Путь к себе: роман «Сиддхартха» Германа Гессе
Истинное призвание каждого состоит только в одном — прийти к самому себе, найти собственную, а не любимую судьбу и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо.
Герман Гессе
Роман-притча «Сиддхатрха» вышел в октябре 1922 года. Его автором был немецкий писатель и художник Герман Гессе, в будущем нобелевский лауреат. «Сиддхартха» — жемчужина прозы писателя, на страницах которой нашли свое отражение его путешествия по Индии, а также интерес к восточным религиям. Индия и стала местом действия произведения, но только не современная, а времен Сиддхартхи Гаутамы (около 563 до н. э. — 483 до н. э.) — основателя одной из наиболее глубоких и мудрых религий человечества — буддизма. В этой небольшой книге Гессе удалось объяснить европейцам ее суть, создать идеальную систему — некий свод взаимосвязанных правил — как нужно жить, как следует исправлять свои ошибки, как найти свое истинное «я». Об этом мы сегодня и поговорим подробнее.
Сюжет романа
Со своим другом Говиндой Сиддхартха становится самана (монахом); они совершают паломничество к Будде Гаутаме. Не сомневаясь, что Гаутама достиг просветления и что его учение правильно, Сиддхартха считает: оно действенно только для Гаутамы, ибо буддой нельзя стать через учение, а только посредством собственного опыта.
Знание можно передать, мудрость — нельзя. Ее можно найти, можно ее нажить, можно от нее жить, можно творить с ней чудеса, но высказать ее и научить ей — нельзя
С этим осознанием он отправляется снова в путь, а Говинда присоединяется к Гаутаме.
Теперь отшельник Сиддхартха познает красоту природы, на которую раньше как монах учился не обращать внимания. С паромщиком Васудевой он переплывает реку, чтобы достичь города. Васудева предсказывает, что Сиддхартха снова вернется к речной переправе. В городе монах идет к куртизанке Камале, которую просит обучить его искусству любви. Чтобы оплатить ее услуги, Сиддхартха становится помощником купца и благодаря своему уму и образованию делает успехи в новой карьере. Сначала Сиддхартха видит стремление к власти и деньгам как странную особенность ребячливых людей (как он называет, мирян), но скоро азарт мирской жизни захватывает и его.
Спустя годы бывший монах внезапно прозревает и решает вернуться на прежний путь. Покидает богатый дом, незавершенные дела и Камалу и отправляется снова в путь. На грани самоубийства он стоит перед рекой, которую пересек когда-то давно, и едва не тонет.
Сиддхартха засыпает глубоким сном; проснувшись, видит рядом монаха Говинду. Он еще не стал буддой, но продолжает следовать учению Гаутамы. Сиддхартха повествует о своей жизни: «Где теперь брахман Сиддхартха? Где подвижник Сиддхартха? Где богач Сиддхартха? Быстро чередуется преходящее, Говинда, ты знаешь это». Говинда уходит, а Сиддхартха погружается в медитацию и чувствует, что, как после расставания с Буддой Гаутамой, снова стоит в начале пути, новой жизни, и более четко, чем раньше, осознает недейственность ученого знания и важность личного опыта.
Сиддхартха снова встречает перевозчика Васудеву и просит взять себя к нему помощником. Тот учит Сиддхартху внимательно слушать реку и учиться у нее. Потом Сиддхартха встречает Камалу с сыном, которого зовут в честь отца Сиддхартхой. Они идут в паломничество к умирающему Будде Гаутаме. Камала умирает от укуса змеи, Сиддхартха оставляет сына у себя. Он старается обучить его, привыкшего только к роскошной жизни города, скромности и спокойствию. Но этим совершает ту же ошибку, в которой когда-то упрекнул Гаутаму: нельзя учением направить на путь к познанию. Сын убегает от него обратно в город, Отец следует за ним, но перед самым городом ему открывается вся бессмысленность затеи. Он должен освободить сына, чтоб тот мог двигаться вперед своим путем. Васудева снова учит его слушать и наблюдать реку, которая постоянно изменяется и остается всегда той же рекой.
Потом Васудева уходит в лес, Сиддхартха продолжает его дело паромщика и достигает просветления. Будда Сиддхартха снова встречается с Говиндой и передает другу свое познание истинной природы вещей.
Обложка книги
Какие символы автор показывает в романе
Роман о Сиддхартхе — это путь. Внутренний путь героя выражается через символы, которых очень много в этой притче. Укажем на основные из них, которые вывели литературоведы.
Смоковница
Первая глава «Сын Брахмана» знакомит нас с молодым юношей Сиддхартхой, который «рос под сенью смоковницы» в родительской любви и среди жрецов. Там было светло, много деревьев, воды и любви. То есть мы понимаем, что герой находится в своем Эдеме, в мире детства, где все прекрасно и хорошо, он не ведает никаких забот, кроме изучения священных писаний. Но в один момент Сиддхартха осознает, что этот Эдем не только рай, но и тюрьма, ведь он сталкивается с первой границей, которая изначально воспринималась как благо — это знание. Не просто так в первых строках присутствует смоковница — символ плодородия, семьи, рода и достатка, но в то же время и древо познания. Именно листьями смоковницы Адам и Ева старались скрыть свою наготу, вкусив плод познания. И в Евангелии от Матфея (глава 21) Христос встречает это дерево: «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». Архиепископ Феофилакт Охридский (1055–1107) истолковывает эти стихи так:
Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. Ввиду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, — и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость.
Это очень точно отражает то состояние, с которым столкнулся Сиддхартха: листья есть, а плода нет, и сам он подобен листку.
Звезда
Когда Сиддхартха принял решение покинуть семью, он приходит к отцу и стоит на одном месте целую ночь, подобно камню. Очень красивый и метафоричный эпизод.
Он молчал так долго, что в маленьком окошке показались звезды. Они стали совсем яркими, прежде чем было нарушено молчание. Молча и неподвижно, со скрещенными на груди руками стоял сын, молча и неподвижно сидел на циновке отец, а звезды на небе продолжали свой путь.
Звезда символизирует цель и, соответственно, путь, но еще означает рождение души. В любой культуре мира существует поверье: когда в небе появляется звезда — где-то рождается и человек. Вифлеемская звезда возвестила волхвов о рождении Спасителя. В эпизоде с отцом мы увидели новое рождение: сын и брахман Сиддхартха переродился в монаха.
Звезда упоминается и когда Сиддхартха гордо заявляет Гаутаме, что пойдет своим путем: «…когда окружающий мир отпрянул от него и он стал подобен в своем одиночестве первой звезде на вечернем небосклоне». Самана стал мирянином.
Дальше мы встречаем еще одно значение звезды: «Но зато он один из тех избранников судьбы, к которым удача приходит сама, — то ли это счастливая звезда, то ли колдовство». Звезда — это еще и удача, то есть то, что мы не контролируем. Не только путь или цель, которую мы избрали, но и цель, которая избрала нас, это судьба, это единственный и индивидуальный путь каждого человека.
Кадр из фильма Siddhartha (в нашем прокате называется «На пути к истине»), режиссер Конрад Рукс, 1972 год
Змея
После того как Сиддхартха расстался с Говиндой и Буддой, внезапно он чувствует, как стал мужчиной:
Он понял, что его покинуло, как покидает змея свою старую кожу, то, что было с ним всегда, что было частью его, спутником всей его юности: желание иметь учителей и слушать учения.
И еще: «При этой мысли Сиддхартха застыл на месте, словно увидел прямо перед собой на дороге змею». Тут герой осознал, что больше он «не аскет, не священник, не брахман», отныне он уйдет в мир. Получается, что змея появляется именно в то мгновение, когда герой сходит со своего религиозного пути. Это символ обновления, взросления и роста, но опасного роста, потому что несет за собой запретный плод — саму жизнь, ведь первое, что встречает герой на пути к городу — похотливую крестьянку, а у самих ворот — куртизанку, а затем становится алчным купцом.
Выражаясь метафорически, путь к звезде лежит через змею. Однако змея — это символ не только самой жизни, но и самой смерти. Сиддхартха чуть было не покончил с собой, Камалу убила именно черная рептилия. Также змея — символ тайного знания, ведь герою необходимо было познать эту сторону жизни, чтобы прийти в итоге к себе (заметьте, змея впервые появляется в главе под названием «Пробуждение»), но что это за сторона жизни? Это Сансара — круговорот рождения и смерти в ограниченных кармой мирах.
Река
Центральный символ романа — река. Она разделяет берега, как и роман, который делится на две части. В первую часть входят четыре главы («Сын Брахмана», «Среди аскетов», «Гаутама», «Пробуждение») — место действия которых леса и рощи вдали от цивилизации и человеческого мира, это мир Духа и знаний. Затем Сиддхартха, отказавшись от своего берега, переплывает на противоположный, где находится город, цивилизация, мир людей и их пороков, это мир материи и инстинктов, о чем и повествуют три главы: «Камала», «Среди людей», «Сансара».
Первый берег, мир знаний, ограничил его Я, создав ложные представления об этом «Я»: «В это жречество, в это высокомерие, в эту духовность и забилось его Я, надежно укрылось там и росло». Чтобы освободить его Я, звезда привела его ко второму берегу, чтобы в нем умерли не только жрец и отшельник, но и стяжатель, и сластолюбец: «То, что мирские радости и богатства суть семена зла, я знал еще ребенком, знал давно, но постиг лишь теперь».
Познав оба берега, Сиддхартха возвращается к реке и становится перевозчиком — это глубочайший символ. Именно здесь нам становится ясно, что река — это не только символ того, что разъединяет берега, но и то, что объединяет их. Вспомним Харона из греческой мифологии, перевозчика мертвых через реку Стикс — именно он объединяет два мира. Именно у реки под кокосовым деревом герой снова переродился со священной мантрой Ом (Аум) на устах. Река и есть «Ом», то, что объединяет противоположности:
…Для которых река перестала быть просто препятствием, они услышали ее голос, они внимали ему, и река стала для них, как и для меня, священной.
Кто такой Сиддхартха
С первых строк нам кажется, что главный герой и есть настоящий основатель буддизма, ведь у него то же имя (Будду при рождении звали Сиддхартха Гаутама). А прочитав до конца роман, оказывается, что мы недалеки от истины. Главный рефрен романа: любое учение — это не сама истина, а ее следствие, поэтому главный герой символически повторяет путь Будды, поскольку и был им с самого начала. Его путь — внутренняя изнанка буддизма. Разница лишь в том, что Гессе «поменял берега реки», ведь в житии Гаутамы говорится, что Будда родился принцем и первые годы жизни жил в роскоши, а затем, покинув стены своего города, увидел болезнь, старость, смерть и стал отшельником. Роман построен таким образом, что мы видим Будду внешнего с его учением (Гаутама) и Будду внутреннего с его душой (Сиддхартха).
Эту притчу стоит читать и перечитывать не из-за сюжета и в поиске новых знаний, а из-за того глубинного понимания мира, ощущения единения с окружающими, которое она дает.