«Вишневый сад» Антона Чехова: о чем на самом деле знаменитая комедия
Последняя и самая известная пьеса Антона Павловича Чехова была закончена в сентябре 1903 года, а уже в 1904-м поставлена на сцене в МХТ. «Вишневый сад» до сих пор остается актуальным, а споры вокруг сюжета пьесы и ее значения не угасают. Советская критика упрощала «Вишневый сад», сводя его к социальной аллегории, тогда как истинная глубина пьесы – в философском пессимизме и тонком психологизме.
Обложка
Как трактовали «Вишневый сад» в советское время
В СССР пьесу часто рассматривали через призму классовой борьбы и исторического прогресса. В интерпретации произведения на первый план критики выдвигали прежде всего гибель «паразитического» дворянства – Раневская и Гаев изображались как безвольные, инфантильные представители уходящего класса, неспособные адаптироваться к новым условиям. Их бездействие и ностальгия по прошлому трактовались как обреченность старого мира.
Восходящая буржуазия – Лопахин, несмотря на деловитость, оценивался неоднозначно: он прогрессивен (развивает экономику), но ограничен меркантильными интересами (рубит сад ради дач).
Считалось, что будущее за революционной молодежью – Трофимов (студент-идеалист) и Аня (дочь Раневской) символизировали надежду на социалистические преобразования. Хотя сам Чехов относился к Трофимову иронично, советская критика видела в нем прообраз революционера.
Таким образом, вишневый сад показывался как символ отжившего крепостничества – его гибель считалась исторически неизбежной, а ностальгия по нему – реакционной.
Советские постановки часто делали акцент на социальном конфликте, подчеркивая неизбежность смены эпох.
Но о чем же на самом деле пьеса? Пойдем по порядку.
Почему сад именно вишневый
Прежде всего необходимо понять: почему сад именно вишневый? Сегодня этот вопрос не самый частый, но в контексте пьесы Чехова – очень важный. Мало кто задумывается над тем, как выглядят вишневые сады и были ли они в дворянских усадьбах. А между тем Бунин в начале XX века возмущался: «Вопреки Чехову, нигде не было в России садов сплошь вишневых: в помещичьих садах бывали только части садов, иногда даже очень пространные, где росли вишни, и нигде эти части не могли быть, опять-таки вопреки Чехову, как раз возле господского дома, и ничего чудесного не было и нет в вишневых деревьях, совсем некрасивых, как известно, корявых, с мелкой листвой».
В Центральной России вишневых садов в барских усадьбах действительно не было. И исследователи творчества Антона Чехова, рассуждая о том, почему драматург выбрал именно эти деревья, выдвигают две версии, которые, впрочем, не противоречат друг другу.
Первая: действие происходит на юге. Так, Лопахин едет в Харьков, а Варя мечтает пойти «по святым местам» сначала в Киев, а уже потом в Москву. Вторая версия заключается в том, что «вишневый сад» для Чехова – это метафора.
«Вишня у дома». Художник Павел Еськов. Холст, масло, 2014 г.
Абсолютно непрактичные (хоть Фирс и говорит, что в «прежние времена» сад приносил доход) и с прекрасным летучим цветом (что бы ни утверждал Бунин), вишневые деревья становятся символами уходящего времени и умирающих дворянских гнезд.
Кстати, изначально Чехов хотел назвать пьесу «Ви́шневым садом», но затем поменял ударение и сад стал «Вишнёвым». Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» объясняет эту перемену так: «Ви́шневый сад – это коммерческий, приносящий доход и потому нужный владельцам. Но вишнёвый сад дохода не приносит, он хранит в себе и своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни».
Почему «Вишневый сад» – комедия
Не только сейчас, но и в 1904 году, когда пьеса была поставлена впервые, мало кто понимал, почему Чехов отнес ее к жанру комедии. После премьеры Антон Павлович писал жене Ольге Книппер-Чеховой: «Почему на афишах и в газетных объявлениях моя пьеса так упорно называется драмой? Немирович и Алексеев в моей пьесе видят положительно не то, что я написал, и я готов дать какое угодно слово, что оба они ни разу не прочли внимательно моей пьесы».
Несмотря на успех «Вишневого сада», сам автор остался глубоко раздосадован премьерой, он видел, что актеры сыграли «драму».-21
Пьеса действительно трагична по своему сюжету, но вместе с тем там есть множество смешных сцен и героев. Падающий с лестницы Петя, фокусы приживалки Шарлотты, очаровательный и глуповатый Симеонов-Пищик. Интересны и в какой-то мере смешны и диалоги героев. Персонажи не слышат друг друга и говорят каждый о своем:
Любовь Андреевна. Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой… (Плачет) И теперь я как маленькая… (Целует брата, Варю, потом опять брата) А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала… (Целует Дуняшу).
Гаев. Поезд опоздал на два часа. Каково? Каковы порядки?
Шарлотта (Пищику). Моя собака и орехи кушает.
Пищик (удивленно). Вы подумайте!
Фото одной из современной постановок пьесы «Вишневый сад» – МХАТ им. Горького
Зачем все это нужно автору? Как кажется, лучше всего на этот вопрос ответил Владимир Набоков: «Чехов писал печальные книги для веселых людей; я хочу сказать, что только читатель с чувством юмора сумеет по-настоящему ощутить их печаль».
Вероятно, обозначение жанра для Чехова было равносильно ремарке, характеризующей настроение произведения: играть (или читать) как комедию. Именно так, на фоне смешного мы сможем отчетливее увидеть трагичное.
Почему старого Фирса забыли
В четвертом действии и Аня, и Варя, и сама Раневская интересуются, отправили ли Фирса в больницу. Все уверены, что он в безопасности, но в последней сцене старый слуга появляется в заколоченном и теперь уже брошенном доме и произносит, пожалуй, самый трагичный (или даже трагикомичный!) монолог:
Заперто. Уехали… (Садится на диван.) Про меня забыли… Ничего… я тут посижу… А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал… (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел… Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил… (Ложится.) Я полежу… Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотёпа!.. (Лежит неподвижно.)
-21
Он действительно недотепа, как и все герои пьесы, которые умудрились забыть живого человека. Но есть в его смерти и глубоко символический смысл: в отличие от остальных персонажей «Вишневого сада», которые отправляются в новую жизнь, он не может существовать без этой усадьбы и этого имения. Воля для него (имеется в виду крепостная реформа 1861 года) – это несчастье. Так что старый слуга умирает вместе с уходом в прошлое красивой эпохи дворянских гнезд.
Почему Раневская продает сад
У Раневской был шанс сохранить хотя бы часть своего сада. Исследователи обращают внимание на то, что из усадьбы Раневской видна дорога в усадьбу Гаева, а в последнем, четвертом действии к ним приходят попрощаться мужики, явно из ближайших деревень, которые входили в старое имение. Это значит, что брат и сестра – Любовь Андреевна Раневская и Леонид Андреевич Гаев – владели довольно большой территорией, и, следуя спасительному плану Лопахина, не обязательно было вырубать весь сад, как советовал купец:
Вы будете брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, все разберут. Одним словом, поздравляю, вы спасены. Местоположение чудесное, река глубокая. Только, конечно, нужно поубрать, почистить… например, скажем, снести все старые постройки, вот этот дом, который уже никуда не годится, вырубить старый вишневый сад…
Актриса Ольга Книппер в роли Любови Раневской.
Так почему же Раневская отказалась предпринимать хоть какие-то действия? Не только из-за сантиментов и любви к старому дому. Она сама признается, что всю жизнь сорила деньгами как сумасшедшая, так что не привыкла действовать практически и предпочла пустить все на самотек. Другая причина – ее возвращение в Париж. Пять лет Раневская прожила во французской столице – и теперь решила вернуться к своему любовнику, который ранее обобрал ее до нитки.
О чем на самом деле «Вишневый сад»
По мнению современных критиков, эта пьеса – прежде всего трагедия красоты и памяти: сад символизирует не только дворянскую культуру, но и утрату духовных ценностей в угоду прагматизму.
Также в произведении есть экзистенциальный кризис: герои не столько «представители классов», сколько люди, потерявшие смысл жизни. Раневская бежит от реальности в прошлое, Лопахин – в работу, Трофимов – в абстрактные идеалы.
Кроме того, в «Вишневом саде» Антон Чехов показывает Россию на перепутье: пьеса отражает кризис идентичности на рубеже веков: старый мир уходит, новый еще не сложился, а «вечное» (красота, человечность) приносится в жертву сиюминутному.
В дочеховской драме было принято проговаривать все мотивировки героев. Но уже в «Чайке» мы видим, как эти мотивировки уходят в подтекст. Герои заняты собой и своими внутренними переживаниями (вспомните ответы невпопад в чеховских диалогах), и это делает персонажей более живыми и настоящими, ведь и в жизни мы нередко не слышим, что нам говорят. В «Вишневом саде» этот прием доведен до совершенства.-17
Чехов изменил суть ремарки, которая перестала быть исключительно технической деталью. Как, например, на сцене передать грустный стук топора? У Чехова ремарка превращается в примечание, обозначает присутствие и точку зрения автора, помогает создать атмосферу:
Становится тихо. Среди этой тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно.
Более того, пьесы Чехова считаются предшественницами театра абсурда, который в XX веке станет реакцией на потрясения двух мировых войн. Так же как и в чеховской драме, герои театра абсурда будут искать себя в ситуации, когда распадаются причинно-следственные связи, а будущее оказывается туманным и непонятным.
Подобно своим старшим коллегам, Ибсену и Стриндбергу, Антон Чехов реформировал драму. И не случайно его пьесы не имели успеха в императорском театре, но оказались главным источником вдохновения для МХТ.
По материалам eksmo.ru