Тема бедности в художественной литературе
Бедность – состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности человека. Испокон веков она считается одной из наиболее острых социальных проблем общества.
Само слово «бедность» происходит от праславянского běda, которое обозначало «неприятность», «несчастье». То есть видно, что слова «беда» и «бедность» изначально были родственными.
Безусловно, с течением времени понятие бедности тоже менялось. Раньше при отсутствии каких-либо социальных институтов часто оно означало непосредственную борьбу человека за жизнь – поиски пропитания и ночлега на каждый день. Сегодня нехватка денег часто означает отсутствие доступа к комфортным условиям жизни, хорошему питанию, медицине и качественному образованию.
Впрочем, бедность – это не просто отсутствие денег, а системная проблема, которая лишает человека многих возможностей, ухудшает качество жизни и ограничивает будущее. Государство и общество стараются бороться с бедностью, потому что она вредит не только отдельным людям, но и экономике в целом.
Бедность – одна из ключевых социальных и философских тем в мировой литературе. Она раскрывается через судьбы героев, их быт, психологические переживания и взаимоотношения с обществом. Писатели разных эпох использовали эту тему для критики социального неравенства, демонстрации человеческого достоинства в тяжелых условиях и размышлений о справедливости.
О бедности и шире – несправедливости в классовом обществе в большой или меньшей степени было написано огромное число произведений. В советское время эта тема была благодатной для того, чтобы показать недостатки капитализма и преимущества тогдашнего социализма, где нет богатых и бедных. Именно поэтому как среди зарубежных, так и среди русских дореволюционных писателей большой популярностью пользовались именно те, лейтмотивом произведений которых был показ социальной дискриминации через образы бедных.
Виктор Васнецов «С квартиры на квартиру». 1876. Холст, Масло. Государственная Третьяковская галерея
Из этого массива литературы мы решили взять два романа XIX века – зарубежный (английский) и отечественный, написанные с небольшой разницей между собой (8 лет). Первый – это «Приключения Оливера Твиста» Чарльз Диккенс, второй – «Бедные люди» Федора Достоевского.
Энциклопедия Викторианской Англии
В числе зарубежных авторов, которые писали о бедности как серьезнейшей проблеме общества и которых поэтому активно печатали в нашей стране, был Чарльз Диккенс. В частности, эта тема стала центральной в его романе «Приключения Оливера Твиста» (1838). Через нее он обличает социальные пороки викторианской Англии: жестокость системы работных домов, детскую эксплуатацию, равнодушие богатых к страданиям бедняков. Писатель не просто описывает нищету, но показывает, как она калечит судьбы, а также – в редких случаях – становится испытанием, раскрывающим силу духа.
Прежде чем непосредственно говорить об этом произведении, необходимо понять его исторический контекст. Начало Викторианской эпохи датируется 1837 годом, когда на английский престол взошла королева Виктория. Ее царствование продолжаюсь в течение 63 лет вплоть до 1901 года. Промышленная революция в Британии привела к росту числа заводов, складов, магазинов. Отмечался быстрый прирост населения и, соответственно, перенаселенность городов. Это во многом и порождало основные социальные проблемы и нагнетало социальную напряженность. Появление новых рабочих мест не облегчило положение рабочих и условия их жизни. Для рабочих кварталов промышленных городов была характерна антисанитария. Повсеместно использовался детский труд, а низкие зарплаты соседствовали с плохими условиями труда и изнуряюще долгим рабочим днем.
Голод в связи с высокими ценами на продукты питания при низкой заработной плате, высокие цены за аренду квартиры, непосильные налоги для большинства населения гнали огромную часть населения на улицы. Нужда и холод заставляли людей любым способом зарабатывать деньги, порой далеко не законным. Все это вело человека к моральной и физической деградации.
В романе «Приключения Оливера Твиста» изображена жестокая жизнь лондонских низов, детская нищета и эксплуатация. Диккенс обличает общество, равнодушное к страданиям бедняков. Основная его идея «заключается в критике социального неравенства и жестокости викторианского общества.
Обложка книги
Незадолго до того, как писатель взялся за это произведение, в Англии был принят так называемый закон о бедных и открыты работные дома. Диккенс иронично писал: «Всем нищим было предоставлено на выбор две возможности (ибо, понятное дело, никто никого насиловать не хотел!): или медленно умирать с голоду в работном доме, или умереть быстрой смертью вне его стен».
В таком работном доме и начинается история Оливера Твиста, чья мать скончалась, и мальчик оказывается в приюте. Сироты голодают, и Оливер решается попросить добавки, за что его наказывают и отправляют к гробовщику. Мальчик не знает ни любви, ни ласки, ни добра, он постоянно подвергается издевательствам, побоям, голоду.
Оливер Твист и его товарищи уже три месяца переносили муки медленного голодания и в конце концов дошли до такого ужасного состояния от голода, что один мальчик, который был очень высокого роста для своих лет и никогда до сих пор не подвергался ничему подобному, намекнул своим товарищам, что если ему не прибавят кашицы, то он боится, что в одну прекрасную ночь съест спящего рядом с ним малыша, очень хилого и совсем еще маленького. Глаза у него при этом были сумасшедшие и голодные, а потому все поверили ему. Мальчики собрали совет, на котором бросили жребий, кто должен вечером подойти к смотрителю и спросить у него прибавки. Жребий пал на Оливера Твиста.
Однажды ему удается сбежать в Лондон, где он попадает в шайку воров. После одного неудачного ограбления Оливер знакомится с добрым господином Браунлоу, который приютил мальчишку. Но история не заканчивается хеппи-эндом, по крайней мере не в этот момент: дальше сюжет примет лихой оборот, ведь у Твиста обнаружатся неожиданные родственники, а вся эта банда не что иное, как попытка лишить Оливера наследства.
Только чистота, а также поддержка влиятельных друзей, помогли Оливеру выйти с честью из всех испытаний, узнать правду о своём происхождении и даже обрести семью.
Кадр из фильма «Оливер Твист» (2005), режиссер Роман Полански
В творчестве Диккенса «Приключения Оливера Твиста» занимают особое место. Это первая весточка социальных, серьезных романов писателя, где он отражает современный ему мир и социальное неравенство. Все это, в том числе и условия жизни в работных домах или сиротских приютах, было хорошо известно Диккенсу: он работал репортером и по долгу службы. Вопрос бедности в тот момент, когда абсолютное большинство было нищими, приобретал общенациональный масштаб, и, казалось, никто ничего не мог с этим поделать (ну или не хотел).
Изначально Диккенс хотел написать это произведение в жанре уголовного романа, который в то время был очень популярен в Англии. Но в процессе работы он быстро понял, что такой жанр не совсем то, что ему нужно. Его больше интересовала социальная сторона жизни и насущные проблемы людей. Поэтому в первых главах он уделяет столько внимания описанию порядков в работном доме: пусть жестокость не шокирует вас – как уже было сказано, все на этих страницах достоверно. Но при этом Диккенс не забывает использовать и иронию, и юмор, а еще рисует удивительно сентиментальный и мелодраматический образ Оливера, к которому читатель однозначно проникается сочувствием.
Через историю маленького сироты Оливера Твиста, который сталкивается с бедностью, эксплуатацией и жестокостью, автор показывает, как система социальных учреждений и отношение к низшим слоям населения часто усугубляют их страдания.
Бездыханные надежды
Русские писатели часто обращались к теме бедности и нищеты, поскольку она была широко распространена в России XIX века. При этом они изображали ее не только как отсутствие материальных благ, но и как состояние души, разрушительное для личности и общества в целом.
Очень глубоко исследовал и отобразил бедность Федор Достоевский. Так, в романе «Бедные люди» (1846), представляющем собой переписку главных героев – мелкого чиновника 47-летнего Макара Девушкина и 17-летней девушки-сироты Вареньки Доброселовой, бедность героев является одной из доминантных тем.
При этом автор не просто показывает со стороны бедного человека, как часто делали его предшественники, а выводит образ своего персонажа на новый уровень – перед читателем предстает самосознание, точка зрения так называемого бедного человека.
Обложка книги
Макар Девушкин носит чин титулярного советника. Это довольно невысокий чин:
«Этот, так же как и я, титулярный советник, и мы с ним во всем нашем ведомстве чуть ли не самые старые, коренные служивые…» (письмо Макара от 3 августа).
Он принадлежит к сословию мещан, то есть бедных городских жителей. Судя по всему, отец его был крестьянином или мещанином:
«Не графского рода! Родитель мой был не из дворянского звания и со всей-то семьей своей был беднее меня по доходу. Я не неженка!…» (письмо Макара от 12 апреля).
Всю свою жизнь он прожил в одиночестве и бедности на съемных квартирах:
«Неужели ж вы так всю свою жизнь прожили, в одиночестве, в лишениях, без радости, без дружеского приветливого слова, у чужих людей углы нанимая? Ах, добрый друг, как мне жаль вас!» (Варенька о нем, письмо Вареньки от 8 апреля).
О внешнем виде Макара известно из этих писем:
«…Мне без пуговок быть нельзя; а у меня чуть ли не половина борта обсыпалась!…» (письмо Макара от 4 августа).
«Мой фрак старый продам и в одной рубашке стану ходить по улицам, а уж вы у нас нуждаться не будете…” (письмо Макара от 28 июня).
«Ну что бы я тогда, например, с моими сапогами стал делать? Они у меня, замечу вам мимоходом, маточка, почти всегда в заплатках, да и подметки, по правде сказать, отстают иногда весьма неблагопристойно» (письмо Макара от 26 июня).
«Посмотрите ка на себя, в каком вы старом платье ходите. Срам! Всё в заплатках. Нового то у вас нет; это я знаю, хоть вы и уверяете, что есть» (Варенька о его одежде, письмо Вареньки от 20 июня).
Варенька и раскрывается в романе иначе, чем Макар Алексеевич: не столько в письмах, сколько в дневниковых «записках» – воспоминания о прошлом, о горьком детстве и нескольких счастливых днях в юности. Она получила некоторое образование (в пансионе), и ее литературные способности могут показаться очевиднее, заметнее «литературности» Макара Алексеевича, но ее гладкопись вторична, стилизована под сентиментальный образец (особенно в описании природы) – язык же Девушкина, при всей корявости и болтливости, самобытен, пластичен, выразителен, и к концу романа у него наконец «слог <…> формируется».
Макар всем сердцем любит Вареньку. Он утверждает, что испытывает к ней исключительно отцовскую, родственную любовь, но, судя по всему, его чувства к Вареньке перерастают во влюбленность. Макар понимает, что он беден и что он старше Вареньки на 30 лет. Вероятно, в какой-то момент у него возникает надежда жениться на ней, но именно из-за нищеты он не может себе этого позволить:
«Об вас вспоминал с умилением в молитве. Вы одни, ангельчик, укрепляли меня, вы одни утешали меня, напутствовали советами благими и наставлениями. Я этого, маточка, никогда забыть не могу. Ваши записочки все перецеловал сегодня, голубчик мой!» (письмо Макара от 11 сентября.)
Николай Каразин. Иллюстрация к роману «Бедные люди», 1893
К сожалению, Варенька выходит замуж за господина Быкова и уезжает из Петербурга в провинцию. Там она, вероятно, умирает от болезни, которая беспокоила ее последнее время. Несчастный Макар остается один в Петербурге. В последнем своем письме, не полученном Варенькой, он признается, что непременно умрет из-за разлуки с ней:
«Где мне вас найти потом, ангельчик мой? Я умру, Варенька, непременно умру; не перенесет мое сердце такого несчастия! Я вас, как свет господень, любил, как дочку родную любил, я все в вас любил, маточка, родная моя! и сам для вас только и жил одних! Я и работал, и бумаги писал, и ходил, и гулял, и наблюдения мои бумаге передавал в виде дружеских писем, все оттого, что вы, маточка, здесь, напротив, поблизости жили» (последнее письмо Макара, без даты)
Бедные люди романа воспринимают все несчастья, выпавшие на их долю, как гонения судьбы. Даже когда Девушкина возмущают контрасты роскоши и нищеты, его «вольнодумство» не идет дальше обиды на «ворону-судьбу». Они не ропщут против Бога. Более того, во всем добром, что им досталось, видится им «промысел Божий».
Критика 1840-х годов широко откликнулась на «Бедных людей», о романе писали рецензенты многих авторитетных органов печати. Принципиально важны оценки Виссариона Белинского и Валериана Майкова, уловивших важнейшие и перспективные черты творческого метода Достоевского.
«Видение на Неве» вплотную подводит к замыслу первого произведения Достоевского. В «Бедных людях» он развивает излюбленную тему русской литературы 40-х гг. XIX в. – тему маленького, бессильного, забитого человека, начатую Александром Пушкиным в его «Станционном смотрителе» и достигшую своей вершины в знаменитой «Шинели» Н. В. Гоголя. В повести «Шинель» Николая Гоголь изображает бедного чиновника Акакия Акакиевича, тупого, забитого и бессловесного. Ценой нечеловеческих лишений он собирает деньги на покупку новой шинели. Но ее у него крадут, и он умирает от отчаяния и горя. Герой «Бедных людей» Макар Девушкин тоже бедный и жалкий чиновник, также всю жизнь переписывает бумаги, над ним издеваются сослуживцы, его распекает начальство. Достоевский оказался внимательным читателем гоголевской повести, но вместе с тем ученик бунтует против своего учителя.
Процесс пробуждения личности в маленьком человеке, глубокое проникновение во внутренний мир этого человека, так поразившее Белинского, – вот то новое, что внес Достоевский в первый роман. Он проследил, как униженное и оскорбленное существо начинает сознавать в себе человека и даже делает робкую попытку бунтовать против разделения людей на бедных и богатых. Встреча с Варенькой и явилась для Макара Девушкина решающим толчком для проявления социального протеста.
Достоевского, в отличие от Гоголя, интересует не только «бедность» бедного человека, но и искаженное под влиянием нищеты сознание «забитого» человека. Достоевский анализирует бедность как особое душевное состояние человека.
В заключение отметим, что тема бедности в литературе многогранна: она может быть социальным обвинением, испытанием для героя или символом духовного поиска. Через изображение нищеты писатели заставляют читателя задуматься о справедливости, милосердии и истинных ценностях жизни.