Заочная школа для родителей

Российская государственная библиотека для слепых в своей работе стремится оказывать помощь родителям и специалистам-тифлологам в деле социализации детей с нарушениями зрения.
В последние годы в нашу библиотеку все чаще стали обращаться родители малолетних детей, имеющих различные нарушения зрения, с целью познакомиться с методической литературой по обучению малыша элементарным гигиеническим навыкам, узнать, как играть с незрячим ребенком и развивать его воображение, как расширять его представление об окружающем мире.
В тифлобиблиографическом отделе РГБС систематически ведется работа по поиску литературы, посвященной проблемам тифлопедагогики и тифлопсихологии, однако надо отметить, что специальной литературы, адресованной родителям незрячих детей катастрофически не хватает, т. к. большая часть имеющихся в библиотеке публикаций рассчитана в основном на специалистов-дефектологов.
Для того, чтобы удовлетворить читательские потребности по вопросам воспитания и обучения в семье слепых и слабовидящих детей раннего и дошкольного возраста, Российская государственная библиотека для слепых с 2001 г. приступила к выпуску своими силами серии брошюр "Заочная школа для родителей".
В серию выборочно вошли ранее публиковавшиеся материалы (по согласованию с их авторами), методические разработки, написанные тифлологами по заказу РГБС и переводные издания.

Басилова, Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением [Текст] / Т. А. Басилова ; Рос. гос. б-ка для слепых, Ин-т коррекц. педагогики РАО. — М., 2001. — 28 с. — (Заочная школа для родителей).
Автор данной работы — Т. А. Басилова, кандидат психологических наук, стремилась показать, как обычными средствами, используя несложные приемы, можно помочь детям, родившимся с нарушениями зрения и слуха.


Бондаренко, М. П. Ребенок с ретинопатией недоношенных в семье [Текст] / М. П. Бондаренко ; под. ред. В. З. Денискиной ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2011. — 62 с. — (Заочная школа для родителей).
Приведены различные аспекты воспитания в семье ребенка с диагнозом "ретинопатия недоношенных". Брошюра адресована родителям детей с глубоким нарушением зрения, она будет полезна работникам детских домов и детских садов для детей с нарушением зрения, специалистам реабилитационных центров, а также студентам и преподавателям дефектологических факультетов.


В помощь родителям детей, имеющих нарушения зрения и слуха [Текст] / [авт.-сост.: Т. А. Басилова [и др.] ; под общ. ред. И. В. Саломатиной] ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2002. — 68 с. — (Заочная школа для родителей). — Содерж.: Т. А. Басилова. О развитии игровых навыков у слепоглухих детей. — С. 3–18 ; О. А. Копыл. Упражнения по развитию движений. — С. 19–31 ; Н. Браун. Психологические факторы принятия себя родителями слепоглухих детей. — С. 32–50 ; И. В. Саломатина. Социально-сексуальное воспитание слепоглухих школьников. — С. 51–67.


Двигайся вместе со мной [Текст] : рекомендации родителям по развитию двигат. активности незрячих детей : пер. с англ. / [сост.-пер. Г. С. Елфимова] ; Рос. гос. б-ка для слепых, Центр для слепых детей (США). — М., 2003. — 18 с. — (Заочная школа для родителей).
Очень важно с самого раннего возраста показывать незрячим детям различные движения, приучать их двигаться. Чем раньше начинают заниматься с малышом, тем увереннее он будет чувствовать себя в будущем, тем больше удовольствия он будет получать от движения. В данном издании представлены различные способы, которые помогут научить стимулировать желание ребенка двигаться.


Денискина, В. З. Слепой ребенок вне дома [Текст] : гл. из кн. "Слепой ребенок в семье" / В. З. Денискина, Р. А. Курбанов ; Ин-т коррекц. педагогики РАО, Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2001. — 25 с. — (Заочная школа для родителей).
Брошюра адресована родителям незрячих детей, в ней содержатся рекомендации о том, как развивать ребенка на прогулке, на что обратить его внимание при посещении кино, театра, музея, кафе или столовой.


Денискина, В. З. Учимся улыбаться [Текст] / В. З. Денискина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2008. — 40, [3] с. — (Заочная школа для родителей).
Брошюра посвящена важным для социализации слепых и слабовидящих детей, но трудно формируемым у инвалидов по зрению компонентам общения — мимике, жесту и позе.
Адресована она родителям детей с глубоким нарушением зрения, будет полезна работникам детских садов и школ для детей с нарушением зрения, специалистам реабилитационных центров, а также студентам и преподавателям дефектологических факультетов.


Дистанционная учебная программа для родителей слепоглухих детей дошкольного возраста [Текст] : реф. пер. с англ. / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост. и пер. Г. С. Елфимова]. — М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2006– . — (Заочная школа для родителей).
[Ч. 1]. — 2006. — 31 с. : ил.
Ч. 2. — 2007. — 21 с. : ил.
Ч. 3. — 2007. — 20 с. : ил.
Ч. 4. — 2008. — 23 с. : ил.
Данное пособие рассказывает о том, что, как и в какой последовательности нужно делать для развития жизненно необходимых навыков самостоятельности и независимости у слепоглухого ребенка.

Игры и игрушки для слепых детей дошкольного возраста [Текст] / Рос. гос. б-ка для слепых ; [науч. ред. Е. Н. Подколзина]. — М., 2007. — 35 с. — (Заочная школа для родителей). — По материалам одноим. брошюры (Deutsche Zentralbucherei fur Blinde zu Leipzig, 1978).
Игра — тот особый вид деятельности, в котором незрячий ребенок и его родители могут активно взаимодействовать. В совместных играх, основанных на эмоциональном контакте, родители могут оказывать незрячему ребенку необходимую помощь в познании окружающего мира. Приведены примеры игр для развития социальных коммуникаций ("В гости", "В магазин за покупками", "На приеме у врача" и др.) и для развития творческих способностей (строительные игры и конструирование, занятие лепкой и аппликацией).


Инклюзивное обучение незрячих детей в негосударственных учебных заведениях [Текст] / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост., пер. Г. С. Елфимова]. — М. : [б. и.], 2013. — 60, [2] с. : ил. — (Заочная школа для родителей).
В брошюре представлен перевод материалов по обучению незрячих детей бангладешского филиала Международного центра технической помощи обучению и реабилитации слепых им. Елены Келлер.

Лисина, Юлия Васильевна. Обучение ориентированию и мобильности детей с нарушениями зрения [Текст] : метод. рекомендации / Ю. В. Лисина, А. В. Селивёрстова ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М. : [б. и.], 2017. — 29, [2] с. : ил. — (Заочная школа для родителей).
Авторы затронули такие темы, как ориентирование и мобильность незрячих, передвижение с сопровождающим,  использование "белой" трости и т. д.
Брошюра адресована родителям детей с нарушением зрения, учителям и воспитателям коррекционных школ для незрячих детей.





Лурье, Н. Б. Некоторые особенности воспитания ребенка с глубоким нарушением зрения в семье [Текст] / Н. Б. Лурье ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2006. — 31 с. — (Заочная школа для родителей).
Об особенностях развития слабовидящих детей и о том, как должны себя вести родители по отношению к нему. Можно ли позволять ему играть в подвижные игры, заниматься спортом, следует ли ограничивать его самостоятельность.


Марков, А. Система ранней помощи в Германии [Текст] : реф. пер. с нем. диплом. работы соц. педагога из Германии С. Нидерфюр / А. Марков ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2004. — 73 с. — (Заочная школа для родителей).
Описан опыт Германии в плане решения проблем людей с особыми нуждами.


Насибулова, Е. Дать надежду, веру и силу... [Текст] : (письма дочери) / Е. Насибулова ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2002. — 23 с. — (Заочная школа для родителей).
Елена Насибулова делится своим опытом воспитания и обучения незрячего малыша.


Наши слепые дети [Текст] : рекомендации по воспитанию слепых детей в первые годы жизни / Рос. гос. б-ка для слепых ; [науч. ред. Е. Н. Подколзина]. — М., 2007. — 65 с. — (Заочная школа для родителей). — По материалам одноим. брошюры (Deutsche Zentralbucherei fur Blinde zu Leipzig, 1979). — Содерж. : Предисловие. — С. 3 ; Л. И. Солнцева. Развитие слепого ребенка. — С. 4–8 ; Л. Цойтен. Физическое воспитание и развивающие упражнения. — С. 9–14 ; Т. Дюрен. Развитие органов чувств слепого ребенка. — С. 15–20 ; Ф. Тонкович. Особенности развития речи слепого ребенка. — С. 21–27 ; Т. Дюрен. Эстетическое воспитание. — С. 28–33 ; В. Фромм. Роль игры в развитии слепого ребенка. — С. 34–40 ; Ф. Тонкович. Воспитание самостоятельности. — С. 41–45 ; М. Десмерже. Семья и развитие общественных отношений. — С. 46–52 ; Л. И. Солнцева. Воспитание слепых детей в дошкольных образовательных учреждениях. — С. 53–55 ; Х. Пилаш. Консультации для родителей. — С. 56–59 ; Родителям на заметку. — С. 60–64.
Рассматриваются вопросы семейного воспитания, обучения и развития слепых дошкольников. Авторы статей — педагоги и другие специалисты разных стран, много лет проработавшие в системе образования слепых. Они подчеркивают, что оптимизм родителей, их уверенность в потенциальных возможностях своего ребенка позволят оказать ему необходимую помощь в социальной адаптации и интеграции в общество зрячих.


Незрячие дети и библиотека [Текст] : рекомендации родителям, учителям и библиотекарям : реф. пер. с англ. / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост. и пер. Г. С. Елфимова ; ред. Е. В. Захарова]. — М., 2004. — 26 с. — (Заочная школа для родителей).
Специалисты Национальной библиотечной службы для слепых и инвалидов других категорий (НЛС) США, проведя комплексный опрос преподавателей, психологов, родителей незрячих детей и самих детей и проанализировав полученные сведения, разработали модель информационного обслуживания детей-инвалидов.


Незрячий ребенок в классе [Текст] : рекомендации родителям и учителям : реф. пер. с англ. / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост.-пер. Г. С. Елфимова]. — М., 2009. — 23 с. — (Заочная школа для родителей).
Представлены советы по организации учебного пространства для детей — инвалидов по зрению в обычных школах. Реферативный перевод подготовлен по материалам Американского совета слепых.


Оклендер, В. Сенсорный опыт [Текст] : гл. из рук. по дет. психологии "Окна в мир ребенка" / В. Оклендер ; [сост.-ред. Г. С. Елфимова] ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2004– . — (Заочная школа для родителей)
Ч. 1. — 2004. — 14 с.
Ч. 2. — 2004. — 16 с.
Выдержки из шестой главы "Сенсорный опыт" книги Вайолет Оклендер "Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии". Материал разделен на две части. Первая часть посвящена развитию у ребенка осязания, слуха, обоняния, вкусового восприятия и способности чувствовать музыку. Во второй части рассматриваются вопросы развития интуиции, эмоциональной и двигательной активности, а также даются рекомендации по обучению детей приемам релаксации.

Развитие у незрячих детей навыков, необходимых для успешной социализации [Текст] : реф. пер. по материалам журн. Future Reflections : 12+ / [сост. и пер. с англ. Г. С. Елфимова ; отв. за вып. Т. Н. Елфимова] ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М. : [Б. и.], 2016. — 63, [1] с. — (Заочная школа для родителей)
В брошюре представлен реферативный перевод статей из журнала "Futur Reflections", издаваемого Национальной федерацией слепых США. Среди авторов статей этого сборника есть и родители, и учителя, и реабилитологи, и сами дети, которые рассказывают о своих успехах и ошибках, о приобретенном опыте, делятся информацией о способах организации самостоятельной жизни, воспитании хороших манер, поиске ниши в социуме, адаптации дидактических средств и спортивного инвентаря и разработке нестандартных программ для слепых детей.



Размышления о жизни незрячего подростка [Текст] : реф. пер. по материалам Нац. федерации слепых США / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост.-пер. Г. С. Елфимова]. — М. : РГБС, 2012. — 53 с. — (Заочная школа для родителей).
В брошюре представлены статьи и отрывки из воспоминаний незрячих, которые столкнулись в жизни с немалыми трудностями, но преодолели их, нашли свой путь в жизни, добились независимости и профессиональных успехов. Материал изложен в ретроспективе: от наших дней до середины XIX в. Может представлять интерес как для незрячих подростков, так и для их родителей, учителей и всех тех, кто интересуется проблемами слепоты и тифлопсихологии.


Рафаловски, Т. Х. Ранняя интервенция слепых и слабовидящих детей [Текст] / Т. Х. Рафаловски ; [пер. с англ. Г. С. Елфимовой] ; Рос. гос. б-ка для слепых, Междунар. фонд Е. Келлер. — М., 2001– . — (Заочная школа для родителей).
[Вып. 1 : ч. I–II]. — 2001. — 25 с. — Содерж.: Ч. I. Основная информация о вашем ребенке. — С. 3–17 ; Ч. II. Правила безопасности для дома, в котором живет слепой ребенок. — С. 18–25.
Вып. 2 : [ч. III–VI]. — 2002. — 27 с. — Содерж.: Ч. III. Помогите своему ребенку научиться пользоваться столовыми приборами. — С. 4–9 ; Ч. IV. Развитие речи и навыков общения. — С. 10–15 ; Ч. V. Учимся одеваться самостоятельно. — С. 16–20 ; Ч. VI. Научите своего ребенка правилам гигиены. — С. 21–26.
Вып. 3 : [ч. VII–IX]. — 2002. — 32 с. — Содерж.: Ч. VII. Физические упражнения в самые ранние годы жизни. — С. 4–13 ; Ч. VIII. Физические упражнения для детей более старшего возраста. — С. 14–22 ; Ч. IX. Помогите своему ребенку научиться безопасности движения. — С. 23–31.


Руки — инструмент познания окружающего мира [Текст] : покажи мне то, что другие могут видеть : реф. пер. с англ. / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост. и пер. Г. С. Елфимова]. — М., 2006. — 19 с. : ил. — (Заочная школа для родителей). — Пер. изд.: Show me what my friends can see / P. Sonksen, B. Stiff.
Только при помощи взрослых, родителей или воспитателей, незрячий от рождения ребенок сможет развивать стратегию грамотного обследования предметов, которой будет пользоваться в течение всей своей жизни. Приведенные упражнения помогут слепому ребенку освоить методы систематического исследования окружающего пространства.


Саматова, А. В. Коррекция проявлений аутичных черт у детей раннего возраста с глубокими нарушениями зрения [Текст] / А. В. Саматова ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2012. — 59 с. — (Заочная школа для родителей).
Издание посвящено предупреждению и коррекции проявлений аутичных черт у детей раннего и дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения. Автор публикации, тифлопедагог, сотрудник Центра ранней интервенции Российской государственной библиотеки для слепых, адресует ее в первую очередь родителям и ближайшему окружению таких детей, а также сотрудникам детских садов и других учреждений для детей раннего возраста с нарушениями зрения.



Саматова, А. В. Ранняя адаптация детей старшего дошкольного возраста с глубокими нарушениями зрения [Текст] : из опыта работы Центра ранней интервенции при РГБС / А. В. Саматова, А. В. Селиверстова ; [науч. ред. Е. Н. Подколзина] ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2007. — 78 с. : ил. — (Заочная школа для родителей).
Практический опыт, описанный в данном пособии, поможет родителям незрячих детей в формировании адекватного представления об особенностях и возможностях развития слепого ребенка и при обучении незрячих детей дошкольного возраста.



Саматова, Альбина Вильсуровна. Родительские установки и социальная среда как важнейшие факторы формирования полноценной личности, адекватной самооценки и позитивной Я-концепции детей и подростков с глубокими нарушениями зрения [Текст] : в 2 ч. : 16+ / А. В. Саматова ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М. : [Б. и.], 2016 —  . — (Заочная школа для родителей).
Ч. 1. — 2016. — 61, [2] с.
Первая часть пособия освещает основные родительские установки, а также роль такого важнейшего феномена, как институт семьи в становлении личности ребенка первых лет жизни с глубокими нарушениями зрения. Издание адресовано родителям незрячих детей, педагогам, психологам, воспитателям, не имеющим тифлологической подготовки, студентам педагогических и психологических специальностей и другим заинтересованным людям.
Ч. II. - 2017. - 73, [2] с.
Во второй части пособия рассматривается такой психологический феномен, как Я-концепция подростков с нормальным и нарушенным зрением, а также даются практические рекомендации для педагогов и психологов по коррекции отклонений, связанных с особенностями Я-концепции у подростков с нарушенным зрением.





Саматова, А. В. Социализация как этап успешного развития детей с глубокими нарушениями зрения: мифы и реальность [Текст] / А. В. Саматова ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2015. — 54 с. — (Заочная школа для родителей).
На страницах пособия проведен анализ путей социализации детей с глубокими нарушениями зрения. Автор говорит о том, как научить незрячего ребенка чувствовать себя в обществе свободно и не бояться общаться с окружающими его людьми.



Саматова, А. В. У вас будет ребенок… [Текст] : практ. советы для незрячих родителей / А. В. Саматова ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2010. — 122, [1] с. — (Заочная школа для родителей).
Эта книга — результат опыта незрячих людей, которые сами вырастили детей, самостоятельно преодолели множество трудностей и изобрели свои маленькие хитрости, помогающие в той или иной ситуации. Данное издание поможет преодолеть страх перед рождением ребенка, подскажет, как самостоятельно ухаживать за малышом, формировать его мировоззрение и прививать первые навыки самообслуживания в течение первых двух лет жизни.


Советы учителям и родителям незрячих детей, имеющих дополнительные проблемы развития : реф. пер. брошюры Королев. нац. ин-та слепых Великобритании / Рос. гос. б-ка для слепых ; сост.-пер. Г. С. Елфимова. —М., 2014–   . — (Заочная школа для родителей).
Ч. I. — 2014. — 67 с. .
Реферативный перевод брошюры Королевского национального института слепых Великобритании. В ней содержатся советы учителям незрячих детей, имеющих и другие проблемы развития. Цель книги заключается в том, чтобы помочь педагогу разработать для каждого из своих непростых учеников наиболее подходящую программу развития и обучения. Идеи для этой книги почерпнуты из практического опыта людей, которые многие годы жили и работали со слепыми детьми, имеющими множественные проблемы развития. Советы, содержащиеся в книге будут полезны и родителям, помогут им активнее включиться в процесс развития своего ребенка.
Ч. 2. — 2015. — 66, [1] с.
В издании представлен реферативный перевод брошюры Королевского национального института слепых Великобритании «Guidelines for teachers and parents of visually handicapped children with additional handicaps». Главы брошюры: "Игра", "Как приучить ребенка к туалету", "Кормление", "Навыки самообслуживания", "Поведенческие трудности".



Слабовидящий ребенок в начальной школе [Текст] : реф. пер. / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост.-пер. Г. С. Елфимова]. — М., 2010. — 31, [1] с. — (Заочная школа для родителей).
В брошюре представлен нидерландский опыт работы по организации учебного пространства для детей-инвалидов по зрению в обычных школах.


Слепой ребенок в семье [Текст] : гл. из кн. / Рос. гос. б-ка для слепых ; [ред.-сост. Г. П. Коваленко]. — М., 2002. — 47 с. — (Заочная школа для родителей). — Содерж.: Р. А. Курбанов, С. М. Хорош. Гл. IV. Организация жизни слепого ребенка в семье. — С. 6–29 ; В. З. Денискина, Р. А. Курбанов. Гл. V. Слепой ребенок вне дома. — С. 30–47.
Данная публикация представляет собой две главы из книги "Слепой ребенок в семье", подготовленной в 1989 г. авторским коллективом НИИ дефектологии АПН СССР (ныне Институт коррекционной педагогики РАО) под редакцией Л. И. Солнцевой.


Слюсарская, Т. В. Развитие креативности у воспитателей дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Т. В. Слюсарская ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М. : [б. и.], 2013. — 35 с. — (Заочная школа для родителей).
Креативностию называют способность человека принимать и создавать принципиально новые идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления, а также решать проблемы, возникающие внутри статических систем. Овладению креативными технологиями в рамках профессиональной деятельности педагога-дефектолога посвящен курс, разработанный Т. В. Слюсарской, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры детской психологии и дошкольного образования Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
Брошюра может представлять интерес для воспитателей незрячих детей, преподавателей, студентов дефектологических факультетов и других специалистов, занятых в сфере воспитания детей с нарушениями зрения, а также их родителей и ближайшего окружения.



Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения [Текст] : [сб. ст.] / Фин. федерация инвалидов по зрению, Рос. гос. б-ка для слепых ; [ред.-сост. Г. П. Коваленко]. — М., 2001. — [19] с. — (Заочная школа для родителей).
Первая брошюра из серии "Заочная школа для родителей". В ней опубликованы методические материалы, предоставленные Библиотекой для инвалидов по зрению (Финляндия) в переводе Пяйве Тийхонен.


Советы учителям и родителям незрячих детей, имеющих дополнительные проблемы развития : реф. пер. брошюры Королев. нац. ин-та слепых Великобритании / Рос. гос. б-ка для слепых ; сост.-пер. Г. С. Елфимова. — М., 2014. — Ч. I. — 67 с. — (Заочная школа для родителей).
Реферативный перевод брошюры Королевского национального института слепых Великобритании. В ней содержатся советы учителям незрячих детей, имеющих и другие проблемы развития. Цель книги заключается в том, чтобы помочь педагогу разработать для каждого из своих непростых учеников наиболее подходящую программу развития и обучения. Идеи для этой книги почерпнуты из практического опыта людей, которые многие годы жили и работали со слепыми детьми, имеющими множественные проблемы развития. Советы, содержащиеся в книге будут полезны и родителям, помогут им активнее включиться в процесс развития своего ребенка.



Тайна доброты [Текст] : [сборник] / [Е. Насибулова, А. Насибулова] ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2014. — 100 с. — (Заочная школа для родителей). — Содерж.: Письма дочери / Елена Насибулова ; Тайна доброты / Анастасия Насибулова.
В 2002 г. Российской государственной библиотекой для слепых в серии «Заочная школа для родителей» выпущена работа Елены Насибуловой «Дать надежду, веру и силу…». Это её письма к дочери Насте, в то время ещё маленькой девочке, незрячей от рождения. Предисловием к «Письмам…» был рассказ о том, как преодолевались трудности, какие были результаты на тот момент.
В этом году Анастасии Насибуловой исполняется восемнадцать лет. Она пишет стихи, сказки, рассказы. В РГБС решили опубликовать её «Тайну доброты» — автобиографичную повесть о незрячей девочке, в которой присутствуют родные и близкие ей люди. Это своеобразный ответ на то, что когда-то написала ей мама, её собственное видение и восприятие описанных в «Письмах…» сюжетов. Авторы решили предварить публикацию повести переизданием (с незначительными изменениями и новым предисловием) «Писем дочери». Они стремились, что бы читателю были понятнее и ближе те, кто воспринимает этот мир по-другому, кто в лучшем случае видит только свет.

Увлечения и профессия: путь к успешной жизни [Текст] : реф. пер. по материалам журн. Future Reflections : 12+ / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост. и пер. с англ. Г. С. Елфимова]. — М., 2016. — 49 с. — (Заочная школа для родителей).
В брошюре представлен реферативный перевод статей из журнала "Futur Reflections", издаваемого Национальной федерацией слепых США. В статьях говорится о людях, сумевших превратить свои увлечения в профессию и добиться высокого уровня мастерства. Издание может быть интересно как для родителей, учителей и библиотекарей, так и для всех тех, кто занимается проблемами слепоты и тифлопедагогики.
Познакомиться с книгой можно в тифлобиблиографическом отделе Российской государственной библиотеки для слепых.





Фомина, Л. Навязчивые движения у незрячих детей / Л. Фомина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2014. — 28 с. — (Заочная школа для слепых).
Автор брошюры, тифлопедагог Центра ранней интеграции при Российской государственной библиотеке для слепых, касается ряда вопросов, связанных с причинами возникновения и формирования навязчивых движений, а также путями их преодоления.


Фомина, Л. Некоторые важные аспекты развития незрячего ребенка и становления его личности [Текст] / Л. А. Фомина ; Рос. Гос. б-ка для слепых. — М., 2015. — 54 с. — (Заочная школа для родителей).
Автор — тифлопедагог и тифлопсихолог Центра ранней интервенции Российской государственной библиотеки для слепых — касается вопросов воспитания и развития незрячего ребенка во время лечения, его взаимоотношений с членами семьи, с домашними животными, подготовки его к школе. В работе приведены упражнения и другие авторские материалы, призванные помочь ребенку освоить чтение и письмо по системе Брайля. Издание адресовано родителям и другим членам семьи детей с нарушениями зрения.




Фомина, Л. А. Нестандартные методы коррекции поведения незрячих детей [Текст] / Л. А. Фомина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М. : [б. и.], 2013. — 32 с. — (Заочная школа для родителей).
Появление незрячих малышей с нестандартными особенностями развития влечет за собой поиск и применение новых методов коррекции. Представлен опыт работы в Центре ранней интервенции Российской государственной библиотеки для слепых.
Издание адресовано родителям и ближайшему окружению детей с нарушениями зрения, а также сотрудникам детских садов.


Фомина, Л. А. О страхе : из бесед с мамой / Л. А. Фомина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2012. — 32 с. — (Заочная школа для родителей).
Автор, тифлопедагог Центра ранней интервенции при Российской государственной библиотеке для слепых, рассказывает о некоторых причинах фобий у незрячих детей, их предупреждении и способах устранения. Издание снабжено списком литературы по данной тематике и адресовано родителям и ближайшему окружению детей с нарушениями зрения, а также сотрудникам детских садов и других учреждений для них.


.
Фомина, Л. А. Опыт использования прибора "Ориентир" в работе с незрячими детьми [Текст] / Л. Фомина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2002. — 12 с. — (Заочная школа для родителей).
Л. А. Фомина, преподаватель Центра ранней интервенции при Российской государственной библиотеке для слепых, делится опытом работы с прибором "Ориентир", сконструированным незрячим инженером В. И. Федотовым, директором предприятия "Луч тифлотехники". С помощью конструктора "Ориентир" можно в игровой форме провести занятия с тотально незрячими дошкольниками, воссоздав план передвижения: указать, где находятся дороги, деревья, дома, киоски, и т. д.


Фомина, Л. А. Проблемы обучения незрячих леворуких детей дошкольного возраста [Текст] / Л. А. Фомина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2011. — 23 с. — (Заочная школа для родителей).
Что скрывается за понятием "леворукий ребенок"? Какова роль родителей в воспитании таких детей? На эти вопросы отвечает автор – тифлопедагог Центра ранней интервенции при Российской государственной библиотеке для слепых, рассказывая о своём опыте занятий с незрячими дошкольниками, которых можно отнести к леворуким детям.


Фомина, Л. А. Рекомендации по подготовке незрячих дошкольников к чтению и письму по системе Брайля [Текст] : из опыта работы / Л. А. Фомина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2010. — 31 с. : ил. ; тактил. прил. (12 с.). — (Заочная школа для родителей). — Прил.: сборник упражнений для подготовки незрячих дошкольников к чтению и письму по системе Брайля / Л. А. Фомина.
В пособии представлены рекомендации и примеры, следование которым поможет родителям подготовить своих незрячих детей к обучению чтению и письму по системе Брайля. Тифлопедагог рассказывает о том, как самостоятельно изготовить пособие с упражнениями и какие развивающие игры можно использовать, чтобы процесс обучения был для ребенка интересным.


Фомина, Л. Навязчивые движения у незрячих детей / Л. Фомина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2014. — 28 с. — (Заочная школа для слепых).
Автор брошюры, тифлопедагог Центра ранней интеграции при Российской государственной библиотеке для слепых, касается ряда вопросов, связанных с причинами возникновения и формирования навязчивых движений, а также путями их преодоления.



Фомина, Л. А. Что делать, если ребенка считают неуправляемым [Текст] : из опыта работы / Л. А. Фомина ; Рос. гос. б-ка для слепых. — М., 2009. — 21, [1] с. — (Заочная школа для родителей).
Что может скрываться за понятием "неуправляемый ребенок"? Какова роль родителей в воспитании таких детей? Этих вопросов касается тифлопедагог Центра ранней интервенции при Российской государственной библиотеке для слепых.


Фэррелл, К. А. Родителям дошкольников: советы по воспитанию слепых и слабовидящих детей [Текст] : пер. с англ. / К. А. Фэррелл ; [сост.-пер. Г. С. Елфимова] ; Рос. гос. б-ка для слепых, American Foundation for the Blind, USA. — М., 2003. — 20 с. — (Заочная школа для родителей).


Шаг за шагом [Текст] : развитие незрячего ребенка : реф. пер. с англ. / Рос. гос. б-ка для слепых ; [сост. и пер. Г. С. Елфимова]. — М., 2005 — 24 с. — (Заочная школа для родителей).
При воспитании слепых и слабовидящих детей следует обращать особое внимание на компенсаторное развитие сохранных органов чувств. Не следует пассивно ждать, когда ребенок начнет учиться ходить, — следует стимулировать его к этому, окружая звучащими предметами, вызывающими у него интерес и желание до них добраться.
Обучение — ключ к развитию, и родители могут помочь своему незрячему ребенку научиться эффективно использовать слух, осязание и обоняние, а если ребенок слабовидящий, то и остаточное зрение.