Старые улочки Барселоны и атмосфера печальной романтики: сборник «Город из пара» Карлоса Руиса Сафона
В посмертный сборник испанского писателя Карлоса Руиса Сафона «Город из пара» (La Ciudad de Vapor) вошли 11 рассказов, большая часть из которых никогда прежде не публиковалась на русском языке. Объединяет их все место действия – все эти мрачные готические истории разворачиваются в разные эпохи в Барселоне в рамках цикла «Кладбище забытых книг».
Карлос Руис Сафон умел писать максимально реалистично, поражая воображение читателей и создавая эффект присутствия. Мальчик решает стать писателем, когда замечает, что сочиняемые им истории привлекают внимание завоевавшей его сердце надменной красавицы. Создатель лабиринтов бежит из Константинополя в охваченную эпидемией чумы Барселону, чтобы построить библиотеку, неподвластную времени. Странный джентльмен искушает написать не похожую ни на что книгу, каждая страница которой могла бы продлить жизнь любимой женщины. А гениальный каталонский архитектор Антонио Гауди нехотя соглашается пересечь океан и отправиться в Нью-Йорк – в путешествие, которое определит судьбу незавершенного шедевра…
Обложка книги
Об авторе
Карлоса Руиса Сафона называют самым известным испанским писателем со времен Мигеля де Сервантеса и «Борхесом нашего времени». Его загадочные готические интригующие произведения снискали мировую известность среди читателей разного возраста. Книги этого автора переведены на 50 языков и суммарно исчисляются миллионными тиражами.
Он родился 25 сентября 1964 года в Барселоне. Этот большой город-порт, расположенный на северо-востоке страны, с богатым историческим наследием и уникальными архитектурными сооружениями, и стал героем многих произведений писателя. Ведь в нем он провел почти 30 лет своей жизни.
Образование Карлос Руис Сафон получил в довольно далекой от литературы сфере. После школы увлекся информатикой, на первом курсе университета ему предложили первую работу в рекламном агентстве. Литературный талант Сафона развивался под влиянием произведений классиков XIX столетия и современных течений в литературе. Ему нравилась мистика, криминальная фантастика и детективы. В начале 1990-х годов Карлос Руис Сафон связывает свою жизнь с Лос-Анджелесом, работая сценаристом.
Карлос Руис Сафон (1963–2020)
Его первые публикации – серия мистических книг «Владыка Тумана», «Дворец полуночи», «Сентябрьские огни», объединенные в «Трилогию тумана» и «Марина» – были ориентированы на читателей подросткового возраста. Произведения собрали несколько престижных литературных премий.
Первый роман для взрослых читателей – «Тень ветра» – вышел в начале 2001 году, обратив на себя пристальное внимание критиков. В Испании он стал самым успешным и популярным со времени выхода в свет «Дон Кихота» Мигеля де Сервантеса. И у себя на родине и за ее пределами это произведение получило множество наград и было названо литературным триллером в традиции Умберто Эко.
Добрая половина текстов Сафона – это литературные игры той или иной сложности…Кстати, рассказы можно читать не только как ребусы, но и просто как рассказы, ничего от такого чтения они не теряют.
О романе «Город из пара»
Что до литературных жанров, то и тут «Город из пара» демонстрирует мастерство, с которым Карлос Руис Сафон творит собственную, неподражаемую литературу. В ней можно найти элементы романа воспитания, исторического и готического романа, триллера, романтической прозы, не говоря уже об умелом использовании приема «рассказ в рассказе»
Эмиль де Розьерс Кастеллайн.
Случилось, что роман «Лабиринт призраков» (El Laberinto de los Espiritus), которым Карлос Руис Сафон завершил тетралогию, объединенную серией «Кладбище забытых книг», стал последним произведением, опубликованным при жизни писателя. Читателям по всему миру оставалось сожалеть о горькой утрате и хранить впечатления от созданных им миров. Как вдруг вышел авторский сборник рассказов «Город из пара». На русском языке последнее издание было опубликовано в 2023 году.
В планах Карлоса Руиса Сафона было собрать в одну книгу рассказы, напечатанные в разное время, и те, что еще не публиковались. Этот сборник не простое собрание всех рассказов писателя – его замысел гораздо шире. Автор задумывал его как цельный и значимый сам по себе труд, как дань признательности читателям, живущим в книжном мире саги «Тень ветра», «Игра ангела», «Узник неба», «Лабиринт призраков». Издателям пришлось отложить публикацию сборника сначала из-за близившегося выпуска тетралогии, а потом из-за болезни автора. Но вышло, что этот сборник в связи с посмертным характером публикации стал данью памяти любимому многими читателями писателю-современнику.
Уникальная по своему содержанию книга «Город из пара» включает 11 рассказов. Большинство из них были опубликованы в разное время в издании, не предназначенном для продажи. Только один рассказ из включенных в сборник, «Двухминутный апокалипсис», можно было прочитать раньше: в The cultivating thought author series, Чипотле (в серии текстов, предназначенных для широкого распространения через известную в мире сеть ресторанов мексиканской кухни. Несколько рассказов напечатаны впервые: «Бланка и прощание», «Безымянная», «Сеньорита из Барселоны». Автор передал их издателям вместе с поручением собрать воедино его ранние публикации, сделав этим прощальный подарок своим читателям.
В рассказах встречаются не только новые имена, но и знакомые по другим произведениям герои. Истории «Города из пара» расширяют горизонты литературного мира, который разворачивается в цикле «Кладбище забытых книг» и от первой до последней рассказанные истории переплетаются голосом рассказчика, хронологией или деталями, рисуя целую вселенную из пара. Получают развитие неизвестные доселе стороны жизни и личности того или иного персонажа, вдруг возникает история легендарной библиотеки, и многое еще.
На страницах книги альтернативная мистическая Барселона, где каждый переулок помнит роковую тайну, предстает будто живой, особый и вместе с тем центральный персонаж, вмещающий в себя всех и все, что там происходит, и через этот персонаж приоткрывается завеса таинственных, мистических, пугающих и будоражащих воображение происшествий.
«Кафедральный собор Барселоны» Художник Хосе Муссон Абриль (Марторель)
«Бланка и прощание»
Повествование ведется от лица 8-летнего мальчика Давида. Он встречает девочку на улицах своего квартала и по воле случая завязывает знакомство, хотя у детей неравное социальное положение: «нас разделяла улица шириной в несколько метров и длинные лиги незримых законов». Мальчик никогда не задумывался о месте, где он живет, и когда получил его нелестную характеристику от девочки, не нашелся, что возразить. Мир этот выглядел следующим образом: «здесь плохо пахнет, темно, холодно, люди некрасивые и много шумят». Девочка была старше Давида года на два, звали ее Бланка. Но, воспитанная в другой среде, она обладала добрым сердцем и была очень одинокой. То, что происходит потом, предвосхищает жутковатый образ квартала, где «Гаргульи и барельефы виднелись в промежутках между старинными разрушенными дворцами и зданиями, будто скалы на обрывистом берегу из окон и башен», где «тень этих улиц, где стены, казалось, сливаются воедино, превращаясь в сплетение туннелей». Эта история с неоднозначным туманным концом, на что обращает внимание читателя эпиграф к ней: «Из воспоминаний, никогда не сбывшихся, некоего Давида Мартина».
«Безымянная»
В рассказе фигурирует Барселона 1905 года. В этой истории – девушка, кладбище, старая фабрика книг «ее экстравагантный силуэт дыбился башенками и висячими мостами, будто какой-то дьявольский архитектор нашел способ посмеяться над законами перспективы», незнакомые люди – мужчины и женщины, и дама в белом, безысходность и теплящаяся надежда на помощь.
«Сеньорита из Барселоны»
Рассказ о Лайле, принесенной в жертву собственным отцом из-за голода и непогашенных долгов, и, как узнает читатель из рассказа, не только из-за этого. Проклятием для ее отца оказалась фотостудия, унаследованная им от наставника. Деятельность студии была большей частью сосредоточена на семейных торжествах, а специальностью этого заведения были ритуальные услуги и похороны. Однажды репутация «портретиста сумерек» принесла Эдуардо Сентису заказ от семьи, которую постигло горе, на выполнение которого он захватил малолетнюю дочь Лайлу. Отец пошел на сделку с совестью, и это привело к необратимым последствиям, а впоследствии и к страшному предательству по отношению к родному человеку.
«Огненная роза»
Эта история о строителе лабиринтов, которого звали Эдмонд де Луна. Он оказался единственным выжившим на корабле, прибывшем в Барселону с Востока. Произошла она в 1454 году от Рождества Христова. При этом человеке была обнаружена таинственная тетрадь, которая попала в руки одному великому алчному инквизитору, а тот привлек к толкованию текста печатника Семпере, знавшему «больше языков, чем полагалось доброму христианину»:
Всю ночь книгопечатник Семпере читал и переводил великому инквизитору секретный дневник Эдмонда де Луны, искателя приключений и носителя проклятия, которое со временем наслало зверя на Барселону.
«Пла де ла Бокерия» Художник Ахилле Баттистуцци
«Князь Парнаса»
Шел год 1616 от Рождества Христова. Антони де Семпере, которого называли «делатель книг», пришел на некогда условленную встречу. В рассказе читатель встретит известное имя Мигеля де Сервантеса и узнает историю, которую тот поведал своим сотрапезникам:
И вино, которое делает людей откровенными, когда это меньше всего требуется, и придает отваги, когда лучше было бы оробеть, подвигло Сервантеса рассказать историю внутри истории, а именно то, что убийцы и безумцы называют правдой.
В конце рассказа читателя ждет сюрприз от Карлоса Руиса Сафона в виде пояснения, что послужило ему основой для написания этой истории.
«Рождественская легенда»
История, произошедшая в былые времена в Барселоне, связана с именем адвоката по имени Эвели Эскрутс, сколотившего свое состояние на том, что защищал интересы безжалостных губителей и властителей судеб других людей. Он имел страсть к шахматным партиям, и каждое Рождество, в сочельник, его прислужница отыскивала и приводила в дом соперников. Сколько времени продолжался такой ритуал, неизвестно, но случилось то, о чем ходит молва и по сей день.
«Алисия на заре»
История началась в один декабрьский день 1938 года в военное время. И случилась она с парнем, который служил у ростовщика, поручившего ему проследить за одной дамой. Вышло так, как вышло. А могло ли выйти по-другому? Рассказ наводит на глубокие размышления.
«Люди в сером»
На ветхой скамейке в Ретиро происходит встреча со связным. Затем действие переносится в Барселону 1942 года. Обученному ремеслу наемного убийцы предстоит задание в городе, в который он дал себе слово никогда не возвращаться. И уже тянется цепь событий, и близится развязка.
«Женщина из пара»
Это рассказ из жизни человека, отбывшего тюремный срок, каждая глава жизни которого неизменно начиналась с фразы «Здесь какая-то ошибка». Его приютила молодая девушка Лаура. И вот однажды в дом пришли люди, и мужчине открылась ужасающая тайна. Эта история – о мгновениях счастья и вечной любви.
«Гауди на Манхэттене»
Знакомство с Гауди навсегда переменило судьбу молодого человека Миранды, который прибыл в Барселону учиться на архитектора. Шел 1908 год. У Гауди была мечта, которую он непременно хотел осуществить, и потому ввязался в один сомнительный проект. Дальше великому Гауди предстоит незабываемая встреча, а талантливому архитектору Миранде – судьбоносное решение.
«Двухминутный апокалипсис»
Это завершающая книгу история. Она о встрече мужчины с девушкой, которая сказала, что мир подходит к концу, о желаниях, и о том, что значит счастье.
Картина La Pedrera Barcelona (Дом Мила). Художник Хосе М. (Мираллес)
В произведениях Карлоса Руиса Сафона сокрыта безмерная глубина философских размышлений, захватывающая атмосфера, погружающая своих читателей в мир, где все так реально, но в то же время таинственно и непредсказуемо, в мир мистического реализма.