+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовостиТема смерти в художественной литературе

Тема смерти в художественной литературе

 

«Человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен».

 М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Тема смерти в художественной литературе – одна из ключевых, так как она затрагивает фундаментальные вопросы человеческого существования: смысл жизни, страх перед неизвестностью, религиозные и философские представления о загробном мире, трагедию утраты и память об ушедших. Она присутствует с древних времен и актуальна до настоящего момента в различных жанрах.

 

Эволюция отражения темы смерти в литературе  

Своими корнями тема смерти в мировой литературе уходит к античным мифам: в них вообще она занимала центральное место. Древнегреческая культура, в отличие от современных представлений, характеризовалась спокойным отношением к смерти, обусловленным верой в существование всем известного загробного мира, куда отправлялись души усопших.

Один из таких ярких примеров – древнегреческий миф об Орфее и Эвридике. Великий певец Орфей и прекрасная нимфа Эвридика полюбили друг друга, но их счастью не суждено было продлиться долго. Эвридика умерла от укуса змеи, и Орфей, движимый любовью, отправился в царство мертвых, чтобы вернуть жену. Орфей даже покорил владыку мертвых – Аида своими песнями о любви, и тот согласился отпустить Эвридику, но с одним условием:

 «…Ты пойдешь следом за богом Гермесом, он поведет тебя, а за тобой будет идти Эвридика. Но во время пути по подземному царству ты не должен оглядываться. Помни! Оглянешься, и тотчас покинет тебя Эвридика и вернется навсегда в мое царство».

Но Орфей не выдержав, обернулся и потерял Эвридику навсегда:

Словно окаменев, стоял Орфей, охваченный отчаянием. Ему пришлось пережить вторичную смерть Эвридики, а виновником этой смерти был он сам.

Все последующие попытки вернуться в царство мертвых оказались тщетны.

Обложка книги

 

В эпоху Средневековья тема смерти в произведениях связана с влиянием христианской идеологии. Кончина становится наказанием за грешную жизнь, но при этом считается концом земных мучений. Пример – жития святых, где основными идеями главных персонажей стали беспрекословное служение Богу и прижизненное усмирение плоти.

Со временем смысл смерти в художественной литературе поменялся, перестав быть концом жизненного пути. Писатели с легкостью стали включать в свои истории персонажей, чья судьба была предрешена скорой смертью.

В эпоху романтизма в литературе появляется мистическая стилистика, где персонажи встречаются с пугающими потусторонними силами. Например, Василий Жуковский написал тексты с мистическим уклоном, где ярко описано явление мертвецов и демонов героям повествования (баллады «Светлана», «Людмила», «Ундина»).

В XX веке в СССР в рамках соцреализма тема смерти часто подавалась через призму героизации, но с определенными идеологическими ограничениями, например когда герой умирает не просто так, а ради революции, строительства социализма или защиты Родины во время войны. Трагедия, не связанная с борьбой (например, суицид, случайная гибель), обычно не допускалась – это считалось «буржуазным пессимизмом».

 

В современной литературе смерть центрального персонажа используется часто как завязка сюжета, став популярным ходом, позволяющим создать оригинальное повествование. Например, в фэнтези это нередко приводит к описанию жизни после смерти уже в другом мире, а в детективных историях, где вообще часто присутствует смерть, – к захватывающему расследованию.

Сегодня мы рассмотрим, как писатели используют тему смерти (убийства) в двух романах детективного жанра.

 

Смерть персонажа – начало головоломки

Французский писатель Мишель Бюсси в своей истории-головоломке «Черные кувшинки» (2011) сразу же с первых страниц погружают читателя в атмосферу загадочного убийства, чтобы построить многослойное и запутанное повествование.

Действие в книге происходит в деревне Живерни, где когда-то жил и работал художник, один из основателей импрессионизма Клод Моне (1840–1926).

 

Обложка книги

 

Однажды в саду Моне происходит убийство. Хотя все описанные в произведении события – вымысел, многие факты и описания мест – географические и мемориальные подробности, сделанные Бюсси, соответствуют действительности.

«Кувшинок» Моне могло вообще не быть – а все из-за этой мельницы. Дело в том, что и мельница, и сад Моне стоят на одном и том же ручье. Моне хотел сделать запруду, поставить затворы и повернуть русло, чтобы у него в саду образовался пруд, но деревенские жители воспротивились.

Жертвой оказался хирург-офтальмолог Жером Морваль, поклонник импрессионизма.

Пальцы Серенака извлекли из кармана куртки покойника смятый клочок картона. Инспектор присмотрелся. Почтовая открытка. На лицевой стороне – репродукция картины Моне «Водяные лилии», они же «Нимфеи», они же «Кувшинки». Этюд в голубых тонах. Таких открыток в мире продаются миллионы. Серенак перевернул ее.

Текст, написанный печатными буквами, отличался лаконичностью: «ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ. С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!»

 

Клод Моне «Кувшинки», 1906 г.

 

Это дело поручили инспектору Лоренса Серенака и его подчиненного Сильвио Бенавидиша. При расследовании детективы сталкивается со множеством тайн, и каждая новая улика приводила их к неожиданным поворотам. Ключевыми в этом деле стали три версии, на которых сосредоточились детективы: первая – убийство на почве страсти, вторая – связана с живописью, третья – с одиннадцатилетним ребенком.

— Вторая версия связана с живописью. С его картинами и теми, которые он мечтал приобрести. Ну вы помните: Моне, «Кувшинки»… Почему не предположить, что он вышел на торговцев крадеными произведениями искусства? На черный рынок? Там крутятся большие деньги…

Все три версии связаны с тремя женщинами, которые мечтали уехать из Живерни.

Странное желание – покинуть Живерни, вы не находите? Но все три считали эту милую деревню тюрьмой. Вернее, большим и красивым садом, окруженным прочной решеткой с крепко запертыми воротами. Чем-то вроде территории сумасшедшего дома. Или картиной-обманкой. То есть такой картиной, на которой изображение сливается с окружающей реальностью. Искусствоведы называют этот прием «тромплей». На самом деле третья, самая младшая, искала отца. За пределами деревни. Вторая искала любовь. А первая, самая старая, кое-что знала и про вторую, и про третью.

 

В действительности же все не так очевидно, как может показаться на первый взгляд. Расследование представляет собой сложную головоломку, и читателю будет непросто найти ее решение, пока он не доберется до последних страниц книги.

 

«Убийца – это не профессия… Обычно это занятие на стороне»

Факт смерти (убийства) тоже является завязкой романа австралийской писательницы Сулари Джентилл «Женщина в библиотеке», в котором детективная линия переплетается с психологической драмой и триллером, а повествование ведется в формате «книга в книге».

 

Обложка книги

 

События книги разворачиваются в Бостонской публичной библиотеке.

Писать книгу в Бостонской публичной библиотеке было ошибкой. Она оказалась слишком великолепной. Можно провести часы, просто разглядывая потолок в читальном зале. А ведь мало кто может писать книги задрав голову. Потолок же, казалось, во всех смыслах смотрел свысока, осуждая. Дразнил архитектурным совершенством, которого нельзя было достичь, бездумно расставляя друг за другом слова. Хотелось начинать с огромных арок, возвести великолепный фундамент и после добавить деталей – сотворить нечто зрелищное, симметричное, целостное. К сожалению, я пишу не так.

 

Фредди, Каин, Уит и Кэролайн, будучи незнакомы друг с другом, оказались связаны трагическим событием: они стали свидетелями убийства. Хотя, никто из них не видел самого преступления, но они все слышали крик жертвы. Через восемь часов полиция нашла тело девушки.

Оказывается, тело обнаружили в галерее Шаванна, где происходили приготовления к запланированному на следующий день мероприятию. Женщину звали Кэролайн Полфри.

 

Таким образом, четыре незнакомца оказываются в центре загадочного убийства. Распутывая клубок событий, постепенно раскрываются и их собственные, тщательно скрываемые тайны. Нависшее над ними подозрение, что убийца может быть одним из них, заставляет их сблизиться, чтобы выжить и докопаться до истины.

Сулари Джентилл очень старается посеять в своей героине, а вместе с ней и в читателе, зерно сомнения. Всеми силами намекая на одного конкретного персонажа, выдавая бесконечные компрометирующие подробности, нас плавно подводят к якобы неожиданной развязке.

Помимо основной сюжетной линии, развивается история Ханны Тайгон, писательницы, и Лео, поклонника из Бостона. Он читает главы книги Ханны и комментирует их. Постепенно дружеские комментарии Лео перерастают в навязчивые указания относительно развития сюжета книги, а затем и в прямые угрозы ее жизни.

В книге очень много размышлений о литературе, о том, как она влияет на жизнь людей – дарит вдохновение, поддержку и помогает лучше узнать самого себя.

… книги ведут читателя к смыслу. Постигает его он сам, но мы указываем путь. Полагаю, моральные принципы писателя влияют на доверие читателя к тому, что ему пытаются сказать.

 

Книга М. Бюсси «Черные кувшинки» доступна для прослушивания в библиотеке Михайлова (в LKF-формате). Книга С. Джентилл «Женщина в библиотеке» доступна для прочтения на сервисах электронных и аудиокниг «Литрес» и «Яндекс.Книги».

20 мая 2025


Up!