+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости«Мне нужно что-нибудь купить…»: проблема вещевой зависимости в серии романов Софи Кинселлы о шопоголике

«Мне нужно что-нибудь купить…»:

проблема вещевой зависимости в серии романов Софи Кинселлы о шопоголике

Шопоголизм, или ониомания (происходит от греческих слов onios – для продажи, mania – безумие) – навязчивое желание совершать покупки, часто не обусловленное реальной необходимостью, даже если это приводит к финансовым проблемам, стрессу или конфликтам в отношениях.

На зависимость некоторых людей от покупок обратили внимание еще в XIX веке, а в начале ХХ века шопоголизм был признан психическим расстройством.

Одна из современных его разновидностей – зависимость от покупок в интернете. К интернет-шопоголизму особенно склонны люди с социальной тревожностью, так как покупки такого рода не требуют личного контакта.

Обычно начинающаяся в позднем подростковом и раннем взрослом возрасте зависимость от шопинга часто сочетается с другими расстройствами: резкими перепадами настроения, тревогой, употреблением психоактивных веществ, расстройством личности и пищевого поведения.

В краткосрочной перспективе пристрастие к шопингу может ощущаться позитивно. Сразу после покупки человек чувствует себя счастливым. Затем появляются тревога или чувство вины, которые могут подтолкнуть человека вернуться в магазин за еще большим количеством покупок. Получается замкнутый круг.

Долгосрочные последствия ониомании могут варьировать по интенсивности и масштабу. Многие любители шопинга сталкиваются с финансовыми проблемами, оказываются обремененными долгами, опустошают свои кредитные карты и берут деньги в долг. От всего этого страдают и личные отношения шопоголиков. В конечном итоге зависимые от покупок даже могут развестись, дистанцироваться от своих родителей, детей или других близких людей.

Среди причин развития ониомании – иллюзия обретения власти, свободы и контроля над жизнью, которую дает возможность обладания вещами, жажда адреналина, а также желание заглушить чувство одиночества и внутренней пустоты, потребности в любви и в дружбе.

Такое явление, ставшее актуальным в эпоху потребительского общества, нашло отражение и в художественной литературе. Писатели используют образ шопоголика для раскрытия тем одиночества, внутренней пустоты, социального давления и поиска смысла жизни через материальные блага.

Эту проблему мы можем найти в большей или меньшей степени еще в произведениях классиков: Эмиль Золя «Дамское счастье», Гюстав Флобер «Мадам Бовари», Чарльз Диккенс «Большие надежды», Тэффи «Жизнь и воротник» и др. Среди современных книг с присутствием этой темы можно назвать: Брет Истон Эллис «Американский психопат», Роз Бейли «Шопинг-терапия», Елена Логунова «Шопинг с Санта Клаусом», Дарья Донцова «Шопинг в воздушном замке» и др.

Между тем есть автор, который очень основательно и глубоко проник в эту проблему – написал целый цикл художественных произведений, объединив их одной героиней-шопоголиком. Серию таких романов создала британская писательница Софи Кинселла (она также пишет под своим настоящим именем Мадлен Уикхем): «Тайный мир шопоголика» (2000), «Шопоголик на Манхэттене» (2001), «Шопоголик и брачные узы» (2001), «Шопоголик и сестра» (2004), «Шопоголик и бэби» (2007), «Минни Шопоголик» (2010), «Шопоголик среди звезд» (2015), «Шопоголик спешит на помощь» (2016), «Шопоголик и Рождество» (2019). Кстати, по мотивам двух первых книг в 2009 году был снят фильм «Шопоголик» (Confessions of a Shopaholic).

 

Обложка книги

 

Что мы узнаем о главной героине

Главная героиня этого цикла – молодая англичанка Ребекка Блумвуд, которая не может устоять перед соблазном постоянных покупок новых вещей. Серия охватывает продолжительный период жизни Бекки – от первого перерасхода по кредитной карте до замужества, рождения детей и зрелого возраста. Во всех книгах серии сюжет развивается вокруг одержимости героини покупками и ее зачастую нелепых поступков, которые порой серьезно осложняют ей жизнь.

В первой книге («Тайный мир шопоголика») мы узнаем, что Ребекка – журналистка, которая пишет на финансовую тематику. Однако работа ей не интересна. Она занята походами по магазинам, мечтами о распродажах, маникюром и бокалами бесплатного шампанского на пресс-конференциях. Именно поэтому, несмотря на то, что она по идее должна быть экспертом в области финансов, девушка дает неверный совет соседям, друзьям своих родителей, по поводу их вкладов. В результате этого они оказываются в проигрыше, лишившись возможности получить значительную сумму денег.

 

Обложка книги

 

Роман открывается сценой, в которой Ребекка просматривает присланную из банка распечатку по кредитке. Выясняется, что она не помнит половины своих покупок. Очевидно, что такая избирательная забывчивость может служить симптомом расстройства личности.

Героиня знает, что ей надо сократить расходы. В течение целой недели она пытается жить по новым правилам и начинает с того, что покупает стильный блокнот для записи расходов, ручку, термос, чтобы пить кофе на работе, не бегая в кофейню, и заодно – кофемолку. Неубедительная попытка экономить заканчивается магазинной оргией на выходных, когда Бекки с лихвой вознаграждает себя за вынужденный аскетизм и больше уже не подвергает себя подобным испытаниям.

Повседневность героини и состоит из чередования восторгов в магазинном раю и угрызений совести за то, что она загоняет себя в финансовый тупик.

Обложка книги 

 

Как автор раскрывает проблему шопоголизма  

Кинселла рисует классические симптомы шопоголизма и вскрывает его механизмы. Как она показывает, шопоголизм стал массовым явлением, когда в обиход вошли кредитные карты, виртуальные деньги. Ведь оплата наличными ведет к снижению расходов, тогда как оплата кредиткой ведет к бесконтрольным тратам; кредитка создает короткую иллюзию богатства, всемогущества.

В момент покупки и последующей примерки обновки дома Ребекка испытывает эйфорию, а завтра все повторяется опять: тревога и томление перед витриной, решительный бросок в магазин; быстрый сеанс самовнушения с целью оправдать незапланированные покупки, восторг до дрожи в момент оплаты и вскоре вновь потребность пройтись по магазинам. Этот поведенческий паттерн определяет сюжет романа: героиня выстраивает свой рабочий день так, чтобы иметь возможность забежать в магазин.

Ребекка – жертва акций и распродаж, перед которыми не может устоять. Покупая очередную ненужную вещь, она испытывает уколы совести и изобретает себе оправдания: мол, это вложение в карьеру, это работает на ее имидж.

Обложка книги

 

Я поднимаю глаза и понимаю, что стою напротив «Октагона». «Октагон» – мой самый любимый в мире магазин. Целые этажи с одеждой, аксессуарами, украшениями, подарками, кофейнями, барами и цветочными салонами, где тебя посещает внезапное желание заполнить весь свой дом цветами.

И со мной мой верный кошелек.

Мне нужна какая-нибудь мелочь, чтобы приободриться. Футболка или что-то еще. Да хоть зубная паста. Мне нужно что-нибудь купить. Много тратить не буду. Просто войду и…

Я открываю двери. Господи, какое облегчение. Это тепло и этот свет. Вот где мой мир. Моя среда обитания.

Ребекка ведет себя как безответственный ребенок, прячущийся от неприятностей: обвиняет во всем банковских служащих, лжет, бросает трубку телефона, выбрасывает нераспечатанные письма из банков, прячется у родителей.

Серьезность ситуации доходит до нее только тогда, когда она перестает получать привычное удовольствие от покупок:

Но даже направляясь в отдел футболок, я не чувствую привычного удовольствия. Оглядываю полки, пытаясь вызвать в себе то волнение, которое сопровождает процесс покупки, но почему-то сегодня его нет. Я все равно выбираю топ с высоким воротом и серебряной звездой на груди, перекидываю его через руку и убеждаю себя, что мне уже легче. Потом вижу полку с халатами. Вообще-то новый халат не помешает.

Ощупывая белоснежную махровую ткань, я слышу тихий приглушенный голосок: «Не делай этого. Ты вся в долгах. Не делай этого».

Да, все так.

Но, откровенно говоря, сейчас это не имеет никакого значения. Поздно что-то менять. Я уже в долгах, а больше долг или меньше – не важно. Я почти яростно перекидываю халат через руку. Потом мне попадаются на глаза тапочки из такой же ткани. Понятно, что покупать только часть комплекта нет смысла.

Налево от меня находится касса, но я прохожу мимо. Я еще не все выбрала. Иду к эскалатору и поднимаюсь на этаж выше. Пора купить новое одеяло. Белое, под цвет халата. И пару подушек, и покрывало из искусственного меха.

Каждый раз, когда сдергиваю с полки очередную вещь, меня накрывает волна восторга, как вспышка салюта. И на несколько секунд все кажется прекрасным. Но потом искры гаснут, я снова погружаюсь в холодную мглу и лихорадочно оглядываюсь в поисках чего-то еще. Огромная ароматизированная свеча. Ароматический гель для душа и молочко для тела. Мешочек сухой отдушки. Беру того, и другого, и третьего. И всякий раз – теплая вспышка света, а потом снова тьма. Вот только вспышки все слабее и слабее. Ну почему это приятное ощущение не задерживается? Почему мне не становится радостнее?»

 

Обложка книги

 

Забавно, что при всей великой любви к шопингу, Ребекка часто признается самой себе, что совершенно одинока и вообще мало что собой представляет как человек, личность. По мере прочтения текста этот момент просматривается достаточно четко: читатель начинает понимать, почему лишь в торговых центрах и галереях, где почти всегда многолюдно, девушка чувствует себя наиболее комфортно. Все просто – там она не одна, не одинока. В этой черте Ребекка Блумвуд схожа с героиней «Завтрака у Тиффани» Трумена Капоте. Как и Холли Голайтли, чувствующей себя максимально безопасно в салоне ювелирных украшений от бренда «Тиффани», Бекки Блумвуд приходится чаще обычного наведываться в дорогие универмаги с целью прочувствовать тот же уровень социальной защищенности, а также приобщиться к тому спокойствию и своеобразному величию, что излучает одежда и обувь класса люкс.

Но однажды оказывается, что она не может оплатить покупки – все ее кредитки заблокированы. Девушка испытывает максимум унижения, когда остальные покупатели и продавцы с презрением смотрят на нее, стоящей у кассы без денег. Из рая, где осуществлялись любые желания, магазин превратился во враждебное пространство бессилия. После этого Ребекка проходит нижнюю точку отрицательных эмоций:

Я вдруг осознаю, что скатилась на самое дно. Что у меня есть? Ничего. Абсолютно ничего. Я не в состоянии распоряжаться своими деньгами, я не в состоянии выполнять свою работу, и у меня нет мужчины.

Обложка книги

 

Как Ребекка справляется с проблемами

И все-таки автор любит свою героиню. Ситуация разрешается, как положено в женском романе, волшебным образом: исключительно благодаря своим личным качествам и некоторому везению через пару дней Ребекка получает работу телеведущей, ужинает с Люком Брендоном в «Ритце» и наутро набирается смелости позвонить своему банковскому менеджеру – с тем, чтобы отменить назначенную с ним встречу.

Вообще говоря, несмотря на свои проблемы, Ребекка обладает жизнерадостным и оптимистичным характером. Ее чувство юмора и способность находить позитив даже в сложных ситуациях делают девушку привлекательной для читателей.

Важную роль в жизни Ребекки играют друзья и семья, которые всегда поддерживают, несмотря на ее очевидные просчеты. Эти отношения добавляют глубину ее образу и показывают, как важно иметь поддержку в трудные времена.

На протяжении серии книг Ребекка проходит путь самопознания и роста. Она учится справляться с последствиями своих действий, осознает важность финансовой грамотности и начинает принимать более взвешенные решения.

Обложка книги

 

И в первую очередь Ребекка решает бороться за права обманутых вкладчиков и для начала пишет разгромную статью, которую публикуют в популярной газете. Статья имеет невероятный успех, и ее как автора приглашают выступить с комментариями причин разгоревшегося финансового скандала в престижную телепередачу.

Несмотря на то что против девушки на защиту банка-мошенника встает команда профессионалов под руководством рекламного гения Люка Брендона, правда на стороне героини и тех, чьи интересы она защищает.

Таким образом, Ребекка вознаграждена за свои старания с лихвой. Она получает в награду и престижное место работы финансового консультанта в популярной передаче «Утренний кофе» и красивого, богатого и успешного бой-френда, того самого Люка Брендона, который, сраженный неподдельной искренностью Ребекки в борьбе за право дело, публично признает действия своего клиента нечестными.

Потом Бекки благодаря связям Люка встречается с представителями нью-йоркского телевидения, и перспективы ее карьеры становятся просто головокружительными. И даже когда она все испортит и начнет жизнь сначала (к концу каждой книги героиня осознает все свои ошибки, перерождается и начинает совершенно новую жизнь, но в начале следующей опускается на уровень едва ли не еще ниже прежнего и снова возникает в образе шопоголика) и будет работать персональным закупщиком в магазине «Берниз» в Нью-Йорке, у нее все равно будет небольшая работа на американском телевидении.

Обложка книги

 

Все книги о приключения Ребекки Блумвуд полны радостных и позитивных событий – путешествия, свадьбы, появление малышей, которых у Сьюзи в последней книге становится уже трое, крестины.

Итак, образ Ребекки Блумвуд стал символом современного потребительства и борьбы с внутренними демонами, что делает её персонажем, с которым многие могут себя ассоциировать.

По собственному признанию Софи Кинселлы, «Ребекка – это я, или моя сестра, или любой, кто когда-либо выходил из дома на секундочку, чтобы купить кофе, и возвращался с парой новых туфель. Ребекка – это любой человек, который заходит в магазин в уверенности, что то пальто, которое он только что увидел, сногсшибательно и его нельзя не купить».

В заключение можно отметить, что проблема шопоголизма в художественной литературе служит инструментом для раскрытия более глубоких тем: одиночества, социального давления, морального выбора и поиска смысла жизни. Через образы персонажей, одержимых покупками, авторы показывают, как материальные ценности могут подменять истинные человеческие потребности. Книги, такие как серия романов Софи Кинселлы о шопоголике Ребекке Блумвуд, не только развлекают, но и заставляют задуматься о последствиях потребительского образа жизни. Ведь шопоголизм становится не просто вредной привычкой, а символом внутреннего кризиса, с которым сталкивается современный человек.

 

 

5 февраля 2025


Up!