+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовостиДень «Расскажи историю»

День «Расскажи историю»

Жанр короткого рассказа, или новеллы, возник в Америке в первой половине XIX века. Особенно прославились в этой форме Эдгар По и Натаниэль Готорн, которым пришлось вмешать свои таланты в рамки газетного рассказа. Но результат оказался удачным: новелла завоевала большую популярность.

 

У жанра есть свои особенности. Так, в основе сюжета ещё одного знакового американского новеллиста – О. Генри – лежат, как правило, трагикомические парадоксы. Писатель предпочитал рассказ с двойным поворотом, когда по ходу повествования за первым пуантом (ложным) следует второй, к которому читатель оказывается не подготовлен. Наследник традиций американской романтической новеллы Амброз Бирс также любил обескуражить читателя, застав его врасплох неожиданной концовкой.

 

В первой половине XIX века жанр новеллы бурно развивается и во Франции. В этом жанре писали Теофиль Готье и Жерар де Нерваль, Оноре де Бальзак и Стендаль. Наиболее последовательно работал с малой формой Проспер Мериме, почти всё творчество которого состоит из новелл.

 

Русская романтическая новеллистика родилась почти в одно время с французской. Основные направления в развитии русской новеллы представлены в пушкинских «Повестях Белкина», рассказах Николая Гоголя и раннего Фёдора Достоевского. В жанре готической новеллы выступили Владимир Панаев, Александр Бестужев-Марлинский, князь Александр Шаховской.

 

Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес указывал, что после новеллистической революции рубежа XIX и XX веков рассказ в состоянии передать всё то же, что роман, при этом не требует от читателя избыточных затрат времени и внимания. Рассказы Антона Чехова «Ионыч», «Душечка», «Человек в футляре» стали мини-романами, в которых спрессована на дюжине страниц целая человеческая жизнь. Особенно привлекает его миг, когда перед героями открывается возможность новой жизни («Случай из практики»). Вместо традиционной для новеллы развязки — незавершённость, недоговорённость, открытый финал («Дама с собачкой», «Невеста»), подчёркивающий непрекращающееся течение жизни. В некоторых рассказах («Архиерей») проскальзывают нотки абсурдизма.

 

Новелла контраста, построенная на контрапункте нескольких тематических и ритмических рядов, получила развитие у позднего Льва Толстого («После бала», «Ягоды») и в творчестве Ивана БунинаГосподин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»).

 

Королевой русского юмора называли Надежду Тэффи. Однако она никогда не была сторонницей чистого юмора и всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.

 

Некоторые исследователи связывают новеллистическую революцию, о которой говорит Борхес, с развитием железных дорог. Потому что теперь пассажир не трясётся в бричке и может себя занять чем-то, кроме рассматривания пейзажей в окно и употребления пищевых продуктов. Время поездки также сокращается, и появляется запрос на более короткие произведения, которые можно целиком прочесть в пути без продолжения.

 

Сегодня короткие рассказы русских писателей для вас читают сотрудники Российской государственной библиотеки для слепых. Рассказ Антона Чехова «Размазня» прочтёт Михаил Кульченко http://rgbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/Kulchenko_chehov.mp4, новеллу «О бренности» вы услышите в исполнении Сергея Кощеева http://rgbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/chehov-koshheev.mp4, а Надежду Тэффи с рассказом «Жизнь и воротник» представит Елена Соболева http://rgbs.ru/wp-content/uploads/2023/04/soboleva_tefi_1.mp4.

 

 

 

27 апреля 2023


Up!