+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости«НОВЫЙ ВАВИЛОН»: МИШЕЛЬ БЮССИ И ЕГО МИР БУДУЩЕГО

 

С 2013 года книги Мишеля Бюсси входит в ежегодную десятку бестселлеров во Франции, хотя его произведения не всегда сразу находили отклик у читателей. В биографии французского писателя переплетаются две большие страсти — наука и литература.

 

«НОВЫЙ ВАВИЛОН»: МИШЕЛЬ БЮССИ И ЕГО МИР БУДУЩЕГО

 

Путь учёного в литературу

 

Писать художественную прозу Мишель Бюсси начал в девяностых. Тогда он преподавал географию в Руанском университете. Первый роман отклонило несколько издательств. Бюсси переключился на короткие рассказы, но и они не привели его к успеху.

 

 

 

Он вернулся к литературе спустя десять лет с романом «Код Люпена» (Code Lupin), посвящённый высадке союзных войск в Нормандии. На книгу повлиял роман «Кода да Винчи» Дэна Брауна, о чём Мишель Бюсси сказал так:

 

Есть литературный персонаж (Арсен Люпен), который глубоко связан с Нормандией, местом, где я живу. Когда вышел роман Дэна Брауна, я решил напомнить, что создатель Люпена (Морис Леблан — примеч. сост.) был первооткрывателем жанра, предложенного в «Коде да Винчи». Мне захотелось написать нечто подобное. Кроме того, Нормандия — место, где я живу, и мне было важно описать в первых романах места, которые я хорошо знаю.

 

Приливно-отливной остров и материковая коммуна
Мон-Сен-Мишель в Нормандии, Франция.

 

Автор много времени потратил на первую рукопись, неоднократно перерабатывал текст, но книга вызвала скромный интерес у читателей.

 

В 2012 году увидела свет шестая работа писателя — роман «Самолёт без неё» (Un avion sans elle), который быстро завоевал популярность и стал бестселлером. Права на издание этой книги были проданы в 34 страны, включая Россию.

 

Несмотря на нелитературное образование, Бюсси очень много времени посвящает любимому делу:

 

В последние годы я сконцентрировался на писательской работе. Но действительно, своим первые десять романов я написал, совмещая литературу с работой в университете и научными изысканиями. Но и в науку, и в писательство нужно вкладываться на сто процентов, так что я остановился на литературе. Хотя не исключаю, что ещё вернусь к научной деятельности.

 

Теперь Мишель Бюсси — автор около двадцати книг и лауреат более двадцати известных литературных премий. О нём снимают фильмы, а произведения готовят для экранизаций. Лучше познакомиться с творчеством писателя можно, посмотрев запись интервью 2019 года, сделанную на презентации книги «Я слишком долго мечтала» (J’ai dû rêver trop fort) в книжном магазине «Москва»: https://yandex.ru/video/preview/8816530716947664905.

 

Элементы фантастики в детективном жанре

 

В книге «Новый Вавилон» (2022) Мишель Бюсси пробует себя в жанре фантастики, используя знания в области географии. Автор мастерски использует тему телепортации — перемещения по земному шару, представляя читателям возможность наслаждаться живописными локациями:

 

Клео с изумлением и восторгом смотрела на площадь Регистан в Самарканде. Могло показаться, что розетки булыжной площади нарисовали белыми и розовыми мелками, чтобы особо подчеркнуть три глядящих друг на друга медресе, которые сиянием мозаики и бирюзовыми куполами минаретов напоминали сказочные дворцовые башни.

 

О чём роман «Новый Вавилон»

 

Мишель Бюсси создал мир, в котором больше нет отдельных стран, национальностей, религий, часовых поясов и границ… На этой планете один президент — Галилео Немрод, одна Конституция, датируемая 2058 годом, согласно которой в мире есть только «одна Земля, один народ, один язык». Жители планеты Земля называют себя землянами, в обороте единая валюта — песомундо и общий язык — испанский.

 

Экологические проблемы на земле решены. Нигде не сжигают топливо, нет автомобильных пробок, а транспортные средства можно найти только в музеях. Мусор перерабатывается:

 

Он забрал… стаканчик и бросил в отверстие для мусора у себя под ногами, туда же отправилась бутылка из-под кока-колы, и пустая тара прямым ходом проследовала на завод по переработке отходов где-то в далёкой точке планеты.

 

Единственное место, где никто не живёт — это пустыня Аралкум, образовавшаяся на месте высохшего Аральского моря. Она

 

…находится во власти ветров. Пыльные бури начинаются внезапно, тучи соли и песка, заражённые удобрениями и пестицидами, повсеместно применявшимися ещё сто лет назад, разносятся на многие километры вокруг. Следы отравы выявили даже в крови антарктических пингвинов!

Пыльная буря 3 мая 2009 года в Аралкуме.
Линией отмечена приблизительная береговая линия 1960 года

 

Все географические места, которые упоминаются в произведении, действительно существуют. Автор так точно их описал, что складывается впечатление, будто он сам побывал там и приглашает читателей отправиться в путешествие по миру. Например, на полуостров Крым:

 

Элегантный готический замок стоял на отвесной 40-метровой Аврориной скале над Чёрным море. Казалось, любой порыв ветра мог столкнуть в воду это белоснежное строение с висящими в пустоте балконами, кукольными башенками и опереточными бойницами, но не стоило обманываться его игрушечной внешностью. Замок, выбранный Галилео Немродом, был одним из самых безопасных мест в мире, и никто не мог сюда телепортироваться без личного распоряжения президента. Убежище, вот чем был этот замок! Скорее орлиное, чем ласточкино гнездо.

 

Замок «Ласточкино гнездо», Крым

 

На земле проживает 10 миллиардов человек. Несмотря на это, проблема перенаселения отсутствует благодаря специальным браслетам, которые телепортируют людей за секунды в любую точку мира по принципу «контролируемой плотности».

 

Между телепортирующимися всегда соблюдается безопасная дистанция в несколько метров, и каждому общественному пространству присваивается уровень плотности, так называемый уровень занятости, который нельзя превышать. Он меняется в разное время суток, зависит от времени года.

 

Каждый может жить, отдыхать, учиться, гулять там, где захочет. С одной стороны — хорошо. С другой стороны, со временем у землян появились новые проблемы. Дети, которые дольше 10 минут никуда не телепортировались, начинали скучать. Стало проблематично собрать всех в одном месте, а насильно перемещать их нельзя согласно принципам Конституции.

 

На планете грядёт торжественное событие — столетие первой квантовой телепортации. В честь этого грандиозного события президент Немрод решил собрать всех землян на одном острове в Атлантике, чтобы вместе отпраздновать юбилей и представить народу свой проект под названием «Новый Вавилон». Одновременно с этим, в мире происходят события, создающие угрозу выполнению всех планов. В мире десятилетиями не происходило преступлений, и вдруг на отдалённом полинезийском острове Тетаману случилась трагедия. Убили пса и десятерых спящих людей — точнее, пять пожилых супружеских пар, которые купили кусок атолла, чтобы провести там остаток жизни. Кто же потревожил спокойствие этого идеального общества? Один или несколько человек? Как им удалось обхитрить программу отслеживания? Какова их мотивация? А может быть они террористы? Есть ли угроза человечеству?

 

В этих вопросах в книге разбираются президент и представители Бюро криминальных расследователей: майор Артем Акинис; кореянка капитан Ми-Ча — «компьютерный гений на все руки», которая лучше всех разбирается в тайнах искусственного интеллекта «Пангайи», координирующего телепортации по миру; лейтенант Бабу Диоп, который, хотя был старше всех в Бюро, никогда не хотел быть начальником, потому что боялся знакомиться с новыми технологиями, отдавая предпочтение расследованиям по старинке, «где никто не уносит улики с места преступления, а легавые часами допрашивают преступников».

 

Как в привычных детективах, здесь с момента убийства начинается захватывающее путешествие с неожиданными поворотами, интригами и расследованиями. Помимо президента и полицейских из Бюро криминальных расследований, в книге есть ещё несколько героев, судьбы которых тесно взаимосвязаны. В целом, у каждого из героев будет свой финал, для одних радостный, для других — трагический.

 

Почему роман побуждает задуматься о состоянии окружающей среды на Земле?

 

Современному читателю придуманный Бюсси мир кажется постапокалиптическим. В него сложно поверить, ведь это лишь фантазии на тему будущего. Но что, если через столетие всё действительно окажется именно так? Возникает вопрос, как будущие поколения будут оценивать наше время? Может быть, подобно тому, как это делают персонажи романа? Например, как учительница из Франции Клеофея Луазель:

 

Она родилась много позже 2050-го, когда уже исчезли расползшиеся во все стороны города, грузовики и легковушки не застревали в пробках вокруг хабов, не имея возможности доставить товары, не было больше подземок, забитых людьми, живущими в башнях… Клео и её ученики с трудом воспринимали все эти апокалиптические образы. Неужели «доисторические» времена и впрямь были настолько жуткими? Как только человечество могло так жить?

 

С французского языка книгу перевала Елена Клокова. Книгу можно прочитать и послушать онлайн на сервисе электронных книг Букмейт: https://bookmate.ru/books/xRgbcLpQ

20 сентября 2024


Up!