Грипп в художественной литературе: от описаний до советов по профилактике
У меня печальный вид –
Голова моя болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое?
Это – грипп.
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!…
(С. В. Михалков «Грипп», 1965 г.)
Грипп – острая респираторная вирусная инфекция, поражающая верхние и нижние дыхательные пути. Он мало чем отличается от других вирусных инфекций, для него характерны такие же симптомы, как и для многих других: боль в горле, насморк и высокая температура. Однако эта вирусная инфекция коварна тем, что имеет большую заразность, может приводить к серьезным осложнениям и даже летальному исходу.
Считается, что первые упоминания о гриппе были в далеком 412 году до н. э. Известные медицинские деятели того времени Гиппократ и Авиценна сделали описание болезни похожей на современный грипп. Они особенно заостряли внимание на ее отрицательном свойстве – способности быстро перерастать в эпидемию. Первое масштабное распространение вируса гриппа произошло в 1580 году. После этого в Италии у инфекции появилось официальное название – инфлюэнца (от итал. influenza – «влияние», «воздействие»). Оно пошло от итальянских астрологов, которые считали, что вспышки эпидемии возникают в зависимости от положения звезд в небе. Но это слово не прижилось – спустя три века вирус получил современное название, происходящее от французского слова grippe и немецкого слова grippen, что переводится как «схватывать».
На протяжении всей истории человечества, на планете произошло множество эпидемий гриппа, которые приводили к гибели значительного числа людей по всему миру:
Таким несчастным часто выглядит больной гриппом
В художественной литературе грипп часто символизирует аспекты человеческой жизни и общества в целом. Заболевание сопровождается сильными физическими страданиями и является метаморфическим отражением социальных и психологических проблем в произведении.
Ярким примером служит роман Федора Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении центральная фигура, Родион Романович Раскольников, который, находясь в крайне бедственном положении, убивает старую процентщицу и ее сестру с помощью топора. Одновременно с этим, Раскольникова одолевает грипп, на фоне которого у него возникает состояние помешательства и галлюцинаций:
Он сгреб все это в руку и стоял среди комнаты. «В печку? Но в печке прежде всего начнут рыться. Сжечь? Да и чем сжечь? Спичек даже нет. Нет, лучше выйти куда-нибудь и все выбросить. Да! Лучше выбросить! – повторял он, опять садясь на диван, – и сейчас, сию минуту, не медля!…» Но вместо того голова его опять склонилась на подушку; опять оледенил его нестерпимый озноб; опять он потащил на себя шинель. И долго, несколько часов, ему все еще мерещилось порывами, что «вот бы сейчас, не откладывая, пойти куда-нибудь и все выбросить, чтоб уж с глаз долой, поскорей, поскорей!».
Обложка книги, издательство «МИФ», 2023
В романе Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» эта болезнь выступает символом разобщенности и отчуждения, которые ощущают герои. Грипп подчеркивает одиночество героев, которые каждый по-своему переживает этот недуг. Кроме того, персонажи сталкиваются с непониманием и осуждением со стороны окружающих.
Например, в ситуации, когда Петрова отпрашивается с работы:
…Сидеть в библиотеке в таком состоянии представлялось невероятным. Ну, то есть можно было честно прийти и сидеть, распространяя заразу, но как-то не хотелось, когда была возможность этого не делать. Петрова позвонила начальнице:
– Не могла до Нового года подождать? – спросила та с деланой сварливостью. – Иди, конечно, на больничный, я не собираюсь в постели валяться по твоей милости под бой курантов. Это точно грипп, не какой-нибудь энтеровирус? Ходят тоже читатели, блин, с соплями, с кашлем, так и думаешь, ну вот какого ты приперся такой? Сиди дома. Ох. Это, считай, надолго ты зависла. Сын у тебя еще не болел, а значит, скорее всего заболеет, ты с ним на больничный тоже отпросишься…
Еще один схожий момент в книге, когда отец пытается вызвать скорую помощь Петрову-младшему, у которого подскочила температура 39 с лишним:
… «И что доктора будут с вашим сыном делать?»
«Ну, я не знаю, – сказал Петров, – должно же что-то быть, что бы сбить такую температуру! Это же ненормально, она целый день такая держится!»
«Болеть вообще не нормально, – заметила врач, – не кутайте его пока сильно, может, еще из-за этого он греется. Укутают в три одеяла и ждут, что ребенку лучше станет. Звоните, если правда что серьезное будет, какие-нибудь симптомы, которые от симптомов гриппа хотя бы слегка отличаются. Компресс на лоб положите, в конце концов, не все же таблетками организм долбить. Вы, кстати, таблетки-то ему даете, или из этих, которые силами природы лечатся?»
«Даем, – сказал Петров. – Только они что-то не помогают».
«В общем, вы поняли меня», – заметила врач и положила трубку.
Опустошенный таким разговором Петров постоял, ссутулившись с опущенной трубкой в руке, и зачем-то постукивал ей себе по бедру…
Обложка книги, издательство «АСТ», 2024
Кроме того, часто грипп в книгах служит аллегорией для описания распространения паники, страха и растерянности среди людей. В таких произведениях грипп символизирует не только биологическую угрозу, но и социальные катастрофы, угрожающие привычным для них порядкам и традициям. Подтверждение тому – роман Франка Тилье «Пандемия», в котором тема эпидемии гриппа используется для создания захватывающего сюжета. Хотя идея написать книгу об эпидемии не нова, автор в тексте доходчиво рассказывает о процессе возникновения и передачи вируса гриппа; демонстрирует роль науки и медицины в борьбе с подобными угрозами; показывает, как люди реагируют на страх перед неизвестным и как ведет себя власть в чрезвычайной ситуации:
…В первое время закрывать будут только те, где выявлены случаи. Ведь закрыть ясли или школу – это все равно что закрыть больницу. Среди медперсонала много женщин с детьми дошкольного и школьного возраста. Если они не смогут отвести ребенка в школу, то не выйдут на работу. Надо любой ценой избежать подобного сценария, вызывающего цепную реакцию. Правительство прекрасно знает, что информация – вещь обоюдоострая. Если люди перепугаются, это еще хуже, чем если действительно заболеют. С другой стороны, если они не осознают опасности, будут беспечны, то вирус натворит дел. Во время всех пандемий большинство людей плевать хотели на грипп, им это казалось отдаленной угрозой… Но малая часть населения безумно его боялась, и этого было достаточно, чтобы посеять панику….
Главному герою комиссару Франку Шарко предстоит узнать, кто решил уничтожить целую нацию, с помощью создания и распространения вируса гриппа.
Обложка книги, издательство «Азбука», 2024
Как лечить грипп? Как и любую другую простуду. Нередко в книгах персонажи на собственном примере показывают, как побороть ее, а также дают советы для профилактики.
Например, в книге Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки» трое друзей в конце дождливого дня приготовили себе грог, чтобы не заболеть:
После этого мы приготовили себе грог, уселись в кружок и беседовали. Джордж рассказал об одном своем знакомом, который катался по реке два года назад и переночевал в сырой лодке точно в такую же ночь, и подхватил ревматическую горячку, и ничто не могло его спасти, и он умер в страшных мучениях десять дней спустя…
Впервые грог появился среди моряков, которые использовали его в качестве профилактики простудных заболеваний. Первоначальный вариант напитка представлял собой смесь рома, сильно разбавленного водой с сахаром, иногда, с горячим чаем. В современных версиях напитка в воду добавляются разнообразные пряности (корица, гвоздика, имбирь и т. п.), в ряде случаев также добавляется лимон или лайм. Смесь доводится до кипения, затем снимается с огня, после чего в нее вливается ром или коньяк. По желанию добавляется сахар.
Обложка книги, издательство «АСТ», 2024
Плоскопечатный текст романа Франка Тилье «Пандемия» доступен для прочтения в РГБС. Остальные упомянутые книги доступны для прослушивания в библиотеке Михайлова (в LKF-формате).