+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовостиПуть к спасению: роман Ивана Тургенева «Дворянское гнездо»

Путь к спасению: роман Ивана Тургенева «Дворянское гнездо»

 

В этом году исполняется 165 лет со дня выхода в печати одного из лучших романов Ивана Тургенева — «Дворянское гнездо» (1859). Это поэтичная, удивительно красивая история несбывшейся любви, разбитых надежд и сложной судьбы умного человека, совершившего некогда трагическую ошибку и расплачивающегося за неё всю свою жизнь. Рассказ об отношениях и чувствах главных героев — едва ли не самая известная в русской литературе любовная история с печальным финалом, которая, однако, оставляет читателю светлые ощущения.

 

Иван Тургенев. Дагерротип О. Биссона (колоризация). Париж, 1847–1850 годы

О чём эта книга

«Дворянское гнездо», как и многие романы Ивана Тургенева, строится вокруг несчастной любви. Переживший неудачный брак Фёдор Лаврецкий и юная Лиза Калитина встречаются, испытывают сильные чувства друг к другу. Прочитав в иностранном журнале сообщение о том, что его жена Варвара Павловна умерла, Лавпецкий объясняется девушке в любви. Он узнаёт, что его чувства небезответны — Лиза также любит его.

Однако, как выясняется, объявление в журнале было дано ошибочно. Потрясённая возвращением Варвары Петровны Лиза уходит в монастырь. Лаврецкий же не хочет жить с женой и всю оставшуюся жизнь занимается хозяйством в своём поместье.

В то же время в роман органично входят повествование о жизни русского дворянства, складывавшейся на протяжении последних нескольких сотен лет, описание отношений между разными сословиями, между Россией и Западом, споры о путях возможных реформ в России, философские рассуждения о природе долга, самоотречения и моральной ответственности.

 

Обложка книги «Дворянское гнездо»

Что повлияло на написание романа

Принято считать, что в первую очередь на Тургенева повлияли произведения Пушкина. Сюжет «Дворянского гнезда» неоднократно сопоставлялся с историей «Евгения Онегина». В обоих произведениях приехавший в провинцию европеизированный дворянин сталкивается с оригинальной и независимой девушкой, на воспитание которой влияла и дворянская, и простонародная культура (и пушкинская Татьяна, и тургеневская Лиза сталкиваются с крестьянской культурой благодаря общению с няней). И там, и тут между героями возникают любовные чувства, но в силу обстоятельств им не суждено остаться вместе.

Понять смысл этих параллелей проще в литературном контексте. Критики 1850-х годов были склонны противопоставлять друг другу гоголевское и пушкинское направления в русской литературе. Наследие Пушкина и Гоголя стало особенно актуально в эту эпоху, если учесть, что благодаря смягчившейся цензуре вышли в свет более полные издания сочинений обоих писателей — с произведениями, ранее неизвестными современникам. На стороне Гоголя в этом противостоянии выступал, среди прочих, Чернышевский, видевший в авторе «Мёртвых душ» прежде всего сатирика, обличавшего общественные пороки, а в Белинском — лучшего толкователя его творчества. Соответственно, к гоголевскому направлению причисляли таких писателей, как Салтыков-Щедрин и его многочисленных подражателей. Сторонники пушкинского направления были намного ближе к Тургеневу: неслучайно собрание сочинений Пушкина издавал друг Тургенева Павел Анненков, а наиболее известный отзыв на это издание написал Александр Дружинин — ещё один покинувший «Современник» автор, и также приятель автора «Дворянского гнезда».

 

Первое издание «Дворянского гнезда». 1859 год

Тургенев в этот период явно ориентирует свою прозу именно на пушкинское начало, как его понимала критика. Литература должна не напрямую обращаться к общественно-политическим проблемам, а постепенно влиять на публику, которая формируется и воспитывается под влиянием эстетических впечатлений и в конечном итоге становится способна к ответственным и достойным поступкам в разных сферах, включая общественно-политическую. Дело литературы — способствовать, как сказал бы Шиллер, эстетическому воспитанию.

 

Как восприняли роман современники

Современники восприняли тургеневский роман как образец литературного идеализма. Его противопоставляли сатирической очерковой традиции, которая восходила к Салтыкову-Щедрину и в мрачных красках рисовала, как крепостное право, чиновничья коррупция и общественные условия в целом разрушают жизни людей и калечат психику равно угнетённых и угнетателей. Тургенев не старается уйти от этих тем, однако подаёт их в совершенно ином духе: писателя в первую очередь интересует не формирование человека под воздействием обстоятельств, а, скорее, его осмысление этих обстоятельств и реакция на них.

Большинство литераторов и критиков было в восторге от тургеневского романа, соединившего поэтическое начало и общественную актуальность. «На новом романе автора сошлись люди противоположных партий в одном общем приговоре; представители разнородных систем и воззрений подали друг другу руку и выразили одно и то же мнение», — писал в своей рецензии Павел Анненков. Довольно быстро книга в глазах критиков стала произведением «чистого искусства», а не злободневным, актуальным.

Павел Васильевич Анненков (1813–1887) – русский литературный критик, историк литературы и мемуарист из дворянского рода Анненковых

Возможно, на это повлияли вызвавшие больший резонанс «Отцы и дети», которые привели в русскую литературу образ нигилиста, на несколько десятилетий ставший предметом споров и различных литературных интерпретаций. Тем не менее роман пользовался успехом: уже в 1861 году вышел авторизованный французский перевод, в 1862-м — немецкий, в 1869-м — английский. Благодаря этому «Дворянское гнездо» до конца позапрошлого века было одним из самых обсуждаемых за рубежом русских произведений. Исследователи пишут о его влиянии, например, на Генри Джеймса и Джозефа Конрада.

 

Политический спор Лаврецкого и Паншина

Взгляды главного героя соответствуют его происхождению. В конфликте с несостоявшимся женихом Лизы, столичным чиновником Владимиром Паншиным, Лаврецкий выступает против реформаторского проекта, согласно которому европейские общественные «учреждения» (в современном языке — институты) способны преобразовать саму народную жизнь. Лаврецкий «требовал прежде всего признания народной правды и смирения перед нею — того смирения, без которого и смелость противу лжи невозможна; не отклонился, наконец, от заслуженного, по его мнению, упрёка в легкомысленной растрате времени и сил». Автор романа явно сочувствует Лаврецкому. Хотя Тургенев, конечно, был высокого мнения о западных «учреждениях», но, судя по «Дворянскому гнезду», далеко не так хорошо оценивал отечественных чиновников, пытавшихся эти «учреждения» внедрить.

 

 

Влияние семейной истории героев на их судьбу

Из всех тургеневских героев у Лаврецкого — самая подробная родословная. Читатель узнаёт не только о его родителях, но и обо всём роде, начиная с прадеда. Отступление призвано показать укоренённость героя в истории, его живую связь с прошлым. Но прошлое оказывается у Тургенева тёмным и жестоким, — собственно, это история России и дворянского сословия. Буквально вся история рода Лаврецких построена на насилии.

Жена его прадеда Андрея прямо сопоставляется с хищной птицей (у Тургенева это всегда значимое сравнение — достаточно вспомнить финал повести «Вешние воды»), а про их отношения читатель буквально не узнаёт ничего, кроме того, что супруги всё время находились в состоянии войны друг с другом: «Пучеглазая, с ястребиным носом, с круглым жёлтым лицом, цыганка родом, вспыльчивая и мстительная, она ни в чём не уступала мужу, который чуть не уморил её и которого она не пережила, хотя вечно с ним грызлась».

Жена их сына Петра Андреича, «смиренница», была в подчинении у мужа: «Она любила кататься на рысаках, в карты готова была играть с утра до вечера и всегда, бывало, закрывала рукой записанный на неё копеечный выигрыш, когда муж подходил к игорному столу; а всё своё приданое, все деньги отдала ему в безответное распоряжение».

Отец Лаврецкого Иван полюбил крепостную девку Маланью, «скромницу», которая во всём подчинялась мужу и его родственникам и была ими полностью отстранена от воспитания сына, что и привело к её гибели. С хищной птицей сравнивается и Пётр Андреич, узнавший о любовной связи сына: «Ястребом напустился он на сына, упрекал его в безнравственности, в безбожии, в притворстве…»

Именно это страшное прошлое отразилось в жизни главного героя, только теперь сам Лаврецкий оказался во власти своей жены. Во-первых, Лаврецкий получил специфическое отцовское воспитание, из-за которого он — от природы неглупый, далеко не наивный человек — женился, совершенно не понимая, что за человек его жена. Во-вторых, сама тема семейного неравенства связывает тургеневского героя и его предков. Герой женился, потому что его не отпускало семейное прошлое — и в дальнейшем жена станет частью этого прошлого, что в роковой момент вернётся и погубит его отношения с Лизой. Судьба Лаврецкого, которому не суждено найти родного угла, связана с проклятием его тётки Глафиры, изгнанной по воле жены Лаврецкого: «Знаю, кто меня отсюда гонит, с родового моего гнезда. Только ты помяни моё слово, племянник: не свить же и тебе гнезда нигде, скитаться тебе век». В финале романа Лаврецкий сам о себе думает, что он «одинокий, бездомный странник». В бытовом смысле это неточно: перед нами мысли состоятельного помещика — однако внутреннее одиночество и неспособность найти жизненное счастье оказываются закономерным выводом из истории рода Лаврецких.

 

Иллюстрация к роману «Дворянское гнездо» К. И. Рудакова

И отец Лизы был жестоким, «хищным» человеком, подчинившим себе её мать. Есть в её прошлом и прямое влияние народной этики. При этом Лиза острее Лаврецкого чувствует ответственность за прошлое. Лизина готовность к смирению и страданию связана не с какой-то внутренней слабостью или жертвенностью, а с сознательным, продуманным стремлением искупить грехи, причём не только свои, но и чужие: «Счастье ко мне не шло; даже когда у меня были надежды на счастье, сердце у меня всё щемило. Я всё знаю, и свои грехи, и чужие, и как папенька богатство наше нажил; я знаю всё. Всё это отмолить, отмолить надо».

 

Что есть дворянское гнездо

За десять лет до романа Тургенев в элегическом тоне писал в рассказе «Мой сосед Радилов»: «Прадеды наши при выборе места для жительства непременно отбивали десятины две хорошей земли под фруктовый сад с липовыми аллеями. Лет через пятьдесят, много семьдесят, эти усадьбы, «дворянские гнёзда», понемногу исчезали с лица земли, дома сгнивали или продавались на своз, каменные службы превращались в груды развалин, яблони вымирали и шли на дрова, заборы и плетни истреблялись. Одни липы по-прежнему росли себе на славу и теперь, окружённые распаханными полями, гласят нашему ветреному племени о «прежде почивших отцах и братиях».

ú

Ландшафтный парк «Дворянское гнездо», город Орёл

Параллели с «Дворянским гнездом» заметить нетрудно: с одной стороны, перед читателем не Обломовка, а образ культурного, европеизированного поместья, где высаживают аллеи и слушают музыку; с другой стороны, это поместье обречено на постепенное разрушение и забвение. В «Дворянском гнезде», видимо, именно такая участь уготована имению Лаврецких, чей род прервётся на главном герое. Его дочь, судя по эпилогу романа, долго не проживёт.

 

Лиза Калитина как тургеневская девушка

Необычность героини неоднократно пытались объяснить существованием какого-то особого прототипа. Указывали и на графиню Елизавету Ламберт, светскую знакомую Тургенева и адресата его многочисленных писем, и на Варвару Соковнину, в монашестве Серафиму, судьба которой очень похожа на историю Лизы.

В первую очередь вокруг Лизы строится стереотипный образ тургеневской девушки, о котором пишут в популярных изданиях и который часто разбирают в школе. В то же время едва ли этот стереотип соответствует тургеневскому тексту. Лизу трудно назвать особо утончённой натурой или возвышенной идеалисткой. Она показана как человек исключительно сильной воли, решительный, самостоятельный и внутренне независимый. В этом смысле на её образ скорее повлияло не желание Тургенева создать образ идеальной барышни, а представления писателя о необходимости эмансипации и стремление показать внутренне свободную девушку так, чтобы эта внутренняя свобода не лишала её поэтичности. Ночное свидание с Лаврецким в саду для девушки того времени было поведением совершенно непристойным — в том, что Лиза на него решилась, проявляется её внутренняя независимость от мнений окружающих. «Поэтический» эффект её образу придаёт своеобразная манера описания. О чувствах Лизы повествователь обычно сообщает ритмизованной прозой, очень метафоричной, иногда даже пользуясь звуковыми повторами: «Никто не знает, никто не видел и не увидит никогда, как, призванное к жизни и расцветанию, наливается и зреет зерно в лоне земли». Аналогия между растущей в сердце героини любовью и естественным природным процессом призвана не объяснить какие-то психологические свойства героини, а скорее намекнуть на что-то, что находится за пределами возможностей обычного языка. Неслучайно сама Лиза говорит, что у неё «своих слов нет», — точно так же, например, в финале романа повествователь отказывается рассказывать о переживаниях её и Лаврецкого: «Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает? Кто скажет? Есть такие мгновения в жизни, такие чувства… На них можно только указать — и пройти мимо».

 

Роль Лизы Калитиной стала дебютной для актрисы Ирины Купченко в кинофильме «Дворянское гнездо» (1969), режиссер Андрей Кончаловский

Как Тургенев изображает любовное чувство

За романом закрепилась репутация блестящего изображения любовного чувства. При этом Тургенев по преимуществу описывает скорее внешние проявления того, как любовь развивается и зарождается. Передать саму любовь словами оказывается практически невозможно. Неслучайно объяснению Лизы и Лаврецкого сопутствует поэтическое описание музыкального произведения, которое создаёт учитель-немец Лемм: «…сладкая, страстная мелодия с первого звука охватывала сердце; она вся сияла, вся томилась вдохновением, счастьем, красотою, она росла и таяла; она касалась всего, что есть на земле дорогого, тайного, святого; она дышала бессмертной грустью и уходила умирать в небеса». В эпоху работы над «Дворянским гнездом» Тургенев увлекался философией Шопенгауэра — и исследователи обращали внимание на некоторые параллели между романом и главной книгой немецкого мыслителя «Мир как воля и представление». Действительно, и природная, и историческая жизнь в романе Тургенева полна насилия и разрушения, мир же искусства оказывается намного добрее. Музыка несёт и силу страсти, и своего рода освобождение от власти реального мира.

 

Путь к спасению

Роман Ивана Тургенева «Дворянское гнездо» — это не печальная песнь о дворянских гнёздах, или повествование о якобы неудавшейся жизни Лаврецкого, не говоря уже о Лизе, но книга, как справедливо полагал Аполлон Григорьев, о здоровых силах — в жизни и литературе. Лаврецкий в конце говорит: «Догорай моя бесполезная жизнь». Но романная событийность, в том числе эпилог, как раз доказывают обратное. Человеческая судьба Лизы, если не воспринимать её уход в монастырь как смерть, вовсе не печальна — Лиза находит себя, в том числе благодаря любви к Лаврецкому. В тургеневской системе координат, когда прикосновение человека к истинной любви уже само по себе делает жизнь человеческую небессмысленной, любовь Лаврецкого и Лизы не позволяет говорить о героях исключительно как о действующих лицах трагедии. К тому же в «Дворянском гнезде» представлена история спасённого — Лаврецкого — среди многих неспасённых. Источник и путь к спасению — любовь. В этом мы видим глубокий духовный смысл романа, который обнимает не только личную историю героев, но и судьбу современников Тургенева, западников и славянофилов, и всего того, что в романе обозначено дворянским гнездом и в настоящее время по праву ассоциируется с русской культурой.

 

 

 

16 февраля 2024


Up!