+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости«Ребенок из консервной банки»: смешная повесть не только для детей и с очень серьезными темами

«Ребенок из консервной банки»: смешная повесть не только для детей и с очень серьезными темами

В один прекрасный день Берти Бартолотти, очень яркая и творческая натура, получает посылку, которую она, наверное, заказывала… А может быть, и нет. Госпожа Бартолотти всерьез увлекается всякими распродажами и скидками. Часто она получает неожиданные и ненужные ей предметы. Но в этот раз случай был исключительным: в посылке оказался живой ребенок.

 

Читаем вместе повесть классика детской литературы Кристине Нёстлингер «Конрад – мальчик из консервной банки» («Конрад, или Ребенок из консервной банки»).

 

Что нам необходимо знать о Кристине Нёстлингер

 

Обложка книги

 

Кристине Нёстлингер (1936–2018) – классик детской литературы, австрийская писательница, чьи книги издавались в советское время и продолжают переиздаваться сейчас. Она лауреат более чем 30 литературных премий, самые престижные из которых – «Золотая медаль Х.-К. Андерсена» и Премия памяти Астрид Линдгрен.

Диапазон ее творчества огромен: реалистичные повести и литературные сказки, рассказы и стихи для самых маленьких читателей, детективы и фантастические повести. Кроме книг для детей и подростков, она еще успела написать сценарии спектаклей для радио и телевидения, а также кулинарные книги.

Кристине Нёстлингер (1936–2018)

 

Юные читатели из года в год с восторгом читают книги Нёстлингер, и, надеемся, будут продолжать это делать и дальше. А мы с вами поговорим о том, почему взрослым также стоит прочесть ее произведения.

Начнем с того, что ее книги – это классика не только детской литературы, но и настоящие практические руководства в области педагогики и психологии семейных отношений. «Обменный ребенок», «Ильза Янда, лет четырнадцать», «Само собой и вообще» рассказывают об очень непростых, но таких знакомых многим сложностях во взаимоотношениях.

Обложка книги

 

Помимо этого, автор мастерски проникает в детскую психику, точно передает мышление и переживания ребенка. Она умело отражает все душевные метания подростка, его неуверенность, проблемы взросления. Обязательно стоит прочесть серию книг «Рассказов про Франца» – всего их 19. Первая из книг открывает перед нами мир 6-летнего малыша, последняя – история «Про Франца и дружбу» – уже про 9-летнего мальчика. Кристине Нёстлингер писала эти истории на протяжении 30 лет, и в каждой из них подчеркивается, насколько для героя важны друзья, так что всю серию смело можно назвать именем последней книги.

Обложка книги

 

Кристине Нёстлингер обладает и талантом говорить о темных и неприглядных сторонах нашей жизни, умением иметь дело с острыми углами, не обходя их стороной и ничего не смягчая. Но вместе с тем автор нигде не сваливается в чернуху и беспросветность. «История одной семейки» – прекрасный тому пример. Стоит прочесть родителям подростков.

 

Обложка книги

 

Наконец стоит обратиться к книгам Кристине Нёстлингер для того, чтобы взглянуть на жизненные ситуации с юмором. «Долой огуречного короля» и «Конрад – мальчик из консервной банки» как раз из таких книг. Умение посмеяться над собой и увидеть забавные моменты окружающей действительности порой самое лучшее лекарство.

Обложка книги

 

Сюжет и главные герои книги «Конрад – мальчик из консервной банки»

 

С самой первой страницы мы знакомимся с госпожой Берти Бартолотти и застаем ее за завтраком:

Она выпила четыре чашки кофе, съела три булочки с маслом и медом, два яйца всмятку, кусок черного хлеба с ветчиной и сыром, кусок белого хлеба с паштетом из гусиной печенки. Завтракая, она качалась, ведь кресло-качалка для того и сделано, чтобы в нем качались, – поэтому на ее халате появились рыжие пятна от кофе и желтые от яиц.

 

Помимо вкусовых пристрастий, мы отмечаем очень нестандартный и яркий внешний облик нашей героини: у нее зеленые тени для век, коричневый карандаш для бровей, синие стрелки, розовые румяна и черная тушь. Одевается же она так, что почти всегда людям это кажется странным:

 

Оно не подходило либо по времени года, либо по обстоятельствам. Например, госпожа Бартолотти могла прийти играть в теннис в черных штанах, а в оперу – в джинсах. В молочную лавку она ходила в длинном шелковом платье, а в кино – в альпинистских штанах… Госпожа Бартолотти не хотела никого бесить. Она просто брала из шкафа первое, что ей попадалось в руки.

 

Берти Бартолотти – художница. Она ткет самые красивые и самые красочные в городе ковры, а потом продает их. Вернее, их продают торговцы коврами и торговцы мебелью. Сама она не очень в курсе, сколько может стоить то или иное изделие. Она когда-то была замужем, сейчас у нее есть друг, господин Эгон, с которым она общается дважды в неделю. У Берти есть парочка вредных привычек: она курит сигары и страшно любит всяческие распродажи, купоны, бесплатные предложения попробовать какой-либо продукт и т.п.

 

Из-за этой своей любви к заказам госпожа Бартолотти приобрела уже много всяческих диковинок: энциклопедию животных в семнадцати томах, набор серых мужских носков, пластмассовый сервиз на двадцать четыре персоны, подписку на газету рыболовов и газету нудистов. Кроме того, еще турецкую кофемолку для кофе (не такую, чтобы молоть кофе, а светильник в форме кофемолки), десять пар чересчур больших штанов из ангорской шерсти и девять буддистских молитвенных барабанчиков.

 

Поэтому, когда утром госпоже Бартолотти доставляют огромную посылку, прежде всего она «проверяет свою совесть» – пытается вспомнить, не назаказывала ли она еще что-нибудь. Совесть почти чиста, но там, кто его знает… и госпожа Бартолотти распаковывает большой ящик.

 

В ящике оказывается ребенок (Конрад), ребенок не простой, а произведенный на специальной фабрике. Производитель гарантирует, что полученный госпожой Бартолотти наследник будет абсолютно оправдывать все надежды родителей и дарить бесконечную радость.

 

Иллюстрация к книге «Конрад, или Ребёнок из консервной банки». Художник – Аннетт Свобода.

 

Ну, что же – раз так получилось, госпожа Бартолотти начинает заботиться о Конраде. Казалось, не должно быть никаких проблем. Этот ребенок – мечта любого родителя. Однако, чем дальше, тем больше Берти приходит в недоумение. Конрад постоянно спрашивает разрешения сделать то или иное действие, он плачет, когда госпожа Бартолотти распевает веселые песенки, потому что, как заявляет Конрад:

 

«Я плачу, потому что не знаю, что мне делать. Семилетний мальчик должен внимательно слушать, когда его мать что-то говорит, рассказывает или поет. Но семилетний мальчик должен немедленно перестать слушать, когда говорят, рассказывают или поют что-то непристойное».

 

И он даже не хочет есть страшно вкусное малиновое мороженое, потому что не уверен, что такое лакомство можно есть на пустой желудок, а съев перед сном конфету, испытывает огромную тяжесть на душе, так как есть конфеты перед сном строго запрещено.

 

Разумеется, Конрад идет в школу. Он очень умный, хорошо подготовленный, и его уровень знаний таков, что в свои семь лет он готов идти уже в третий класс. На радость родителям, разумеется. С учебой у Конрада проблем нет, а вот с друзьями начинают накапливаться. Он не знает, как общаться. Он не знает, как дать сдачи. Он обучен всегда и во всем слушаться взрослых. Даже когда эти самые взрослые (учителя) требуют заложить хулигана или того, кто разбил стекло. Педагоги очень довольны воспитанным и послушным учеником. А как к нему относятся другие дети? Точно так же, как и вы в школьные годы относились к подобным мальчикам. С ним старается дружить только его соседка – Кити, которая пробует научить его другим вещам:

 

Конрад, почему ты не подсказал Фреди, сколько будет двенадцать умножить на двенадцать, отнять семнадцать и прибавить тридцать шесть? Конрад, нельзя выдавать товарищей! Конрад, не надо записывать тех, кто выходит из класса!


Кити знала, откуда взялся Конрад – он ей все рассказал. И она понимала, что ее друг не получил правильного, с ее точки зрения, воспитания.

 

Конрад старается прислушиваться к советам Кити, но не может им следовать: ведь всех взрослых надо слушаться безоговорочно. Поэтому ситуация только ухудшается. Ну и в довершение ко всему на фабрике, приславшей Конрада, наконец-то обнаружили ошибку и хотят его забрать у госпожи Бартолотти. Что делать? Ошибки надо исправлять, но госпожа Бартолотти и ее друг Эгон уже очень полюбили Конрада, а Конрад – их.

 

Госпожа Бартолотти и Кити придумывают план… Какой это был план и чем закончилась история мальчика из консервной банки, вы узнаете, прочитав повесть.

 

Почему ее обязательно стоит прочитать?

 

  • Чтобы вместе порадоваться доброй и хорошо закончившейся истории.
  • Чтобы подумать, так ли хорошо наше желание иметь очень послушного и беспроблемного ребенка.
  • Чтобы поразмышлять, к чему может привести беспрекословное послушание и выполнение команд любого взрослого человека.
  • Чтобы посмотреть на волнующие нас проблемы с разных точек зрения.
  • Чтобы посмотреть на жизненные ситуации с юмором, посмеяться и немного расслабиться.

 

В 1983 году в Германии по повести был снят одноименный фильм. Его можно посмотреть здесь https://vk.com/video-184070913_456269333 .

Постер к одноименннному фильму

 

Повесть о мальчике из консервной банки, также, как и другие книги Кристине Нёстлингер, вы найдете в обычных детских библиотеках.

 

 

11 ноября 2024


Up!