Борис Степанович Житков

Российская государственная библиотека для слепых
Тифлобиблиографический отдел

Борис Степанович Житков
(1882-1938)
К 130-летию со дня рождения


Рекомендательный список
воспроизведенных изданий

Москва
2012

Борис Степанович Житков – человек необычной судьбы. Он родился в Новгороде 30 августа 1882 г. в интеллигентной семье. Мать будущего писателя, Татьяна Павловна, была пианисткой, училась у самого Антона Григорьевича Рубинштейна. Отец, Степан Васильевич Житков, преподавал математику в новгородской учительской семинарии, писал учебники. Три брата отца Б. Житкова были военными моряками. Двое из них – герои обороны Севастополя, и все трое вышли в отставку в адмиральском чине, четвертый брат был морским инженером, он строил маяки на Черном море; пятый брат Степана Васильевича Житкова погиб молодым во время учебного кругосветного плавания.
В Новгород отец Б. Житкова попал в 1878 г., после того, как был исключен из двух высших учебных заведений за участие в революционном студенческом движении. В их доме нередко жили политические ссыльные, пока не находили себе работу.
На лето семья переезжала в деревню. В новгородских деревнях отец Бориса Житкова создавал библиотеки для крестьян. С 1890 г. семья Житковых переехала жить в крупный промышленный центр, в морской порт Одессу. Поселились в гавани, на военном молу, и тут Борис оказался лицом к лицу с морем. Все, что манило мальчика в рассказах старых моряков, он увидел воочию: беспокойное море, океанские пароходы, смелых людей, не боящихся бурь. О детских приключениях Бориса на море, смешных, а то и страшных, рассказывали в своих воспоминаниях его сестры и гимназические друзья. Вот Борис рано утром отправился вместе с сестрой Надей ловить скумбрию: «Посредине гавани пришвартовались к бакену – большой железной бочке на якоре. Утро прекрасное, скумбрия ловится. Какая досада: противная рыбина крючок откусила и унесла! Жаль бросить ловлю. Посадил Борис сестру на бочку, передал ей корзинку, а сам на лодке домой за крючками. Возвращается – бочка есть, а сестры нет. Оказывается, к бочке было пришвартовано военное судно; пока Борис ездил, моряки на шлюпке увезли девочку на борт, чтобы она не свалилась в море, когда станут отдавать концы».
Среди портовых ребят Борис быстро стал командиром. Когда ему было одиннадцать лет, знакомый моряк подарил Житковым парусную шлюпку. Ребята назвали ее «Вперед!», и скоро Борис научился владеть рулем. «Управлял лодкой Борис виртуозно, кажется, вот-вот налетит на волнорез, ловкий поворот, и лодка летит уже в другую сторону, легко и свободно несется среди дубков, барж, катеров» – рассказывала его сестра.
В Одессе Степан Васильевич, отец Бориса Житкова, поступил на службу в «Русское общество пароходства и торговли». Его дом считался городским очагом культуры. У хлебосольного хозяина собирались преподаватели университета, музыканты, учёные, простые сотрудники порта и моряки. Родители Бориса Житкова и его старшие сестры бесплатно готовили детей моряков в гимназию: отец по точным наукам, мать – по иностранным языкам, сестры – по русской словесности.
Борис с детства играл на скрипке, знал наизусть целые сцены из «Горя от ума», главы из «Евгения Онегина», стихи Лермонтова, учился гребле и плаванию в порту. Он стал хорошим столяром, моряком, охотником, даже дрессировал животных.
В 1892 г. Борис, получивший начальное домашнее образование, поступил в первый класс 2-й Одесской прогимназии. Казалось, выбор профессии предрешён: пойти по стопам дядей. Но в 1899 г. Борис размышлял в письме, кем же ему быть: артистом, писателем или ученым. Артистическая профессия тут не случайна, т. к. с самого детства Борис был очень хорошим рассказчиком, артистически воспроизводил чужую устную речь.
Во время учебы в гимназии Б. Житков подружился с К. И. Чуковским. К счастью, их дружба не закончилась вместе со школьными годами. Позднее К.Чуковский написал занимательные воспоминания о своем друге. Чуковский вспоминал: «С Борисом Житковым я познакомился в детстве, то есть еще в девятнадцатом веке. Мы были однолетки, учились в одном классе одной и той же Одесской второй прогимназии, но он долго не обращал на меня никакого внимания, и это причиняло мне боль. Я принадлежал к той ватаге мальчишек, которая бурлила на задних скамейках и называлась «Камчаткой». Он же сидел далеко впереди, молчаливый, очень прямой, неподвижный, словно стеной отгороженный от всех остальных. Нам он казался надменным. Но мне нравилось в нем все, даже эта надменность. Мне нравилось, что он живет в порту, над самым морем, среди кораблей и матросов; что все его дяди – все до одного! – адмиралы; что у него есть собственная лодка – кажется, даже под парусом, – и не только лодка, но и телескоп на трех ножках, и скрипка, и чугунные шары для гимнастики, и дрессированный пес…
Мне совестно вспомнить, сколько я делал мальчишески неумелых попыток проникнуть в этот замкнутый круг, привлечь внимание Бориса Житкова какой-нибудь отчаянной выходкой. …
Но тут произошел один случай, неожиданно сблизивший нас.
Началось с того, что наш директор, Андрей Васильевич Юнгмейстер, преподававший нам русский язык, повел как-то речь о различных устарелых словах и упомянул между прочим словечко «отнюдь», которое, по его утверждению, уже отживало свой век и в ближайшие годы должно было неминуемо сгинуть. Я от всей души пожалел умиравшее слово и решил принять самые энергичные меры, чтобы предотвратить его смерть и влить в него, так сказать, новую жизнь: упросил всю «Камчатку», около десятка товарищей, возможно чаще употреблять его в своих разговорах, тетрадках и на уроках, у классной доски. Поэтому когда Юнгмейстер спрашивал у нас, например, знаем ли мы единственное число слова «ножницы», мы хором отвечали:
– Отнюдь!
– А склоняются ли такие слова, как «пальто» или «кофе»?
– Отнюдь!
Здесь не было озорства или дерзости – просто нам хотелось по мере возможности спасти безвинно погибавшее русское слово. Но Юнгмейстер увидел здесь злокозненный заговор и, так как я кричал громче всех, вызвал меня к себе в кабинет и спросил, намерен ли я прекратить этот «бессмысленный бунт». Когда же я по инерции ответил «отнюдь», он разъярился и, угрожая мне жестокими карами, приказал остаться на два часа без обеда.
Отсидев эти два часа на подоконнике класса, я, голодный и сердитый, брел домой к себе, на Новорыбную улицу, заранее страдая от тех неприятностей, которые эта история может причинить моей матери.
Отойдя довольно далеко от гимназии, где-то в районе Базарной, я с удивлением увидел, что рядом со мною – Житков. В руке у него была скрипка.
«Задержался, должно быть, с учителем музыки», – подумал я, бесконечно счастливый. Житков был сдержан и молчалив, как всегда, но в самом его молчании я чувствовал дружественность. Должно быть, в бестолковом эпизоде, о котором я сейчас рассказал, что-то полюбилось ему. Ни единым словом не выразил он мне одобрения, но уже то, что он шел со мной рядом, я ощутил как выражение сочувствия…
Он молча довел меня до Новорыбной, до самого дома, и на следующий день, в воскресенье, явился ко мне поутру с истрепанным французским астрономическим атласом и стал показывать на его черных, как сажа, страницах всевозможные созвездия, звезды, туманности и так заинтересовал ими меня и мою сестру, что мы стали с нетерпением ждать темноты, чтобы увидеть в небе те самые звезды, какие он показывал нам на бумаге, словно прежде ни разу не видели их.
С тех пор и началась моя странная дружба с Житковым, которая, я думаю, объясняется тем, что мы оба были до такой степени разные. Характер у Житкова был инициативный и деспотически властный, и так как его, третьеклассника, уже тогда буквально распирало от множества знаний, умений и сведений, которые наполняли его до краев, он, педагог по природе, жаждал учить, наставлять, объяснять, растолковывать. Именно потому, что я ничего не умел и не знал, я оказался в ту пору драгоценным объектом для приложения его педагогических талантов, тем более что я сразу же смиренно и кротко признал его неограниченное право распоряжаться моей умственной жизнью. Он учил меня всему: гальванопластике, французскому языку (который знал превосходно), завязыванию морских узлов, распознаванию насекомых и птиц, предсказанию погоды, плаванию, ловле тарантулов… Под его ближайшим руководством я прочел две книги Тимирязева и книгу Фламмариона об устройстве Вселенной».
В 1900 г. будущий писатель Б. Житков поступил с подачи отца на математическое отделение Новороссийского университета. Но в 1901 г. перевелся на естественное отделение. Вскоре многообещающий студент стал членом яхт-клуба, водил яхты, дубки и специфический одесский весельно-парусный транспорт. В годы студенчества Б. Житков побывал со своей командой в Варне, Марселе, Яффе, Констанце и сдал экзамен на штурмана дальнего плавания.
Когда началась революция 1905 г., Борис Житков вместе с боевым студенческим отрядом успешно оборонял еврейский квартал от погромщиков. Борис Степанович вёл агитационную работу в порту, среди матросов, был членом стачечного матросского комитета. Когда понадобилось оружие, по поручению стачкома Б. Житков на парусном судне «дубок» отправлялся в Констанцу, Варну и Измаил. Там грузили запаянные ящики с сигнальными флажками, которые следовало доставить в Одессу и сгружали прямо в море, против Малого Фонтана. Потом другие революционеры их забирали, пользуясь флажком как опознавательным знаком.
В 1906 г. на фоне революционной деятельности Б. Житков окончил Новороссийский университет. Позднее в качестве капитана и ученого руководил экспедицией по Енисею. Житков вместе с ярославскими плотниками-переселенцами собрал крохотное суденышко “Омуль”, спустил его на воду и поплыл по Енисею. Научное путешествие завершилось успешно. Экспедиция благополучно возвратилась в Красноярск, и здесь Б. Житков принял важное решение. Он решил стать инженером-кораблестроителем и поступать в Петербургский политехнический институт на кораблестроительное отделение (1909 г.).
В 1910 г. он был направлен в Копенгаген на завод «Атлас», на практику.
Летом 1912 г., во время морской практики, Б. Житков совершил кругосветное плавание на учебно-грузовом судне. Он обогнул всю Европу, прошел Гибралтар, Суэцкий канал, Красное море, проплыл берегом Африки вплоть до Мадагаскара, затем направился в Индию, на остров Цейлон, в Шанхай, Японию, Владивосток. Б. Житков прошел все виды морской службы – от юнги до помощника капитана. Он стал штурманом дальнего плавания, инженером-кораблестроителем и специалистом по авиамоторам, а также химиком, и зоологом. В 1914 г. он работал на кораблестроительном заводе в Николаеве; в 1915 г. – проверял исправность судов перед их выходом в море в Архангельске; в 1916 г. принимал авиамоторы для русских самолетов, изготовлявшихся в Англии. После революции он преподавал математику и черчение на рабфаке в Одессе, заведовал техническим училищем.
Б. Житков всю жизнь любил писать дневники, длинные беллетристические письма, в которых было много цитат из произведений Блока, Бодлера, Маяковского. С юности пробовал писать стихи и рассказы, к 1923 г. у него набралась уже целая тетрадка стихов. Свои самые первые детские рассказы Б. Житков начал писать для своего маленького племянника Сережи, чтобы развлечь его. В 1909 г. он написал повесть с продолжением под названием «Сережин разбойник». И когда Борису Житкову «случайно», для опыта, предложили написать рассказ, то к литературному труду он уже был вполне подготовлен.
Печататься Б. Житков начал, когда ему было за сорок. Он приехал в Петроград осенью 1923 г. Поначалу ему не везло, он никак не мог устроиться на службу. Страна еще не оправилась от разрухи, которую ей нанесли гражданская война и иностранная интервенция, работу было найти очень трудно. Дневник Б. Житкова запестрел мрачными записями. И вдруг в дневнике появились счастливые строки: «Да, неожиданно и бесповоротно открылась калитка в этом заборе, вдоль которого я ходил и безуспешно стучал: кулаками, каблуками, головой. Совсем не там, где я стучал, открылись двери, и сказали: «Ради Бога, входите, входите». Запись сделана 11 января 1924 г., когда Борис Житков впервые принес свой рассказ «Над морем» в редакцию альманаха «Воробей» по совету Корнея Чуковского, поверившего в литературный талант своего гимназического товарища. Рассказ в редакции очень понравился, и вскоре стало ясно, что именно литература и есть та самая главная профессия Б. Житкова, благодаря которой сотням тысяч людей стало известным его имя. А материалом для нее оказалась вся его предыдущая, богатая впечатления жизнь и все его предыдущие профессии.
«Теперь надо работать», записал он в мае 1924 г. у себя в дневнике. И он начал работать, внося в свою новую деятельность то страстное упорство, которое ему всегда было свойственно. Он сам написал о себе однажды: «черчу – так всем существом; играю – весь без остатка». Он работал в детских журналах «Воробей», «Новый Робинзон», в газете «Ленинские искры». Рассказы его выходили в издательствах «Время», «Радуга», Госиздате, сборниками и поодиночке.
В рассказах Б. Житкова для детей чувствуется глубокое понимание психологии ребенка. Он стремился сообщить детям много полезных сведений и рассказать о множестве интересных вещей. Он ведет откровенный, доверительный разговор, образно и ясно показывает привлекательность знаний. Он как бы зовет ребят к умению многое делать, строить, создавать самостоятельно и показывает на деле своему маленькому читателю, как сделать звонок, шалаш, лук, модель парусного судна, буера, планера, аэроплана, как смастерить воздушный змей и еще тысячу других интересных вещей.
Он писал о дружбе и товариществе, о настоящей храбрости и мужестве в самых критических ситуациях, в которые нередко попадают его герои, например в рассказах циклов «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и других. Он писал о разных профессиях, но неиссякаемым источником его вдохновения была его любовь к морю, к путешествиям и приключениям.
При описании животных писатель находит в их поведении черты, свидетельствующие о проявлениях доброты, мужества, самопожертвования в человеческом понимании (например, слон, который спасает хозяина от тигра), в рассказе «Беспризорная кошка», писатель рассказывает о судьбе простой кошки, которой пришлось бороться за выживание в этом мире.
За 15 лет работы в детской литературе Б. Житков успел перепробовать все жанры, все виды книги для детей и изобрел и подсказал немало новых. Он – один из создателей научно-художественного жанра. Ему принадлежит идея создания еженедельного журнала-картинки для ребят, еще не умеющих читать. Он придумывал разные виды книжек-игрушек, он принимал участие в создании специального календаря для детей, затевал новые отделы в детских журналах – «Пионере», «Чиже», «Еже», «Юном натуралисте». И постоянно пробовал себя в новых жанрах: писал пьесу для ТЮЗа (1924), работал над созданием игрового научного фильма (1933), был организатором теневого театра и специальной серии книг для малограмотных, а также автором незаконченной книги «История корабля», цикла «Рассказы о технике», адресованного молодежи.
На всем протяжении своего литературного пути он, то в качестве редактора, то в качестве одного из авторов, принимал участие в попытках издательств создать энциклопедию для детей, но по тем или другим причинам это не получалось.
Повесть-энциклопедия «Что я видел», опубликованная в 1939 г. посмертно, стала вершиной его творчества и настольной книгой для многих поколений детей. В ней писатель ведет рассказ от лица маленького мальчика Алеши (Почемучки) и отвечает на разнообразные вопросы, возникающие у малыша во время путешествия при первом столкновении с новыми людьми, разными жизненными ситуациями, новыми предметами, незнакомыми животными.
Главным своим произведением Борис Житков считал роман «Виктор Вавич», рассказывающий о периоде революции 1905 г. (при жизни автора полностью опубликован не был).
Борис Житков – это классик отечественной детской и анималистической словесности, он продолжил традиции Л. Н. Толстого и
А. П. Чехова в этой области литературы. Его можно, наряду с В. В. Бианки и
Е. И. Чарушиным, считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Творчество Бориса Житкова оказало существенное влияние на многих детских писателей и очень любимо многими поколениями детей и взрослых.
Борис Житков скончался 19 октября 1938 г. в Москве. Несмотря на тяжелую болезнь, писатель работал почти до последнего дня.

ЛИТЕРАТУРА:

84(2Рос=Рус)6; Ж74.
Виктор Вавич [Звукозапись] : роман / Б. С. Житков ; читает Е. Терновский. — М., 2002. — 9 мфк. (33 ч 3 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: М. : Независимая газ., 1999.
Автор работал над книгой в течение 15 лет: с середины 1920-х годов до конца своих дней. Это история о молодых людях, живших в эпоху великих катаклизмов, написанная в форме авантюрного романа.
МХР: АБ+ ПФ+ НА

84(2Рос=Рус)6; Ж74.
Виктор Вавич [Звукозапись] : роман / Б. С. Житков ; читает Е. Терновский. — М. : Логовос, 2002. — 1 фжд. (32 ч 51 мин). — С изд.: М. : Независимая газ., 1999.
МХР: АБ

Д; Ж74.
Как я ловил человечков [Звукозапись] : рассказы / Б. С. Житков ; читает В. Герасимов. — М. : Логовос, 2009. — 1 фжд. (1 ч). — С изд.: М. : Август, 2000.
МХР: АБ

Д; Ж74.
Как я ловил человечков [Звукозапись] : рассказы / Б. С. Житков ; читает В. Герасимов. — М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2010. — 1 мфк. (1 ч 2 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: М. : Август, 2000.
МХР: АБ+ ПФ

84(2Рос=Рус)6д; Ж74.
Механик Салерно [Шрифт Брайля] / Б. С. Житков. Словоохотливый домовой / А. Грин. — М. : Учпедгиз, 1962. — 1 кн. — Перепеч.: Рассказы русских советских писателей : в 3 т. — М. : Гослитиздат, 1957. — Т. 1. — Кн. напечатана через строчку.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6д; Ж74.
Морские истории [Шрифт Брайля] : рассказы / Б. С. Житков. — М. : Просвещение, 1978. — 3 кн. — Перепеч.: М. : Дет. лит., 1972. — (Школьная б-ка). — Содерж. : Кн. 1. На воде (Шквал) ; Над водой ; Под водой ; Как я ловил человечков ; Вата ; Джарылгач ; “Мария” и “Мэри” ; Николай Исаич Пушкин. Кн. 2. Дяденька ; Компас ; “Погибель” ; Механик Салерно. Кн. 3. Черная Махалка ; Волы ; Коржик Дмитрий ; Утопленник ; “Мираж” ; Урок географии ; Словарь морских терминов.
МХР: НА+ АБ

Д; Ж74.
Помощь идет [Шрифт Брайля] : рассказы : для мл. шк. возраста / Б. С. Житков. — М. : Просвещение, 1969. — 1 кн. — Перепеч.: М. : Дет. лит., 1965. — (Читаем сами).
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6д; Г14.
Помощь идет [Шрифт Брайля] : рассказы / Б. Житков // Гайдар, А. П. Поход : рассказы / А. П. Гайдар. Помощь идет : рассказы / Б. Житков. — М. : Просвещение, 1979. — 1 кн. — Перепеч.: М. : Дет. лит., 1977.
МХР: АБ

Д; Ж74.
Рассказы о животных [Звукозапись] / Б. С. Житков ; читает Л. Бородин. — М. : Логовос, 1996. — 1 фжд. (3 ч 18 мин). — С изд.: М. : Детгиз., 1963.
МХР: АБ

Д; Ж74.
Рассказы о животных [Звукозапись] / Б. С. Житков ; читает Л. Бородин. — М., 1996. — 1 мфк. (3 ч 21 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: Избранное. — М. : Детгиз, 1963.
МХР: АБ+ НА+ ПФ

Д; Ж74.
Рассказы о животных [Звукозапись] / Б. С. Житков ; читает Л. Бородин. — М., 1998. — 1 мфк. (3 ч 21 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: Избранное. — М. : Детгиз, 1963.
МХР: АБ+ ПФ

84(2Рос=Рус)6д; Ж74.
Рассказы о животных [Звукозапись] / Б. С. Житков ; читает А. Морозов. — СПб. : Вира-М, 2008. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (2 ч 31 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
МХР: АБ+ ПФ+ НА

Д; Ж74.
Рассказы о животных [Шрифт Брайля] / Б. Житков. — М. : РЕПРО, 2011. — 2 кн. — Перепеч.: М. : Махаон, 2002.
В книгу вошли рассказы про волка, слона, обезьянку, а также сказки “Мангуста”, “Беспризорная кошка”, “Кенгуру” и другие.
МХР: АБ+ ПФ

84(2Рос=Рус)6д; Ж74.
Рассказы о животных [Электронный ресурс] / Б. С. Житков ; читает А. Морозов. — СПб. : Вира-М, 2008. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (2 ч 31 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.

84(2Рос=Рус)6; Ж74.
Семь огней [Звукозапись] : очерки, рассказы, повести / Б. С. Житков ; читает В. Герасимов. — М. : Логовос, 1982. — 1 фжд. (11 ч 41 мин). — С изд.: Л. : Дет. лит., 1982.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6; Ж74.
Семь огней [Звукозапись] : очерки, рассказы, повести : [для ст. возраста] / Б. С. Житков ; читает В. Герасимов. — М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2009. — 3 мфк. (11 ч 47 мин) : 2,38 см/с, 4 дор. — С изд.: Л. : Дет. лит., 1982.
МХР: АБ+ ПФ

84(2Рос=Рус)6; Б90.
Семь огней [Звукозапись] / Б. С. Житков ; читает В. Герасимов // Булычев, К. Глубокоуважаемый микроб, или Гусляр в космосе / К. Булычев ; читает В. Герасимов. Семь огней / Б. С. Житков ; читает В. Герасимов. Белеет парус одинокий / В. П. Катаев ; читает И. Ильин. Приключения Калле Блюмквиста, сыщика : пер. с швед. / А. Линдгрен ; читает И. Воробьева. Роуэн из Рина : пер. с англ. / Э. Рода ; читает В. Герасимов. Все о непослушных принцессах и коварных драконах : пер. с англ. / П. Рэде ; читает И. Ерисанова. — М. : ИПТК “Логос” ВОС, 2010. — 1 фк. (81 ч 25 мин). — Запись с ориг. ИПТК “Логос” ВОС.
МХР: АБ+ ПФ

84(2Рос=Рус)6; Ж74.
Удав [Звукозапись] : [рассказ] / Б. С. Житков ; читает А. Морозов. — СПб. : Вира-М, 2009. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (2 ч 14 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
Произведения Житкова динамичны, отличаются напряженным сюжетом и неожиданностью развязки. Писатель показывает, кто чего стоит в минуту опасности, когда человек остается один на один с нею. Сам писатель говорил, что никогда не ориентировался заранее в своих книгах на определенный читательский возраст, что его произведения рассчитаны на тех, на кого придется – по своей интересности и увлекательности.
МХР: АБ+ ПФ

84(2Рос=Рус)6д; Ж74.
Храбрость [Звукозапись] / Б. С. Житков ; читает А. Морозов. — СПб. : Вира-М, 2008. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (2 ч 14 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
МХР: АБ+ ПФ

84(2Рос=Рус)6д; Ж74.
Храбрость [Электронный ресурс] / Б. С. Житков ; читает А. Морозов. — СПб. : Вира-М, 2008. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (2 ч 14 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
МХР: АБ

84(2Рос=Рус)6д; Ж74.
Черные паруса [Звукозапись] : сб. рассказов / С. Житков ; читает А. Морозов. — СПб. : Вира-М, 2008. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (4 ч 13 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
МХР: АБ+ ПФ

84(2Рос=Рус)6д; Ж74.
Черные паруса [Электронный ресурс] : сб. рассказов / Б. С. Житков ; читает А. Морозов. — СПб. : Вира-М, 2008. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (4 ч 13 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
МХР: АБ

Д; Ж74.
Что бывало [Звукозапись] : рассказы и сказки / Б. С. Житков ; читает В. Морозов. — СПб. : Вира-М, 2008. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (1 ч 56 мин). — Формат MP3. — Загл. с этикетки диска. — Источник записи не указан.
МХР: АБ+ ПФ

Д; Ж74.
Что бывало [Шрифт Брайля] / Б. С. Житков.— М. : Учпедгиз, 1958. — 1 кн. — Перепеч.: М.-Л. : Детгиз, 1954. — (Школьная библиотека).
МХР: АБ

Д; Ж74.
Что я видел [Шрифт Брайля] : [для дошк. возраста]. — М. : Репро, 1999. — 4 кн. — Перепеч.: М. : Примат, 1994.
В этой книге рассказано о том, что видел и что узнал Алеша (Почемучка), когда побывал в Москве, Киеве, в колхозе на Украине. Интересно вместе с Алешей узнать, как ездят под землей, как слон пьет воду, как растет хлеб, как плыть на пароходе, как червяки шелк выпускают и о многом другом.
МХР: АБ+ ПФ

Список сокращений
АБ — отдел абонемента
ИСК — нотно-музыкальный отдел
КХ — отдел книгохранения
МХР — место хранения
НА — отдел надомного абонемента
ПФ — отдел внестационарного обслуживания

__________________________________
Сост. Жукова В. И.