+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовостиКнига Марии Тенишевой «Впечатления моей жизни»

Книга Марии Тенишевой «Впечатления моей жизни»

Книга «Впечатления моей жизни» Марии Клавдиевны Тенишевой (1858–1928) представляет собой ее воспоминания, написанные в эмиграции и вышедшие уже после смерти княгини. Эти мемуары охватывают период с конца 1860-х годов до новогодней ночи 1917 года. Те 35 тетрадок, что сохранила после смерти Тенишевой ее подруга княгиня Екатерина Святополк-Четвертинская (Китý), в 1933 году опубликовало Русское историко-генеалогическое общество в Париже.

Первое издание книги М.К. Тенишевой во Франции. Париж, 1933

Безусловно, в советское время издание было библиографической редкостью, и ознакомиться с ней можно было лишь по фотокопиям или микрофильмам. В позднее перестроечное время ленинградское отделение издательства «Искусство» решило переиздать эту книгу по фотокопии, сделанной им с экземпляра, хранящегося в Государственной публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. В самом конце работы в Ленинград приехал живущий в Париже Александр Ляпин, внук художника Василия Поленова, привезя два экземпляра книги Тенишевой. Одну из них он передал в дар музею «Теремок» в Талашкине – имении Тенишевой, а другую – Наталье Пономаревой, которая в начале 1990-х занималась воссозданием этого имения (она возродила и школу народного искусства Императрицы Александры Федоровны в Санкт-Петербурге, став там директором). Именно Наталья Ивановна и написала предисловие к книге «Впечатления моей жизни», которая вышла в свет в год распада СССР (1991-м) тиражом 100 тыс. экземпляров.

Первое издание книги М.К. Тенишевой в CCСР. Москва, “Искусство” , 1991

Кто такая княгиня Тенишева

Мария Клавдиевна Тенишева была коллекционером, меценатом, преподавателем, общественным деятелем. Княгиня открывала школы и училища, музеи и лазареты, собирала произведения искусства и помогала молодым живописцам поступать в Академию художеств, популяризировала русское народное искусство за границей. И везде, где жила – в Петербурге, имении Талашкино, Париже и других местах – Тенишева создавала культурные центры, куда съезжались деятели искусства.

 

 

При этом она сама постоянно училась: петь, рисовать, изучала древнюю эмаль. Она стала художником-эмальером, защитив диссертацию по этой теме.

Современники называли ее гордостью всей России, о ее художественных сокровищах знали в Европе и России. Иван Тургенев сожалел о том, что не написал о ней повесть. Но многие художники создали ее портреты: Илья Репин, Валентин Серов, Константин Коровин, Михаил Врубель и многие другие.

Николай Рерих писал: «Всю жизнь она не знала мертвенного покоя. Она хотела знать и творить и идти вперед». Преданность избранным в жизни идеалам, закону служения, жертвенность и созидание – вот главный урок, который она оставила.

 

Особенности книги Тенишевой

А теперь перейдем к самой книге. «Впечатления моей жизни» – это дневники и воспоминания одновременно. Дневниковая запись дополнялась воспоминаниями, которые, в свою очередь, корректировали дневник. Это книга-исповедь. Она своеобразна в жанровом отношении. По утверждению Екатерины Святополк-Четвертинской, записки не предназначались Тенишевой для печати. Это были дневниковые записи. Но сразу же удивляет одна их недневниковая особенность: в книге даты начинают возникать только во второй половине повествования. По мнению исследователей, Тенишева сделала это, чтобы невозможно было точно вычислить ее год рождения.

Но и год рождения княгини (1858), и многие другие даты удалось установить. Для того чтобы читатели лучше ориентировались в последовательности событий, излагаемых в книге, даты приводятся в примечаниях.

Между тем финал книги сфокусирован и не только на дате, но и на часе (писались эти строки в семь часов вечера 31 декабря 1916 года). «Теперь осталось всего лишь 5 часов до конца этого злополучного года. Что-то нам сулит 1917 год?»

Образ времени в книге – образ жизненного потока. Чем дальше от первой фразы: «Раннего детства туманное видение», чем ближе к «берегу», к финальной точке, тем отчетливее видны временные вехи…

Итак, мемуары княгини охватывают почти полувековой период. Места действия: Петербург, Москва, Париж, Брянск, Хотылево, Бежец, Смоленск, Талашкино, Фленово, русский Север и т. д. Герои книги – светлейшие умы эпохи, знакомством с которыми судьба щедро одаривала Тенишеву: Репин, Тургенев, Чайковский, Святополк-Четвертинская, Мамонтов, Врубель, Коровин, Рерих, Бенуа, Дягилев, Малютин, Серов, Лидин, Барщевский и мн. др.

У дома в Талашкине. 1900 год.  Слева-направо: А. Завьялов, Е. Святополк-Четвертинская, Е. Сосновская, В. Хренникова, В. Лидин, А. Прахов, М. Тенишева, С. Ментор, А. Куренной, П. Трубецкой, на траве сидит А. Фидельман.

 

Главная тема дневников-воспоминаний Тенишевой – преодоление: самой себя, собственной семьи, окружения, стереотипа светской жизни, «темноты» народной, «унылости российской жизни» и т. д.. Основной же конфликт книги – конфликт между созиданием и разрушением.

Как считает литературный критик Владимир Лакшин, в издании сталкиваются «ад» и «мед» воспоминаний. «Ад» занимает бóльшую часть дневника, что дает нам основание судить о степени одиночества и скрытности Марии Клавдиевны, когда только бумаге поверяла она случившиеся конфликты. «Меда» значительно меньше.

 Лариса Журавлева, одна из немногих исследователей жизни и деятельности Тенишевой, называет эту книгу «небеспристрастной». «Тенишева своеобразно рассчиталась с обществом, – пишет исследователь, – она оставила воспоминания, где затронула теневые стороны больших художников, очень резко высказалась о высшем свете, церкви, царской армии, предпринимателях, торгующих „сахаром и совестью”, то есть агонизирующая Россия предреволюционной поры предстала в самом негативном виде на страницах воспоминаний. И в этом отношении это редкий документ, написанный не в далекой эмиграции по прошествии многих лет, а по следам событий, которые резко меняли жизнь и самой Тенишевой».

 

Раннее духовное взросление

Остановимся на наиболее важных моментах в этой книги по хронологии.

Как отмечается, первой юношеской потребностью будущей Тенишевой (Марии фон Дезен) была потребность в любви. Это несмотря на то, что «сумрачными стенами» были стены аристократического особняка в Петербурге, а полное одиночество было при здравствующей матери, чей тяжелый характер разрушил всякий контакт с дочерью.

Детская ранимость искала защиты: «…стала я очень гордой и даже выработала себе манеру обращаться со всеми с утонченной холодной вежливостью». Клеймо «чужой», «незаконнорожденной» (ее мать вышла замуж лишь после рождения девочки, поэтому в семье отчима Морица фон Дезена ребенка не признали, а по слухам, родным отцом Марии был император Александр II) наложило отпечаток на характер: «У меня навсегда остались нелюдимость, недоверие к людям, страх сходиться, сближаться». Впоследствии она всегда будет делить мир на «своих» и «чужих», причем при широчайшем общении круг «своих» всегда будет узким.

Мария Тенишева в детстве

Пытливый ум Марии всегда домогался истины… Потребность познания, жажда учения стали ведущими после неудачного первого замужества, не давшего ни любви, ни свободы… Учиться пению решено было ехать в Париж. «Она была до крайности художественная натура, одаренная чудесным голосом, от которого все приходили в восторг», – вспоминает Святополк-Четвертинская. Родные отвечают категорическим отказом на ее решение уехать. «Меня это не смутило», – пишет Тенишева. Это очень характерный для нее ответ. «В моей деятельности нет ничего „женского”, все, что я начинаю, я довожу до конца, умею быть стойкой, энергичной и самоотверженной» – такая характеристика может показаться кому-то слишком самоуверенной, нескромной, но она совершенно справедлива.

«Боже мой, да чего же тебе ещё надо? Ты хотела петь и научилась, поешь, как настоящая артистка, – читаем мы в книге. – Что надо?.. Я ещё не знаю… Я считаю, что ничего в жизни не сделала. Пение? Это –  забава, увлекательное занятие… Не этого хочет душа моя <…> Меня влечёт куда-то… До боли хочется в чем-то проявить себя, посвятить себя всю какому-нибудь благородному человеческому делу. Я хотела бы быть очень богатой, для того чтобы создать что-нибудь для пользы человечества. Мне кажется, я дала бы свои средства на крупное дело по образованию народа, создала бы что-нибудь полезное, прочное…

Так в юности думала Мария Клавдиевна. И ее мечте было суждено осуществиться.

Наставническая и благотворительная деятельность

В столице на одном из светских приемов Мария познакомилась с князем Вячеславом Тенишевым, крупным предпринимателем, которого за энергичность и деловитость прозвали «русским американцем». К тому времени он был не только состоятельным промышленником, но и меценатом, автором книг по агрономии, этнографии.

Князь Вячеслав Тенишев. Фото 1900 г.

В 1892 году Мария Клавдиевна вышла за Вячеслава Тенишева замуж, взяв его фамилию и став равной по сословию своему мужу. С этого момента она начала активную просветительскую деятельность.

Ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), носившее имя своей основательницы, открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей и, наконец, сельскохозяйственная школа первого разряда во Фленове (близ Талашкина).

 «Могу сказать, что, проживши на этом свете много лет, я видела много богатств, употребленных на всякие прихоти, которым я не сочувствовала – пишет Святополк-Четвертинская, – но лучшего употребления своего состояния, как княгиней Марией Клавдиевной, так и князем В.Н.Тенишевым, я не встречала, а потому, не имея семьи, я окончательно посвятила свою жизнь их делам».

Все, что начинала Тенишева, было не просто так и давало свои результаты, которые иногда даже превосходили ожидания. Вот как сама Тенишева делится впечатлениями после открытия ремесленных курсов:

 «Какую метаморфозу произвело это училище в моих учениках! Какое чудо!.. Ведь состав их был из тех же дикарей-разрушителей, которые несколько месяцев тому назад, бегая по улицам толпами, с камнями и палками никому не давали проходу –  а потом, какие милые, приветливые лица встречали меня в училище, какие светлые глаза глядели с благодарностью… О дикарях уже не было и помину. Передо мной стояли будущие люди, сознательно относящиеся к работе, с рвением, усердно взявшиеся за серьезное дело».

А так она писала о своей мотивации реформировать первоначально открытую маленькую школу в так называемую низшую сельскохозяйственную первого разряда: «Как-то совестно было жить в нашем культурном Талашкине в убранстве и довольстве и равнодушно терпеть кругом себя грязь и невежество и непроглядную темноту. Меня постоянно мучило нравственное убожество наших крестьян и грубость их нравов. Я чувствовала нравственный долг сделать что-нибудь для них, и совсем уж было противно в разговорах со многими из богатых помещиков нашего края слушать, как эти люди, часто без милосердия притеснявшие мужиков, называли их “серыми”, презирали, гнушались ими <…> и видели только во всем себя и свою выгоду. Как много на Руси таких типов!.. Они думают, что крестьяне не люди, а что-то вроде полуживотных… Слепые, под неприглядной корой они проглядели то, что вылилось когда-то в былины и сказки и тихую, жалобно-горестную песнь о несбыточном счастье… Разыскать эту душу, отмыть то, что приросло от недостатка культуры, и на этой заглохшей, но хорошей почве можно взрастить какое угодно семя».

 Главное достижение Тенишевой состоит в том, что созданная ею система образования, основанная на передовых педагогических методиках Европы. Общее образование включало письмо, арифметику, Закон Божий. В специальных классах дополнительно преподавали геометрию, физику, химию, славянское чтение и церковное песнопение. Выпускники школы были способны как вести свое хозяйство, так и работать в частных имениях.

 

Популяризация русской народной художественной культуры и сохранение ее образцов

Центральное событие воспоминаний Марии Тенишевой – создание Талашкина – уникального духовно-культурного центра России рубежа веков, где была преодолена разобщенность творящих людей, где возрождалась и развивалась традиционная русская культура:

«Наконец я могла отдаться своей страсти –  коллекционированию русской старины, которой я до сих пор предавалась только урывками, инстинктом, так как любила ее без особых знаний и понимания. Деньги я тратила на приобретение предметов западной старины, в которой гораздо больше смыслила и которой даже сильно увлекалась… Но с годами все чаще и чаще, все более и более русские древности останавливали мое внимание, манили, и все шире и шире открывался передо мной целый, до сих пор неведомый мне мир, и этот мир все сильнее приковывал меня к себе. Я вдруг почувствовала, что все это близкое, свое, родное».

Интерес Марии Клавдиевны к отечественной старине не был случайным. Русская художественная культура второй половины XIX века стремилась к осознанию своих национальных истоков. Характерные черты этого процесса отразились на общей картине культуры и искусства. В таком русле возник и Талашкинский музей. Это же повлияло на отбор экспонатов и на его структуру в целом. Если в аналогичном центре Абрамцево была попытка разбудить народное искусство, то Талашкино больше стремилось его утвердить. Отсюда русская старина в Талашкинском музее представлена в совершенно ином свете. К ней обратились не только как к исчезающему материалу, который предстоит спасти для истории. Впервые встал вопрос о ценности народного искусства для национальной культуры вообще, о путях и методах его изучения, о соединении историко-культурных и художественных сторон народного искусства. В конце XIX века Талашкино стало художественным центром России.

Начало талашкинской коллекции предметов русского стиля положили материалы раскопок. В Талашкино была разработана обширная программа сохранения и изучения народного искусства. Не только собрать уникальные памятники народного искусства, сохранить их, но и изучить, опубликовать – такую цель поставила перед собой княгиня.

Дeрeвянные издeлия маcтерcкиx княгини М. Teнишeвoй

Затем княгиня открыла музей «Скрыня» (то есть сундук с драгоценностями) с коллекцией предметов русской старины, ставший основой для будущего первого общедоступного музея народного искусства «Русская старина» в Смоленске. Тенишевской коллекции завидовали даже столичные музеи.

Естественной кульминацией деятельности Тенишевой явилось строительство Храма в Талашкине. Вот что сообщала о начале строительства газета «Смоленский вестник»: «В четверг, 7 сентября в имении Талашкино совершена закладка новой церкви во имя Преображения Господня. Церковь сооружена для нужд местной сельскохозяйственной школы… Строится по личным указаниям владелицы в строго древнерусском стиле, будет богато расписана и разукрашена мозаикою и майоликою и обещает быть выдающимся в художественном отношении сооружением».

«Здесь, рядом со школой, на высокой красивой горе, покрытой соснами, елями и липами, с необозримым кругозором, положено было основание храму во имя Святого Духа. Хотелось дело любви –  школу –  увенчать неугасимой лампадой –  церковью, хотелось, чтобы десница Господня с вершины этой горы из века в век благословляла создание любви –  народную школу, где в классах, на полях, в лесу, в огородах, в труде шевелился бы маленький люд, раздавался веселый смех, где совершалось великое дело: из темных дикарей выходили люди…», – пишет Мария Клавдиевна.

Храм Святого Духа в Талашкине (деревня Фленово)

Последние годы жизни

С началом Первой мировой войны работы по обустройству Талашкино прекратились. В Смоленске Мария Тенишева открыла лазарет для раненых. Сама княгиня работала над диссертацией «Эмаль и инкрустация», которую защитила в 1916 году. Она получает приглашение занять в Археологическом институте кафедру по истории эмали. Однако военная обстановка сказывается на ее эмоциональном состоянии.

 

«Какая щемящая тоска! С каждым днем это чувство растет, с каждым часом что-то отрывается, до боли терзая душу. Чувствую нашу гибель, мы падаем куда-то в пропасть, мы завязли в такую пучину, где умирает все – и лучшие чувства, и надежды на будущее, Теперь осталось всего лишь 5 часов до конца этого злосчастного года. Что-то нам сулит 1917 год?» – задается вопросом Мария Клавдиевна.  

 

На этом и заканчиваются мемуары княгини. В 1918 году Тенишева и Святополк-Четвертинская выехали через Крым во Францию. Небольшая вилла в местечке Воскрессон под Парижем снова стала русским культурным центром, в который приезжали деятели искусства. Княгиня по-прежнему тяжело переживала разлуку с Россией. Она продолжила работать над эмалями, несмотря на тяжелую болезнь.

 

Понимая, что настало время подводить итоги своей жизни и живя своими воспоминаниями, Тенишева вела переписку с бывшими соотечественниками, оказавшимися в эмиграции. Так она собирала материалы для этой книги.

 

«Когда я увидел ее после долгой разлуки осенью 1925 года у нее, в Вокрессоне, – писал Иван Билибин, – я был глубоко поражен, какую печать наложил на нее тяжкий недуг. Но не мог осилить этот недуг ее духа, ее любви к России и ко всему русскому

Марии Тенишевой не стало 14 апреля 1928 года. Ее похоронили на кладбище Сен-Клу. Каменное надгробие на ее могиле выполнил Иван Билибин. Позже под этой плитой будут покоиться и ее близкие – Лиза Грабкина, Святополк-Четвертинская и Лидин.

 

Какой Тенишева предстает в жизни и в своих воспоминаниях?

Читая чьи-либо воспоминания, мы всегда задаемся вопросом: кто же их автор, что он за человек, какими глазами смотрит на жизнь и как действует в ней?

В книге приведены фотографии и портретные рисунки Марии Клавдиевны. Как мы видим, она была высокой, статной женщиной с гордо посаженной головой, выражение лица иногда строгое и неприступное, иногда ранимое и усталое. Как «модель» она была очень популярна: ее лепили скульпторы Антокольский и Трубецкой, десять портретов написал с нее Репин, писали ее Коровин, Врубель и Серов. Пожалуй, серовский портрет точнее других смог передать внутреннюю суть Тенишевой и был особенно любим ею.

Валентин Серов Портрет М.К. Тенишевой, 1898, х. м.

Какая же душа открывается нам во «Впечатлениях моей жизни»? Конечно, право каждого читателя самому ответить на этот вопрос…

Так суждено было случиться – пройти через жестокие испытания: создать многое, пережить десятилетия забвения и возродиться вновь – в памяти людской, в восстановительных делах потомков, в своей книге воспоминаний…

«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед», – писала Марина Цветаева. Так в конце XX – начале XIX века настало и время Тенишевой – настало время нам вспомнить все, что было ею сделано.

В 2023 году в Российской государственной библиотеке для слепых вышел аудио-слайд-фильм «Мария Клавдиевна Тенишева – меценат, наставник, просветитель». 

Ознакомиться с изданием можно здесь >>>

 

 

 

 

 

 

 

 

5 февраля 2024


Up!