+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовостиЭстетика Оскара Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея»

Эстетика Оскара Уайльда в романе «Портрет Дориана Грея»

Ирландский писатель и драматург XIX века Оскар Уайльд был одним из популярных и скандальных авторов своего времени. Впрочем, некоторые современники считали, что произведения не будут интересны последующим поколениям.

Не прошло и недели после смерти писателя, как в английской газете «Пэлл-Мэлл» один журналист написал: «Мистер Уайльд, конечно, обладал уникальными интеллектуальными способностями, но вряд ли хоть что-нибудь из его литературного наследия выдержит испытание временем». И оказался неправ.

Оскар Уайльд (1854–1900)

Творчество Уайльда всегда вызывало живой отклик у читателей. Его единственный (в жанровом отношении) роман «Портрет Дориана Грея» (англ. The Picture of  Dorian Gray) стал одним из самых известных в мировой литературе. Он экранизировался в разных странах мира более 30 раз.

В психиатрии даже существует понятие «синдром Дориана Грея». Он выражается в страхе перед старением. Люди, подходящие под его описание, остро переживают по поводу морщин и физического увядания и часто злоупотребляют косметикой и пластической хирургией.

Сегодня мы постараемся разобраться, в чем истинный смысл «Портрета Дориана Грея» и как творчество Уайльда воплотилось в его жизни.

 

История создания

Роман «Портрет Дориана Грея» имел реальную основу. У Уайльда был друг – художник по имени Бэзил Уорд. Писатель, встретив однажды в его мастерской чрезвычайно красивого натурщика, воскликнул: «Как жаль, что и ему не миновать старости со всем его уродством!» На это Бэзил ответил, что готов рисовать каждый год портрет, чтобы законы природы – старение человека – отражались на портрете, а не на внешности красавца-натурщика.

Обратив внимание на навеянный сюжет, Оскар Уайльд написал «Портрет Дориана Грея» по договоренности с одним американским журналом, который он написал в рекордно сжатые сроки – чуть больше чем за две недели, так как заключил пари, что он сможет создать роман именно в это срок. В июле 1890 года роман был опубликован в американском журнале Lippincott’s Monthly Magazine.

Первая (журнальная) публикация романа

В апреле 1891 года роман был издан в Лондоне отдельной книгой, дополненной особым предисловием, ставшим манифестом эстетизма, а также шестью новыми главами внутри основного повествования. Некоторые главы во второй версии были полностью переработаны.

 

Краткое содержание

Во время одного из светских сборищ художник Бэзил встречает юношу по имени Дориан Грей. Впечатленный внешностью и личностью молодого человека, он пишет его портрет. Однажды Грей, любуясь картиной, желает навсегда оставаться таким, каким он на ней изображен.

У Бэзила есть друг, беспринципный лорд Генри. Благодаря рассказам художника о Дориане тот спешит познакомиться с неискушенным юношей. Это знакомство становится для Грея роковым. Под влиянием лорда Генри он постепенно преображается в человека, для которого самое важное – красота и молодость.

Однажды в жизни Грея появляется театральная актриса Сибила Вэйн. Он очарован ее сценическим образом, а вот она реально влюбляется в него. Дориан, Бэзил и лорд Генри приходят однажды на спектакль Сибилы, девушка нервничает и плохо играет. Это разочаровывает юношу, и он жестко порывает с ней. Дома герой видит, что за время его отсутствия портрет слегка изменился.

Отчаяние от разрыва доводит Сибилу до самоубийства. Дориан сожалеет о смерти девушки. Лорд Генри спешит убедить его, что пока человек молод, он должен испытать на себе все крайности человеческого существования. Грей следует его совету, все чаще предаваясь разного рода порочным развлечениям. Портрет тем временем все больше состаривается.

18 лет спустя Бэзил собирается уезжать. Все это время он не виделся с Дорианом и решает в последний раз навестить Грея и попытаться вразумить его. Его друг совершенно не изменился внешне за прошедшие годы, а вот портрет еще как. Картина отражает истинное лицо Дориана, лицо старика, который долгие годы потакал своим порокам и сластолюбию. Автор портрета приходит в ужас от увиденного. В порыве ярости Грей убивает его.

Затем Дориан пытается уничтожить портрет, разрезав его на куски. В итоге слуги проникают в комнату и находят нетронутый портрет, на котором изображен их хозяин во всем цвете молодости и красоты, а рядом с портретом труп пожилого человека с ножом в груди с увядшим и отталкивающим лицом (возраст Дориана Грея на момент смерти составляет около тридцати восьми лет). «Только по кольцам на руках» они узнают, кто это.

Кадр из фильма «Дориан Грей» (2009), Великобритания, в главной роли Бен Барнс

Параллели

По мнению американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, этот роман «в общем-то, лишь несколько возвышенная сказка, которая полезна подросткам лет семнадцати, потому что побуждает их кое о чем серьезно подумать» и в котором за образец взяты «Шагреневая кожа» Бальзака и «Наоборот» Гюисманса.

Тот сюжет, который разворачивается перед нами в «Портрете Дориана Грея», явно связан и с гетевским «Фаустом». Сравним: и Дориан, и Фауст подвергаются искушению земными страстями; и Дориан, и Фауст разрушают судьбы тех, кого любят, – Сибилы Вэйн и Маргариты; и Дориан, и Фауст становятся заложниками идей. Наконец, оба героя движимы борьбой со скукой. Однако между ними есть и важное различие: Фауст стремится к познанию, а Дориан – только к наслаждению.

Вследствие этого принципиально различны и финалы этих произведений. Если Фаусту прощается все зло, которое он совершил, то Дориан Грей погибает, так и не придя к просветлению. Ища чувственных наслаждений, он проходит точку невозврата, когда удовлетворение плотских желаний окончательно подменяет собой жизнь духа. Возвращение к прежней гармонии души и тела оказывается для него невозможным.

Так, параллель с трагедией Гете возвращает нас к нравственным категориям блага и зла, от которых Уайльд пытается уйти.

На первом этапе Дориана Грея особо не терзают муки совести. Он, однако, все еще озабочен своей репутацией, своим портретом, в глазах других. Но постепенно ему становится наплевать и на это – лишь бы остаться непойманным. Главный душевный изъян Дориана, как человека в том, что он, лишенный воображения, нуждался в действиях, поступках, добрых или злых, чтобы испытать возбуждение от соприкосновения с жизнью. Но действия, в отличие от игры ума, с определенного момента начинают повторять самих себя, то есть вызывать скуку и раздражение в первую очередь у того, кто эти действия совершает. Чудесная жизнь не столь заманчива и притягательна, как казалась на первый взгляд.

 

 Судьба Уайльда после выхода романа

Роман вызвал мощное эмоциональное потрясение у общественности: завсегдатаи книжных лавок восторгались творением Оскара, а вот литературному истеблишменту книга пришлась не по вкусу. Писательская верхушка осудила произведение Уайльда как низкое и аморальное. Некоторые критики предлагали наложить на «Портрет Дориана Грея» табу, а автора отдать под суд. Однако обычными читателями роман был принят восторженно.

Между тем через некоторое время Уайльд попал в неприятную ситуацию: маркиз Куинсберри публично обвинил писателя в непристойных отношениях с его сыном, которого Уайльд начал сильно опекать, фактически содержать. Начался судебный процесс, где при любом удобном случае проводились параллели с героями романа: «Не может ли привязанность и любовь художника к Дориану Грею натолкнуть обыкновенного человека на мысль, что художник испытывает к нему влечение определенного рода?»

В результате Оскар Уайльд получил два года заключения в тюрьмах, предназначенных для особо опасных рецидивистов. Это полностью сломило писателя. Большинство друзей от него отвернулись, в тюрьме Уайльд узнал, что умерла его мать.

После освобождения Оскар Уайльд уехал во Францию, где в 1900 году скончался от острого менингита. Смерть писателя была мучительной, незадолго до своей кончины он полностью оглох и потерял дар речи, а последние дни провел в ужасной агонии.

Памятник Оскару Уайльду с лицом, искажённым усмешкой. Аллюзия на Дориана Грея. Дублин

Что Уайльд хотел показать в своем романе

В «Портрете Дориана Грея» Оскар Уайльд заявляет, что жизнь, управляемая одной лишь чувственностью, анархична и само разрушительна. Заглавный герой приходит к той точке, где сходятся противоположности. Непреднамеренное убийство делает Дориана первым мучеником эстетизма. Текст романа говорит: красиво плыви по поверхности – и некрасиво сгинешь в глубинах.

Идея о главенстве искусства – одна из основных идей романа. Дориан карается только тогда, когда поднимает руку на прекрасное – на произведение искусства. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и поэтому герой погибает, а прекрасный портрет остается. Все как будто бы согласуется с теоретическими воззрениями писателя.

Предисловие романа – манифест эстетизма, раскрывающий замысел автора. В нем Уайльд пишет о том, что Красоту (именно так – с заглавной буквы) нельзя определять категориями нравственности или безнравственности – она должна быть лишена этической оценки. Красота ценна сама по себе. Писатель раскрывает идею о зыбкости нравственных постулатов и бессмысленности социальных табу. Для него нет нравственности – есть только понятие о красоте: эстетические ценности преобладают над этическими.

В предисловии сконцентрировано 25 парадоксальных афоризмов, в которых  Уайльд повторил известные положения своей эстетики: «художник – тот, кто создает прекрасное», «художник не моралист», «искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь». От теоретических положений он переходит к трагической, истории Дориана Грея.

Портрет Дориана Грея – это портрет его души, инвентарь преступлений этого грешника. Уайльд верил, что есть на свете Некто, кто за нами следит и все записывает. Однако этот метод перевоспитания Дориана Грея весьма сомнителен, потому что вызывает еще больше вопросов о путях возможного раскаяния в совершенных преступлениях.

Мир знает многих героев, отдавших душу дьяволу в обмен на богатство, трон, знание истины, обладание любимой женщиной. Дориан Грей жертвует душой во имя вечной молодости и красоты. Безвольный Дориан становится послушной игрушкой в руках лорда Генри.

Поверив его речам о всесилии красоты, о не подвластности ее каким-либо законам, Дориан отдается чувственным наслаждениям, скользя в бездну разврата и преступлений. Лицо его сияет молодостью, а портрет же чудовищно изменяется, ибо душа Дориана, воплотившаяся в нем, стала порочной, лживой и грязной. Не выдержав мучительных стрессов своей запятнанной совестью, Дориан всадил в портрет нож, чтобы избавиться от этого ужасного свидетеля.

Современная обложка книги

Уайльд хотел прославить героя, принесшего душу в жертву красоте и искусству, но художественная правда оказалась сильнее этого замысла. Он показал, что Дориан загрязнил себя, что красота, лишенная вечности, становится уродством. Дориан стал жертвой своей максималистской страсти –    любви к самому. Думая исключительно о своей личности, он ее и разрешил.

«Пытаясь убить свою совесть, Дориан Грей убивает себя», – так сформулировал мораль романа сам автор.

 

 

 

 

 

15 апреля 2024


Up!