+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовостиФантастика и реальность: атмосферная повесть-сказка «Бумажные книги Лали»

Фантастика и реальность: атмосферная повесть-сказка «Бумажные книги Лали»

«Бумажные книги Лали» – это своеобразная повесть-сказка с отсылкой к Золушке, рассказанная на современный лад 80-х годов прошлого века, которую и сегодня интересно читать. Она не для маленьких детей, а относится, используя современную терминологию, к направлению Young Adult, или подростковой литературе.
 
Впрочем, такое издание вполне может увлечь взрослых своими всегда актуальными социальными проблемами, поднятыми на фоне выходящего за границы реальности жанра фантастики. Эта книга больше подходит для вдумчивого чтения: с чувством, с толком, с расстановкой. В конце приведено оглавление, которое содержит тематические названия 32 глав. Чтение займет более 7 ч.
 
Впервые книгу выпустило московское издательство «Детская литература» в 1983 году, тиражом 100 тыс. экземпляров. Также известно, что позднее, в 1988 году отдельным изданием произведение вышло в словацком издательстве Mlade leta («Молодое лето») под названием «Жестокий голос Вселенной».

 

Обложка книги. Издание 1983 года с иллюстрациями Георгия Юдина

Книга не переиздавалась до 2006 года, когда ее вновь напечатали издательства АСТ, «Астрель» в сериях «Любимые книги девочек» и «Любимое чтение» тиражом 3 тыс. экземпляров, с иллюстрацией на обложке Марины Федоровской. В том же году она была издана ООО «Харвест» в Беларуси. А в 2015 году появилось и аудиокнига в исполнении диктора Михаила Рослякова, на счету которого более 1000 книг, выпущенная студией звукозаписи ИПТК «ЛогосВОС» (книга доступна для чтения в онлайн-библиотеке AV3715)

Что мы узнаем об авторе книги

 
Автор повести-сказки «Бумажные книги Лали» Федор Федорович Кнорре (1903–1986), происходил из рода прославивших свою фамилию астрономов, известных архитекторов, инженеров-мостостроителей. Во время наступления Юденича Федор добровольцем вступил в Красную Армию и два года служил красноармейцем. Тогда ему было 16 лет.
 
Путь Кнорре в литературу был несколько необычен – из кино, которое тогда только зарождалось, из цирка, из молодого революционного советского театра. Вчерашний красноармеец был сорежиссером в кино и в театре, сам играл, сам ставил в Ленинградском и Центральном Московском ТРАМах, был хорошо знаком с Траубергом, Мейерхольдом, Эйзенштейном, Булгаковым, Роммом, писал комические сценарии, цирковые репризы, а потом ставшие известными пьесы «Тревога» и «Московский 10-10», которые не только шли на театре, но и были изданы ГИХЛом в 1931 году отдельными книжками.
 
Настоящий Кнорре начинается с рассказа «Твоя большая судьба», напечатанного в 1940 году в «Знамени». Этот рассказ, в котором прослеживается мысль о судьбах маленьких и судьбах народных, был жизненно необходим в то предвоенное время, и он стал событием в литературе.
 
Прозу Федора Кнорре можно считать и городской, и деревенской, и военной, поскольку тема Великой Отечественной войны проходит через многие его произведения, и, конечно, психологической. Язык персонажей глубоко индивидуализирован. Именно поэтому многие вещи Кнорре послужили основами для киносценариев или пьес. С его творческой биографией и фильмографией знакомьтесь здесь: https://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/29331/bio/

Федор Кнорре, автор повести-сказки «Бумажные книги Лали»

 

Федор Кнорре писал и для юных читателей. Это «Капитан Крокус», «Черничные глазки», «Оля», «Бумажные книги Лали». Да и «Соленый пес» выходил отдельным изданием для детей, хотя рассказ этот вовсе и не детский.

 
Его произведения для детей богаты на выдумку и фантазию, в них предостаточно чисто игровых действ, как например, в «Крокусе» и, конечно, в «Бумажных книгах Лали».
 
Сказки Федора Кнорре нарушают общепринятые каноны, по которым персонажи четко делятся на добрых и злых, в которых добро обязательно торжествует над злом. Нет, куда интереснее, запутаннее, неожиданнее все происходит в его сказках, и, по мысли автора, сам читатель должен разбираться в происходящих событиях, понимать, что хорошо, а что плохо, кого в них стоит любить, а кого ненавидеть.
 
Сюжеты сказок настолько крепко закручены и запутаны, что пока не дойдешь до конца, даже и не догадаешься, к чему ведет тебя автор.
– Когда пишу для детей, – признавался как-то Федор Федорович, – я отдыхаю. Это все равно что хорошая прогулка по неизведанным местам, где за каждым поворотом не знаешь, что тебя ожидает. Что касается самого писания, то тут труд даже более серьезный, чем писание для взрослых. Трудность одна: надо быть и совершенно на равных с читателем и одновременно чуточку умнее и хитрее его…Погружаемся в атмосферу повести-сказки
 
Фабула «Бумажные книги Лали» такая: к Земле летит чёрная комета, и человечество близкого (и не слишком счастливого) будущего стоит перед угрозой неминуемого уничтожения. А могущественные, но бездушные инопланетяне, с которыми земляне недавно вступили в контакт, без труда могли бы спасти человечество, но совершенно равнодушны к земным проблемам. Их отношение к людям и к жизни вообще меняется только после того, как обыкновенная девочка Лали начинает рассказывать им земные сказки…

Иллюстрация  Георгия Юдин из книги 1983 года

 

С первых страниц читатель сразу попадает в центр торжественного события: свой столетний юбилей готовятся отпраздновать девочка Лали и ее друг Прат, потерявший зрение. Они подготовили Пригласительный для гостей и заказали Византийский торт!

– Ты надела голубое платье! – заметил Прат, коснувшись ее рукава.
– Голубое с золотыми пчелками. Бывает сто разных голубых… Этот цвет очень легко получить, если знать правильный рецепт краски. Стоит взять кусочек настоящего голубого льда, вылить на него кувшинчик горячего синего чистого неба и, когда все закипит, окунуть туда платье. Пчелок нашивают уже потом. Теперь ты его видишь?
– Так ясно, как будто я его сам красил.

 
Изготовление торта было поручено малышу Робби, кухонному роботу самообучающегося типа. Он очень ответственно подошел к этому поручению, даже зачем-то измерил дверной проем. И вот в назначенный день настоящий «Византийский» пышный, величественный, юбилейный торт установили посреди комнаты. Именно, установили:
 
Его пришлось протаскивать через входную дверь наискосок, наклонив набок, точно крышку круглого стола, купленного на мебельном складе, не подумав, влезет ли он в тесную квартиру.
 
По всей комнате в воздухе плыли волны ароматов клубники, ананаса, ванильного крема, тертых орехов и бананово-шоколадной смеси. Шоколадная цифра «100» красовалась посредине, вся в завитушках из разноцветного крема, глядя на нее, можно было себе легко представить, как это обычно и получается на юбилеях, что вся прожитая юбилярами жизнь была легкой прогулкой по волнам взбитых сливок среди клубничных островов и ананасных берегов, поросших мармеладными кустиками.

Иллюстрация  Георгия Юдин из книги 1983 года

 

Друзья украшали торт маленькими многочисленными свечами, беседуя в ожидании гостей.

 
– Что-нибудь забавное было на вчерашнем сеансе связи с Космосом? – легкомысленно спросила Лали.
 
Из этой беседы нам, читателям, открывается многое из того, о чем пойдет повествование. Однажды Центр Связи с Космосом, откуда исходили сигналы в надежде установить связь с другими инопланетными цивилизациями, получил ответный сигнал. С землянами заговорила цивилизация, возможно на 10, а то и на 15 тысячелетий опережавшая в развитии. И это общение продолжалось вот уже 11 земных лет. От инопланетян земляне узнали о грозившей им неизбежной катастрофе, но на просьбы о помощи те отвечали однозначно: «Нет заинтересованности», и всё реже выходили на связь.
– Они как человек, который предупредил другого, что тот провалится в яму, и после садится поудобнее, чтоб наблюдать, как тот дойдет до края и свалится! Неужели у них не шевельнется ни капли сочувствия к нам?
Так считала Лали. А Прат рассуждал:
– Никаких «со» у них нет. Сочувствия, содружества, сострадания и тому подобное. Нас они даже не презирают. Просто однажды сделали вывод: у нашей цивилизации было достаточно времени, чтоб подготовиться к ожидающей нас катастрофе, но у землян слишком много сил и времени ушло на войны, религиозную и расовую борьбу, и вот мы опоздали.
 
Лали рано лишилась родителей, но у нее остались родственники. Самым близким по возрасту родственником был ее дедушка профессор Ив, а следующим был Прат, с которым дружила девочка. Долгие годы, кроме дедушки, которого Лали в основном видела за обедом, ее окружали только роботы, а Прат был единственным постоянным, терпеливым, внимательным собеседником. Он знал все на свете и рассказывал все, что знал.
 
Она его любила и впитывала каждое слово, может быть, потому, что дети безошибочно чувствуют разницу между тем, когда их просто правильно учат, и тем, когда их к тому же любят.
Девочка своим живым участием вернула Прату краски жизни. Он обнаружил, что может снова смеяться детским веселым смехом. Год за годом окружавшая его непроглядная темнота понемногу наполнилась образами воображения Лали. Ведь она обладала даром рассказчицы. Прат это подметил.
 
«Странно, – говорил он себе, – странно. Откуда у девочки такая способность? И действительно ли она у нее есть? Может быть, какая-то ненормальность? Болезнь?.. Гм… Моцарт, сочинявший серьезную музыку в семилетнем возрасте, был, конечно, не совсем нормальным, то есть «средним» ребенком. Хорошо только, что его не принялись лечить, чтоб сделать «нормальным».
 
Что же происходит на Земле после новости о грядущей катастрофе, когда был вычислен вполне безошибочно Срок? Люди по-разному переживают грядущее, а жизнь идет своим чередом.

Иллюстрация  Георгия Юдин из книги 1983 года

 

Вокруг Лали кипят страсти. Мачеха, жена профессора, ругает девочку за то, что та непохожа на других детей. Что (о, ужас!) она читает бумажные книжки, хотя имеет свой собственный прекрасный новый стереовизор. И за то, что она сотворила на уроке с учительницей (эта история рассказана в седьмой главе книги «Лали устраивает учительнице насморк»).

 
А еще она зачем-то нужна 14-летнему подростку и отчаянному парню Фрукти. Нужна так, что тот на аварийной скорости совершает на своей ракете посадку прямо на крышу к Прату, и нисколько не смущаясь ни его самого, ни его гостей, с завидной решимостью «Я все равно ее отыщу!» бросается на поиски Лали. Дальше происходит череда событий, в самом центре которых находится одна единственная девочка, которой предстоит не больше не меньше – спасти человечество.
 
И тихонько, нежно поглаживал ее по голове и думал о том, что почти так же, как Космос, загадочна и непонятна ему жизнь. Кипящая в этой крошечной планетке, скрытой под блестящими шелковыми волосами, распущенными по плечам и стянутыми тонким металлическим обручем по средневековой моде.
 
В повествовании автор в лицах своих героев ненавязчиво рассуждает на острые социальные темы отношений между людьми и осмысления человеческих ценностей, о влиянии человека на среду обитания и опасности бездумного отношения к природе, ярко и доступно показывает, какая ценность заключена в бумажных книгах:
А разве, когда вы сами читаете, в вашем мозгу или воображении, неважно где, не возникает воплощение того, что вы читаете: течение мысли, разные чувства, целые картины?
1 октября 2024


Up!