жили, жили все вместе. Татьяна Викторовна читала лекции о поэзии, художниках и культуре. На самом первом этапе даже и программы какой-то определенной не было. Очень многие люди прилеплялись к Тивише, готовы были проводить с ней бесконечное количество времени. Она не скупилась на похвалу, у нее было чутье обнаружить скрытый потенциал в ребенке, подростке. Умела окрылить человека словом и жестом.

Когда сформировался костяк клуба, люди пошли уже туда потоком. Татьяна Викторовна была откровенна с близкими учениками: были моменты, когда она тяготилась большим количеством людей и постоянно звонящим телефоном, опасалась, что не найдется место в сердце для каждого. Ее первый муж не выдержал такого образа жизни, мечтал о домашнем покое.

В воспоминаниях близких и знакомых Татьяна Викторовна осталась как остроумный, очень жизнерадостный человек, «женщина-фейерверк».

Татьяна Викторовна Бабушкина (1947–2008)

По словам Татьяны Бабушкиной, детской педагогикой она решила заняться после просмотра фильма «Ты и я» Ларисы Шепитко (1975 год, сценарий Геннадия Шпаликова). В кинокартине разворачивается история жизни двоих друзей-ученых. Один бросает науку и уезжает в Швецию работать врачом при посольстве, а второй продолжает научную деятельность. Фильм заставил Татьяну задуматься и понять, что она занимается не тем. «Не тем» – это диссертацией, которую она на тот момент писала в пединституте. На следующей же день она подала заявление об увольнении и погрузилась в работу с детьми. Поэтому вместо очередного кандидата педагогических наук и диссертации, которую мы вряд ли бы прочитали, получился талантливейший педагог-практик и книга с найденными в карманах детства сокровищами.

Клуб «ЭТО» выделялся своей необычностью, и в 1983 году вышла разгромная статья в газете «Комсомолец». На дворе была эпоха Андропова. Усилилось наказание за тунеядство, проводились показательные суды, происходили облавы в магазинах и в кинотеатрах на дневных сеансах («что это вы тут делаете в рабочее время?»). Клуб также попал в поле внимания «блюстителей нравственности». Статья начиналась утверждением о том, что клуб имеет мещанскую направленность, вредно влияющую на молодежь и уводящую ее от общественной активности. Никаких серьезных обвинений предъявить, конечно, не удалось. В клуб ходило много «трудных» для школы детей, не вписывающихся в коллектив, имеющих проблемы с учебой, но нашедших себя в творчестве, в клубных взаимоотношениях. Поэтому основные претензии статьи по сути касались того, что в «ЭТО» «они все это делают, потому что им так хочется и нравится, а не потому что надо, не через не хочу».

Татьяна Викторовна заболела после этой публикации, пострадали работающие с ней педагоги, кого-то уволили с работы. Кому-то из старшеклассников дали отвратительные выпускные школьные характеристики. Наверное, можно было подать в суд – в статье содержалось огромное количество лжи, но никто не стал заниматься этим. Бабушкина продолжительное время болела, а потом, собравшись с силами, стала возрождать клуб, дав ему название «ЭХО». Тогда она и начала заниматься с детьми младших возрастов. Было много деток с отклоняющимся развитием, они все общались с обычными детьми. Пришли новые педагоги. Возобновились творческие занятия и поездки.

Потом пришло новое время. В самом конце Татьяне Викторовне было очень сложно. Исчез взаимообмен, та самая совместная жизнь «просто в кайф». Появились родители, которые только требовали «дайте то или это».

В 2008 году Татьяна Викторовна поехала к дочке и внучке в Подольск, по дороге она погибла в автомобильной катастрофе.

Любимая детьми ТиВи могла бы еще очень много сделать… Но остались ее ученики, усилиями которых и выпущены книги Татьяны Викторовны (три под одной обложкой). Ее идеи и наработки продолжают вдохновлять детей и взрослых, а ученики продолжают работать и делиться воспоминаниями и записями бесед с учителями и родителями.

Здесь можно прочитать подробнее воспоминания о Татьяне Викторовне и о ее работе родных, близких, учеников и бывших членов клуба «ЭТО» https://kg-rostov.ru/history/histori_cult_person/khozyayka-zapovednika/, а мы поподробнее поговорим о книге, и о том, что же все-таки хранится в карманах детства.

 

О книгах Татьяны Бабушкиной

Под одной обложкой собраны три книги, и только самая первая из них «Часы пробили в дюжину» написана самой Татьяной Викторовной в сотрудничестве с редактором Юлией Масловой (доступна в библиотеке Литрес https://www.litres.ru/book/tatyana-babushkina-22908260/chasy-probili-v-duzhinu-57527281/ ).

Обложка книги

Две другие, «Посиделки на поляне смыслов» и «Одушевляющая связь» были только задуманы, а собирать их уже пришлось без Татьяны Викторовны. Эти две части составлены из ее статей, записей бесед, лекций и выступлений (также доступны в библиотеке «Литрес», первая под другим названием «О щедрой радости детства» https://www.litres.ru/book/tatyana-babushkina-22908260/o-schedroy-radosti-detstva-56149585/, вторая под тем же – https://www.litres.ru/book/tatyana-babushkina-22908260/odushevlyauschaya-svyaz-57534981/ .

  

Первое, на что обращаешь внимание – это огромное количество отсылок, а лучше сказать, разговоров с многочисленными авторами книг: писателями, философами, поэтами, педагогами.

Анна Ахматова, Максимилиан Волошин, Александр Грин, Николай Заболоцкий, Фазиль Искандер, Януш Корчак, Александр Куприн, Льюис Кэрролл, Дмитрий Лихачев, Алан Милн, Эрнст Неизвестный, Горан Петрович, Марсель Пруст, Николай Рерих, Джанни Родари, Джонатан Свифт, Арсений Тарковский, Марк Твен, Павел Флоренский, Марина Цветаева, Корней Чуковский, Михаэль Энде… И это далеко не полный список. Татьяна Бабушкина жила вместе с книгами, они были для ней учителями и единомышленниками, отправной точкой философских размышлений и стимулом к изобретению творческих мастерских, посиделок, путешествий, представлений: «Книги, как и люди, тоже общаются между собой, посещая друг друга на страницах рукописей. Эта книга постоянно беседовала с россыпями размышлений Януша Корчака, … Училась служению ребенку вместе с гипертекстами Анатолия Берштейна в его книге-размышлении «Школьный блюз. Автопортрет на фоне профессии». … Забегала вперед возраста своих детей с главами книги Анатолия Арсеньева «Подросток глазами философа». Долго жила в сказочном фолианте Александра Шарова «Волшебники приходят к людям».

На книгах Анатолия Сергеевича Арсеньева (1923–2013) стоит остановиться подробнее, потому что педагогический клуб «ЭТО» во многом опирался именно на его идеи.

Анатолий Арсеньев – кандидат философских наук и доктор психологических наук, причем степень по психологии была ему присвоена в 2002 году по совокупности работ. Он не предлагал какой-то новой философской школы, скорее он учил философскому размышлению как таковому. Он стремился популяризировать сложные философские идеи, содержащиеся у философов-классиков. К числу подобных сложнейших проблем можно отнести переосмыленные им отличия логики развития органических систем (присущей всему живому) от логики механических систем (свойственной миру вещей). Книги Арсеньева написаны очень простым, легким, не обучающим языком. Он как будто предлагает читателю побеседовать.

Для Татьяны Бабушкиной книга Анатолия Арсеньева «Философские основания понимания личности» была одной из важнейших. Она считала, что глава «Подросток глазами философа» представляет особую ценность для педагогов и психологов-практиков: «Я не знаю другого философа, который так глубоко размышляет о подростковом периоде жизни, о времени, кажущемся нам, взрослым, временем ничегонеделания, какого-то непонятного перезванивания по телефону, смотрения в зеркало. А ведь это время познания себя, примерки новых социальных ролей, открытие своей особенности через созерцание мира вокруг себя. Арсеньев говорит о необходимости бережного отношения к этому облачному периоду жизни. И вспоминаются слова поэта Юрия Левитанского: “Он лежит на траве… Неотрывно глядит в небеса… Не мешайте ему… Он занят, он строит воздушные замки”». А одной из самых любимых у Бабушкиной была глава о различии механического и органического: «Он {Арсеньев} говорит, что в механистической системе вся периферия жестко закреплена, а в органической – вариабельна. Что это значит? К примеру, если праздник проходит “органически”, в нем только основное, стержневое действо идет в полном соответствии с первоначальным замыслом, а эпизодические события протекают свободно, и по ходу возникают импровизации. Потому что состояние ребенка для нас важнее, чем гладкое течение праздника».

С отдельными главами книги Арсеньева «Философские основания понимания личности» можно познакомиться здесь https://studfile.net/preview/5678856/, а полное издание вы найдете в обычных библиотеках.

Так о чем же пишет Татьяна Бабушкина в своих книгах? О совместной жизни ребенка и взрослого изо дня в день, о самых простых и чудесных вещах. Вот некоторые темы: о пространстве и времени, сказки для подбадривания, о том, как ходить в гости и возвращаться домой, о культуре подарков, о душе детских игрушек, как дарить книги, о детях разных стихий, об играх с Гулливером, о путешествиях…

Обложка книги

Атмосферу книг вы можете оценить по нескольким цитатам (выделение полужирным автора):

Как мне стало известно, между ноябрем и декабрем есть невидимый месяц Сиреневень. Именно в нем и начинается праздник ожидания праздника, и встречаются незабываемые образы детства ушедшего, и складывается предновогодний уклад детства настоящего.

Елку можно измерить в сантиметрах, а можно в количестве лет от одной стеклянной реликвии до другой. В доме с бережно передаваемой традицией украшения, с уважением к сложным отношениям игрушек чувствуют, кого можно поселить рядом. Новоселье на ветках складывается годами. И кажущаяся эклектика имеет тайну, иногда доступную только ребенку…

Поэтому особенно печален распространившийся взрослый симметрично-бытовой стиль украшения чем-либо одним: шарами, звездами – в угоду утилитарной красивости.

Мне было шесть лет, когда бабушка украсила елку, как пирамиду, четырьмя гранями. И каждая ее сторона представляла сюжет сказки, следующий к вершине. Это была наша тайна, и я могла поделиться ею с избранными.

Размещение игрушек в нишах ветвей – первая модель защищенности, вместимости, многообразия…

Я думаю, все дети относятся к «земляным», то есть пачкающимся. Но есть «воздушные», любящие или прыгать откуда-то, или залезать куда-то, «огненные» – с ними надо почаще разводить костер, чтобы они не делали этого сами, есть и «водяные». Водяные дети очень любят постоянно купаться, плескаться, нырять и этим бесконечно пугать взрослых.

Думаю, что взрослый и детский календарь вещи очень разные. Скорее всего, у детей два времени года. И только потом они узнают – его принято делить на большее количество долек. Первое время – кочевое – где-то с апреля по ноябрь. Второе – оседлое – с ноября по март. Кочевое время – это когда важно пространство вокруг тебя. Оседлое – когда важно пространство внутри тебя. У нас даже есть праздник перехода с кочевого времени на оседлое и обратно. С учетом этих временных особенностей гораздо легче судить о детских географических открытиях, которые их сопровождают.

Возможно, ошибаюсь, но главное, что я усвоила от детей: сейчас для них слова не достаточно. Что, как воздух, нужна атмосфера. Что в суетности и жесткости конструкций взрослого мира забывается – детство это не время, не период, а состояние. Что консервирование детскости нужно самим будущим взрослым. Впитывание составных частей детства объединит тех, кто только еще придет к нам… И вся мозаика глав этой книги – задуманное и переживаемое годами путешествие в поисках атмосферы. Ибо тон делает музыку…

 

 

Обложка книги

Кому и зачем стоит прочесть книги Татьяны Бабушкиной

  • Любому взрослому, кому необходима душевная поддержка от спрятанных в карманах детства сокровищ.
  • Всем родителям, кто хочет несмотря на бесконечное количество родительских обязанностей и необходимостей, получить удовольствие от своей роли мамы или папы и от общения со своими детьми.
  • Педагогам, воспитателям и всем, кто имеет дело с детьми – для того, чтобы пополнить свою методическую копилку, и чтобы получить новые идеи.
  • Всем тем, кто любит фантазировать, путешествовать, погружаться в книжные миры и возвращаться обратно отдохнувшими и с новыми мыслями, планами и задумками.

По ссылкам ниже можно послушать и посмотреть интервью с Татьяной Викторовной:

https://www.youtube.com/watch?v=UcYU4gE6Brc ;

https://www.youtube.com/watch?v=52TuSPujHV4 ,

а здесь https://www.youtube.com/watch?v=smGKHJOWXlk можно познакомиться с частью лекции по подарковой культуре.

Я часто вижу одну и ту же картинку внутри себя. Яблоневый сад, который одновременно цветет и плодоносит. На ветке одного дерева раскачивается маятником яблоко на нитке, отмеряя ход особого времени. Множество детей собирают яблоки или лежат в траве среди одуванчиков. Мои бабушка и дедушка в белых парусиновых костюмах что-то читают моей еще маленькой дочери, с которой они так и не успели встретиться по-земному… Рядом стоит янтарный жеребенок. На одеяле свернувшейся калачиком девочки выложено репейниками: «Тихо. Я сплю». По краям сада одуванчики уже превратились в пушистую икру весны. А в центре Вселенной стоит Елка (из послесловия Татьяны Викторовны к своей книге).

 

 

 

 

5 июля 2024


Up!