+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости«Любовь, что движет солнце и светила»: «Фауст» Гёте

«Любовь, что движет солнце и светила»: «Фауст» Гёте

Трагедию Иоганна Вольфганга фон Гёте «Фауст» часто воспринимают как историю о том, как один учёный заключил сделку с нечистым духом. Однако из народной легенды с развлекательным сюжетом писателю удалось создать то, что Александр Пушкин назвал «величайшим созданием поэтического духа». Что же такого особенного в «Фаусте»? Во что верил Гёте и его герой? Кто такой Мефистофель? О чём был труд всей жизни великого писателя?

 

 Истинная поэзия возвещает о себе тем, что она, как мирское Евангелие, освобождает нас внутренней своей радостью и внешней прелестью от тяжкого земного бремени.

 

И. В. Гёте

 

Автор и книга

 

Иоганн Вольфганг фон Гёте был исключительным человеком своего времени: поэтом, учёным, государственным деятелем, художником, актёром и режиссёром театра. В юности поэт пережил увлечение алхимической литературой, что потом вылилось в интерес к естественным наукам, которым писатель был верен на протяжении всей своей жизни. Также Гёте прекрасно знал Библию. Святое Писание для него было собранием историй о страданиях и радостях героев, живших в непоколебимой уверенности в том, что Бог рядом, Он посещает их, сострадает, ведёт и спасает от бедствий. Бог — знакомый и близкий, и когда ты смотришь на Него глазами персонажей, то и для тебя он кажется родным.

 

Гёте пережил в молодости сложную эволюцию взглядов, не принадлежа, по его словам, ни к противникам, ни к отрицателям христианства. Он уважал религиозное чувство других и говорил о христианской религии уважительно и серьёзно. Церковным человеком он не был, признавал, что «слаб в вере», но религии относился с глубоким почтением. В произведениях Гёте никогда не выступает как богослов, а только как художник слова. И «Фауст» не богословский трактат и не справочник по учению церкви. В самом начале книги писатель предупреждает, что перед нами не подлинная история, а поэтический вымысел.

 

 

Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749–1832). Автор портрета – Йозеф Штилер. 1828 год. Новая пинакотека, Мюнхен

 

Доктор Фауст на самом деле существовал. Предание гласило, что Фауст занимался чёрной магией, вызывал духов, продал дьяволу душу, а за это посланец ада исполнял любые его желания. Он учился в Гейдельбергском университете, составлял гороскопы, странствовал и якобы творил различные чудеса, например мог подняться в воздух. В конце XVI века десятки разрозненных историй о докторе были собраны в одну книгу «История о докторе Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике, как он на некий срок подписал договор с дьяволом, какие чудеса он в ту пору наблюдал, сам учился и творил, пока, наконец, не постигло его заслуженное воздаяние». Книга должна была служить «устрашающим и отвращающим примером и искренним предупреждением всем безбожным и дерзким людям».

 

Создатели первых легенд о Фаусте рассказывали о богоотступнике для устрашения, ни в коем случае не стремясь вызвать сочувствие к человеку, вступившему в союз с нечистой силой. Английский драматург Кристофер Марло в «Трагической истории доктора Фауста» (1592) впервые показал трагизм судьбы героя. Он опоэтизировал личность Фауста, выявил его смелость духа. Гёте же в корне изменил образ доктора. Из скучающего богоотступника он превратился в страдающую, ищущую и вдохновенную натуру, вобравшую в себя общечеловеческие черты. Легенда о Фаусте обрабатывалась огромным количеством авторов до и после Гёте, но только его произведение сделало историю героя бессмертной.

 

Фауст всегда был неизменным спутником Гёте на протяжении 60 лет. Замысел произведения возник у писателя ещё в 1773 году, когда ему было 23 года, а заканчивал текст автор глубоким стариком – 82 года. Когда Гёте начал работу над «Фаустом», он уже был известен в Германии — популярность принёс роман «Страдания юного Вертера» (1774). В 1790 году Гёте напечатал ряд сцен «Фауста», предупредив читателей, что это отрывки, а не законченное произведение. Действие было доведено до сцены, где главная героиня — Маргарита — молится в соборе. В 1794 году поэт сблизился с Фридрихом Шиллером. В годы общения с ним замысел «Фауста» обрёл тот всеобъемлющий философский характер, который так высоко поднял это творение над другими произведениями Гёте и всей немецкой литературой. Первая часть «Фауста» вышла в свет в 1808 году. Потом настал перерыв. Чтобы Гёте снова принялся за «Фауста», понадобилось вмешательство секретаря, Иоганна Петера Эккермана. Именно Эккерман побудил поэта вернуться к незавершённой работе. С 1825 года начинается последний период создания «Фауста», длившийся 7 лет. В эти годы Гёте сам определил для себя, что «Фауст» для него является главным делом. Вторая часть была закончена в 1831 году и появилась в печати после смерти поэта в 1833 году.

 

 

Обложка книги

 

Бог и Мефистофель

 

Бог в произведении Гёте — символ добрых начал. Мефистофель — носитель зла. Оба персонажа появляются в «Прологе на небесах» — одной из самых значимых сцен в трагедии, где в концентрированной форме выражена тема всего произведения и где Бог и Мефистофель затевают некий спор.

 

Мефистофель смотрит на Землю и её жителей. Жизнь людей — каждодневная суета и мучение, так определяет Мефистофель человеческое бытие. Причина этого, по его мнению, в природе человека. Мефистофель презирает людей и не считает человеческий разум искрой божественного духа, которая заложена в человеке. Как считает чёрт, люди в силу своей дурной природы сами портят жизнь и нечистому даже нет необходимости творить зло на земле. Господь видит в речах Мефистофеля свойственный ему дух полного отрицания. Бог спрашивает, знает ли он Фауста:

 

Господь. Ты знаешь Фауста?

Мефистофель. Он доктор?

Господь. Он мой раб.

 

(Здесь и далее — перевод Николая Холодковского)

 

Для Мефистофеля Фауст — обычный человек. Когда Бог называет его своим рабом, Он тем самым опровергает мнение Мефистофеля об абсолютном ничтожестве человека. В нём есть божественное начало — вот почему для Бога он не просто доктор, а существо, не чуждое Ему самому.

 

Мефистофелю Фауст кажется безумным мечтателем, желающим невозможного. Богу же известны и неудовлетворённость Фауста, и его искания, и он знает, что они принесут свои плоды. Бог защищает Фауста:

 

Пока ещё умом во мраке он блуждает;

Но истины лучом он будет озарён!

Сажая деревцо, уже садовник знает,

Какой цветок и плод с него получит он.

 

Мефистофель уверен в противоположном: ничего у Фауста не выйдет. Его легко сбить с пути, отвлечь от возвышенных устремлений. Дьявол предлагает Богу пари:

 

Бьюсь об заклад: он будет мой!

Прошу я только позволенья, —

Пойдёт немедля он за мной.

 

Бог соглашается на спор, так как уверен в Фаусте: ему свойственно заблуждаться, ошибки неизбежны, но «чистая душа в своём исканье смутном сознаньем истины полна!» Бог позволяет Мефистофелю взяться за Фауста, заранее уверенный в том, что дьявол будет посрамлён. Но Мефистофелю позволено совратить человека с пути искания истины не для того, чтобы доставить удовольствие чёрту, а потому, что так нужно для самого человека. Бог уверен в том, что положительные качества Фауста сильнее любых дурных соблазнов. Таким образом, Фауст подвергается испытанию как представитель всего человеческого рода. На нём проверяется человечество.

 

Гёте лишил дьявола героического величия. Он не восстаёт против Бога. Мефистофель Гёте — проницательный чёрт, знаток слабостей человека. Несмотря на это, его образ противоречив, так как дурное в нём уживается со здравым началом. В его оценках звучит голос рассудка, но не разума с его стремлением дойти до корня вещей. Мефистофель выглядит как светский человек XVIII века и ведёт себя по отношению к Фаусту как опытный, знающий мир спутник в путешествии, устроитель развлечений, как слуга, устраивающий всё для своего господина. У Мефистофеля есть сверхзадача: доказать Богу ничтожество человека.

 

 

Антон Каульбах «Фауст и Мефистофель». Ок. 1900

 

Совращение Фауста

 

Несмотря на отчаянные попытки, склонить Фауста с верного пути чёрту не удалось. В винном погребке Ауэрбаха (он существует на самом деле, туда заглядывал молодой Гёте, когда учился в Лейпцигском университете) Мефистофель тщетно пытается замарать Фауста житейской грязью, приведя его в компанию грубых и развязных пьянствующих студентов. Не получается у чёрта погрузить Фауста и в омут развратных наслаждений на шабаше ведьм и колдунов на горе Броккен в Вальпургиеву ночь. Путешествуя в горах Гарца (горный массив в центральной Германии), в декабре 1777 года Гёте совершил восхождение на Броккен и узнал легенду о том, что именно на этой горе ведьмы устраивают шабаши. Поэт воспользовался народным поверьем, вольно обработал его и придал ему символический характер. Здесь герой видит всё злое и дурное, что есть в человеческой природе. Но и тут Фауст выглядит чужаком, не поддаётся вихрю сладострастия и порока.

 

Несмотря на проявления порой слабости, Фауст всегда возвращается на избранный им путь искания истины и постижения жизни во всей её полноте. Больше всего Мефистофель надеялся, что Фауст забудет о своих высоких стремлениях под влиянием любовного чувства. Этого не произошло, потому что любовь Фауста к набожной девушке Маргарите в итоге оказалась выше не только чувственных наслаждений, но и самой смерти.

 

Любовь побеждает

 

История большой человеческой любви Фауста и Маргариты (Гретхен) подлинно трагична. У Гретхен были реальные прототипы, начиная с первой возлюбленной Гёте — девушке из народа по имени Маргарита. Во Франкфурте Гёте услышал историю девушки простого звания по имени Сюзанна Маргарета Брандт, которая, родив ребёнка вне брака, утопила его. Когда её арестовали, она созналась во всем и была осуждена на смертную казнь. В трагедии Гретхен также совершает преступление: топит в состоянии умопомрачения своего новорождённого ребёнка. Её приговаривают к смерти. Фауста терзает мысль о страданиях, которые должна перенести несчастная девушка, Мефистофеля успокаивает его, говоря, что это участь тысяч. Это та же самая мысль, которую потом выразит Фёдор Достоевский: каждое человеческое существо ценно, и нельзя быть равнодушным к страданию одного несчастного и безвинного. Зло и горе стали для Фауста страшной реальностью. Единственным его желанием стало спасти Маргариту. Мефистофель же уверен, что Гретхен будет осуждена небесами, но в ответ на его слова об этом раздаётся голос свыше: «Спасена!»

 

 

Открытка с кадром из фильма «Фауст» (реж. Фридрих Вильгельм Мурнау, 1926)

 

Мефистофелю было разрешено низвести человека в глубочайшие бездны зла, но Бог не сомневается в том, что лучшие начала в нём восторжествуют. В конце «Пролога на небе» Господь обращался к архангелам с призывом:

 

Что борется, страдает и живёт,

Пусть в вас любовь рождает и участье.

 

Становится ясно, почему Мефистофель терпит поражение и голос свыше возвещает, что Маргарита спасена, почему ей, преступнице, дано прощение. Она любила. И сама Любовь прощает её.

 

У Гёте, как и великого итальянского поэта Данте, схожее понимание любви. «Божественная комедия» Данте заканчивается словами о высшей силе, управляющей вселенной, и это «Любовь, что движет солнце и светила». У обоих поэтов высшей и благой силой провозглашена Любовь.

30 августа 2024


Up!