+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости«Каждый человек – это событие»: повесть Виктора Астафьева «Перевал»

«Каждый человек – это событие»: повесть Виктора Астафьева «Перевал»

 

 

В мае нынешнего года исполнилось 100 лет со дня рождения писателя, драматурга, эссеиста, автора нескольких десятков литературных произведений Виктора Астафьева.

Творческий путь Виктора Петровича начался с небольших рассказов. Но широко известен он стал благодаря повести «Перевал», которую сегодня мы рассмотрим подробно. Ее хорошо приняли читатели и критики по всей стране. И сам писатель лестно отзывался о своей работе, считал, что «Перевал» (1959) – первое солидное произведение в его творческой жизни. За нее он был удостоен Государственной премии имени М. Горького.  

Под разными названиями повесть была переведена и издана в Швеции, в Финляндии, во Франции и многих других странах.

Обложка книги 

 

Как жизнь Астафьева повлияла на его творчество

В произведениях Астафьева часто поднимаются социальные проблемы и вопросы на разные темы: связь времен и преемственность поколений, война и смерть, единство и нравственность людей, природа и экология. Они все были близки автору благодаря лично пережитым событиям и полученному жизненному опыту.

Родился Астафьев в селе Овсянка Енисейской губернии (ныне Красноярского края) среди богатой сибирской природы. В книге Юрия Ростовцева «Виктор Астафьев» читаем: «Жили беднее бедного. Нужду ломать помогали Мана и Енисей, тайга, богатые в те времена рыбой (таймень, ленок, хариус), зверем, дичью. Добывали моралов, белковали. Приходилось мне работать и на монахов в Знаменском скиту: хлеб убирал, сено косил…»

Больше описания родной тайги и рек можно найти на страницах произведения «Царь-рыба».

Астафьеву надо было пройти путь от простого рабочего на кирпичном заводе до сотрудника редакции газеты «Чусовской рабочий» (Пермский край), чтобы начать писать репортажи, статьи и рассказы. Как сказал сам писатель – «Мой путь в литературу не был тяжким, но и легким его назвать нельзя. Так называемое становление писателя происходило одновременно со становлением человека и гражданина».

В жизни у Виктора Астафьева было много трагических событий. Две его старшие сестры умерли во младенчестве, мама утонула. Когда однажды отец попал в больницу, мачеха отвернулась от мальчика, и он оказался сначала на улице, а потом в детском доме. Во время Великой Отечественной войны Астафьев ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, был контужен и несколько раз ранен. О военном времени он писал во многих рассказах, а также в романе «Прокляты и убиты».

Виктор Астафьев был удостоен множества наград и премий, в частности за повести «Кража» (1966), «Последний поклон» (1968), «Пастух и пастушка» (1971).

 

Виктор Петрович Астафьев (1924–2001)

 

Чтобы больше узнать биографию Виктора Петровича, надо познакомиться с его творчеством. Так говорил он сам: «Много писать не требуется, потому как в творчестве моем биография отражена довольно полно и подробно, прежде всего в самой моей “толстой книге” – “Последний поклон”. Только не надо воспринимать ее чистой биографической книгой. Как и во всяком сочинении, есть в ней и домысел, и вымысел, авторская фантазия, реальные персонажи сосуществуют иногда с никогда на свете не жившими, возникшими из моего воображения».

Повесть «Перевал» Астафьев написал в 35 лет. По рассказам автора, работа над этим произведением доставила ему много радости, и он с легкостью отдал ее на печать. Она вышла в свет в пятом номере журнала «Урал» 1959 года.

 

 

Образ матери в повести

Астафьев посвятил «Перевал» своей матери Лидии Ильиничне, утонувшей в Енисее. В то время Виктору было всего лишь 7 лет. Повесть «Перевал» имеет особенное значение в автобиографии прозаика. Как говорил Астафьев: «Я никогда больше не возвращался к моей первой повести, не улучшал ее, не правил – она дорога мне в своем первозданном, наивном и простом, как вспаханная земля, виде. К сожалению, мне больше не довелось написать столь бесхитростно – открыто, почти по-детски ясноглазой вещи, о чем я весьма сожалею».

 

Мать писателя – Лидия Ильинична Астафьева (Потылицына), 1920-е годы

 

Добрые воспоминания о матери автор сохранил и в памяти, и на бумаге в повести «Перевал»:

Это было накануне того дня, как уйти матери навечно. Они отправились на увал за земляникой. Мать сказала, чтобы Илька старался и набрал бы полную кружку земляники. А потом она поплывет на лодке в город и отдаст землянику отцу. Отец в ту пору сидел в тюрьме, а Ильке говорили, что он в больнице. Когда они возвращались домой, дорогу им пересекла черная змея. Мать прижала к себе Ильку и, провожая глазами медленно уползающую гадюку, прошептала: «Господи! Не к добру».

К сожалению, Астафьев помнил о матери не так много, ведь когда она умерла, он был еще совсем ребенком. В тексте есть глава «Мать», где в голове главного героя постоянно возникают вспышки воспоминаний:

Писал я ее по памяти, рассказывая почти документально о том, как мы с мачехой, Таисией Ивановной Черкасовой, молодой тогда женщиной, брошенные отцом, зимогорили на кордоне Сосновка, находящемся в пятидесяти верстах от устья реки Маны и родной моей деревни. Чтобы не быть связанным биографическим материалом, я дал себе побольше воли, почти всех в повести переименовал. Мне хотелось, чтобы в повести было больше светлой романтики, добра и радости, поэтому я пропустил, оставил «за бортом» сочинения почти всю страшную зиму, в которой мы с мачехой и ребенком чуть не погибли в глухой тайге.

 

Сюжет повести «Перевал»

В «Перевале» Астафьев рассказывает о том, что юному герою предстоит пройти путь, который поможет ему приобрести новые знания, навыки, опыт в суровых жизненных условиях. Через путешествие по реке и препятствий на ней произойдет духовная, физическая закалка подростка, формирование и становление личности. От этого повесть напоминает черты приключенческого романа-воспитания, отчасти автор сам это подтверждает:

 Мне хотелось, чтобы повесть больше читали школьники и, стараясь сделать это позанимательней, я свое небольшое путешествие на плоту растянул аж на лето, поместив главного героя в рабочую артель, ловко подсочинив кой-какие приключения на реке.

Главный герой – уже упомянутый мальчик Илька Верстаков живет в сибирском поселке Шипичиха в семье охотника Павла Верстакова, который редко бывает дома, потому что добывает мясо маралов, лосей, коз, медведей для сплавщиков и лесозаготовителей.

Кроме родного отца, у рано осиротевшего мальчика есть сводный брат Митька и мачеха:

Настасья еще молода, но сердита и неуживчива на диво. Она ссорится с соседями и по привычке занимает у них закваску для квашни или соль, хотя часто клянется: пусть у нее ноги отсохнут, коли она соседский порог переступит.

Непростые отношения сложились у мачехи с пасынком. Они часто ругаются. Затишье наступает только тогда, когда приезжает отец из тайги, потому что мачеха переключает свое внимание на него:

Она жаловалась отцу на Ильку, мешая правду с выдумкой. Отец делал внушения сыну ремнем. Бил правда не очень больно. Но ведь нет ничего страшней напрасного наказания. Видел же мальчишка – отец лупит его для порядка, для острастки, чтобы угодить мачехе. А она становилась от этого наглей. Илька дошел до того, что выскакивал по ночам с бессмысленно вытаращенными глазами.

День ото дня копилась в сердце у мальчика злоба, пока не наступил тот день, когда Илька выплеснул накопленную обиду, едва не убив Настасью молотком:

Будь бы Настя поумней, она бы рассмеялась и внимания не обратила бы на эту мальчишескую выходку. Но Настя кровно оскорбилась, завизжал, затопала ногами, и не успел Илька занять оборонительных позиций, как она ему шмякнула по лицу грязной тряпкой. Захлебнулся Илька, взвыл от боли и обиды. В глаза попали крошки дресвы. Сплевывая грязь, он вытирал рукавом глаза и шарил рукой по скамье, отыскивая молоток.

После этого случая мальчик сбежал из дома и начал вести бродяжничать. Сначала ночевал в заброшенном шалаше покосников. Позже, встречает сплавщиков, которые берут его с собой на плот, чтобы по пути доставить родным – бабушке с дедушкой. За время плавания, а оно растянулось на все лето, мужчины-работяги давали мальчику многое – навыки, советы, наставления, а также внимание, заботу и даже ласку, которая так необходима ребенку в 11 лет.

«Живи, Илюха, как душа велит. Не улыбайся, когда на то охоты нет, и не плачь без надобности»,говорил мальчику один из сплавщиков. Кроме того…

Старший сплавщик обнял Ильку, посадил рядом с собой и стал гладить по голове, отчего Илька разревелся.

 

Кадр из художественного фильма «Сюда не залетали чайки», снятого по повести «Перевал», 1978 год. Режиссер Булат Мансуров (подробнее о фильме см. ниже)

 

Тяжелее всего было расставаться с дорогими друзьями, но мальчик, сделал для себя выводы, что пора идти дальше:

Илька повернулся и пошел, наклонив голову. Его душили слезы, но он не плакал. Реветь не надо. Он уже не тот опасный для «опчества» малец, у которого слезы готовы брызнуть от первой обиды и особенно от ласки. Он уже зарплату получил, за первую получку расписался. И теперь твердо знал, что если в жизни будет когда-нибудь трудно, если случится беда, надо бежать не от людей, а к людям.

 

Какие еще проблемы затрагивает Астафьев в «Перевале»

Произведение написано в 1958–1959 годах, но автор изображает картину жизни народа в начале 1930-х годов, затрагивает исторические события тех лет. Среди них – безграмотность населения:

Закончил первый класс, и, как иногда с кривой усмешкой говорил отец: «Весь его курс науки тут».

Кроме того, показана коллективизация и голод: «Картошка – тот же хлеб. Конечно, не совсем хлеб, но все же сытная штука. В голодный тридцать третий год на одной картошке жил с бабушкой и дедушкой».

 

Коллективизация крестьян в 1930-е годы 

 

Астафьев описывает и трудную жизнь обычных людей. Население в стране потревожено Гражданской войной:

Сдвинутое с родных мест разрухой и голодом население поселка жило трудно. Вместе со всей страной люди на рейде тужились, чтобы сделать немыслимое дело – поднять одряхлевшую Русь на новые строительные леса.

 

Отзывы о творчестве Астафьева

Валентин Распутин говорил: «Астафьев – другое дело. Он действительное другое. Художник он, конечно, больше нас. Стихия в нем прет. Мне вот надо за уши себя вытягивать, все время напрягаться, усилия прилагать, а ему скорее наоборот – смирять себя, укрощать эту стихию».

Российский литературный критик и редактор Эдварда Кузьмина считает, что ранним повестям Астафьева свойственны «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз».

 

Экранизация повести «Перевал»

Почти через 20 лет после публикации книги, в 1978 году, на экраны вышел художественный фильм Булата Мансурова «Сюда не залетали чайки», снятый по повести «Перевал». В разных источниках прослеживаются разные оценки экранизации Виктором Астафьевым: от «вполне сносной» до «хорошей – очень скромной, но сделанной с большим уважением к нашим людям и земле» и «великолепной». В то же время Астафьев остался недоволен названием, выбранным для фильма, считая более подходящими свою («Запах земляники») и режиссерскую версию («Сретенье»).

 

 

Коллективизация крестьян в 1930-е годы

 

Посмотреть фильм можно по это   ссылке: https://rutube.ru/video/ae27038b54fe53d12614035d7dddaa1e/ .

 

          Познакомиться ближе с писателем, а также осуществить виртуальное путешествие по дому-музею, где жил, работал над рукописями писатель Виктор Астафьев можно на сайте музея «Мемориальный комплекс В. П. Астафьева» https://www.kkkm.ru/virtual-tour/muz_ast/muz_ast.html .

20 июля 2024


Up!