Алехин Василий Семенович

Добрая сила мужского сердца

                           Фотография Василия Семеновича Алехина

Пусть, как набат,

Стучит в сердцах мой стих,

В нем боль о павших,

Радость за живых.

В.С. Алехин

Биография Василия Семеновича Алехина овеяна легендарным мужеством. Недаром его  книги находятся в экспозиции “Люди корчагинского духа” в Литературно-мемориальном музее Николая Островского в Сочи.

Судьба этого неординарного человека удивительна и драматична. Даже тем, кто с ним был мало знаком, не по себе становится от сознания того, каким тернистым оказался его жизненный путь, что выпало на долю только одного человека.

Василий Семенович Алехин родился 19 сентября 1925 года в шахтерской семье в селе Дуброво неподалеку от Рыльска. Его детские годы прошли в г. Шахты Ростовской области.

Перед самой войной он жил в г. Копейске Челябинской области, где работал фрезеровщиком на машиностроительном заводе.

Экстерном окончив среднюю школу, Василий Семенович поступил в Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства.

Будучи семнадцатилетним студентом, в 1943 году в числе уральских добровольцев он ушел на фронт. Был командиром саперного отделения под Москвой, комсоргом роты, ходил в разведку, воевал на 3-м Белорусском фронте. Повоевать пришлось, в общем-то, недолго. Но иным и за всю войну не довелось пережить того, что выпало на его долю. Под Оршей, выполняя приказ командования, сержант Алехин проделывал проходы на минных полях. Немцы хорошо обстреляли местность, огонь не прекращался. Двенадцать мин обезвредил сержант, оставалась тринадцатая. Потянулся рукой к взрывателю и… «С детонировала от прогремевшего рядом взрыва», – успел подумать и провалился в темноту.

Из взвода в живых остались только трое. Выжил и Алехин. Но ранение оказалось тяжелейшим: в лицо, руки, ноги. Его пристанищем надолго стали госпитальные палаты. Домой он вернулся без руки и почти совсем слепым.

Что пришлось пережить потом, знает, наверное, только сам писатель. Наступили долгие годы лечения в госпиталях и клиниках Москвы, Одессы, Свердловска: операции, санатории… Лучше становилось лишь отчасти.

Недуг не сломал его. Он упорно искал свое место в трудовом строю. В 1946 году В.С. Алехин вступил в члены КПСС.

В перерывах между больницами был комсоргом шахты, инспектором в райисполкоме, в райкоме комсомола, окончил юридическую школу. В 1957 году переехал на родину, в Курскую область, где работал журналистом в районной и областной газетах. Но из-за почти полной потери зрения вынужден был оставить эту работу. В начале 70-х годов В. С. Алехин – председатель межрайонной организации Всероссийского общества слепых.

В эти годы Василий Семенович начинает поиски материалов о партизанской и  подпольной борьбе курян в годы Великой Отечественной войны. Где бы ни жил, кем бы ни работал этот человек, он ведет непрекращающуюся борьбу за жизнь, борьбу от имени того поколения, многие из которых  полегли на полях сражений за независимость Родины. “Страдая тяжелейшими недугами после боевых ран, В. С. Алехин продолжает активно работать в литературе. Он поистине повторяет гражданский и писательский подвиг легендарного Николая Островского”, – так Курская писательская организация охарактеризовала творческую деятельность писателя.

Писателем Василий Семенович  стал в зрелые годы. Он писал о своих сверстниках, о поколении, юность которого была опалена и героикой, и трагедией Великой Отечественной войны.

В 70-е годы В. С. Алехин с особым увлечением отдается журналистике: очерки, фельетоны, статьи, зарисовки. Таких материалов появилось в те годы более пятисот. Они были замечены общественностью, и в 1975 г. В. С. Алехин становится лауреатом областной журналистской премии им. В. Овечкина, награждается Почетным знаком и Грамотой ЦК ВЛКСМ за военно-патриотические очерки.

Спустя два года выходит в свет и первый сборник стихов “Баллада о бессмертии” (1977), в 1979 г. второй – “Синие птицы”; в начале 80-х публикуются повесть “Над обрывом” (1980) и роман “Сполохи над Сеймом” (1983). В центре повести “Над обрывом” — юные герои, ровесники молодогвардейцев А. Фадеева. По стилю, по строю повествования эта книга, несомненно, роднится с “Молодой гвардией”. Однотипна и жанровая природа повествования: произведение вырастает из сплава сугубо документального, очеркового материала и внутренне одухотворенной лиричности. Сам писатель называет свои книги документальными. В основе сюжетных событий – собранные им материалы о 2-й Курской партизанской бригаде. В повести “Над обрывом” проходит тот же художественный эффект, который организует повествование и в “Молодой гвардии” А. Фадеева: безоглядная лучезарность красок, какими рисуется поэтический образ юности, атмосфера летней солнечности (события относятся к июню 1941 года), как в музыкальном произведении, – постепенно разрушается вторжением иного звучания, которое воссоздает поступь преступных фашистских сил. Рисунок, общий и с Седьмой симфонией Д. Шостаковича.

На первый план у В. С. Алехина, как и у А. Фадеева, выдвигается в сценах первого столкновения советских людей с фашистскими захватчиками мотив беззащитной доверчивости юности, которая не верила, не могла себе представить в те первые дни, что над всем живым нависла неотвратимая угроза смерти. В этом cостоит особый гуманистический настрой этих произведений.

В повести В. С. Алехина те же, что и в начальных эпизодах фадеевской “Молодой гвардии”, трепетные гуманистические, поэтические мотивы: “Солнце не успело рассеять до конца… Наталкины сны. Она расслышала гудение, вскочила с постели, подбежала к окну. Прямо перед окном внизу в солнечных лучах полыхал Дом… Напротив остановились сперва грузовая, потом легковая автомашины. Из кузова первой машины зеленовато-желтыми стручками посыпались солдаты. Было даже чуточку смешно смотреть, как они сначала неуклюже переваливались через борт, а потом быстро скатывались на землю, уже стоя ощетинившись короткими стволами автоматов. Казалось, стволы эти, черные и блестящие, торчали прямо из животов. “И совсем не страшно!”– подумала, было Наталка. Но гороховые стручки вдруг нацелились в окно”.

Произведения В. С. Алехина подчеркивают, что юность Советской страны кануна войны жила открытостью чувств, доверчивостью, чистотой помыслов и удивительным бескорыстием. В повести “Над обрывом”, как впоследствии в романе “Сполохи над Сеймом”, есть очень сильные по драматическому напряжению сцены, которые рисуют испытания, выпавшие на долю детей и юношей 41-го года. Сцены повести рисуют не только предвестие бед, но уже и непоправимое горе, которое сеял фашизм по советской земле: “Люди остановились внезапно, все сразу… Полуголая девочка лет одиннадцати-двенадцати лежала недалеко от ручья под терновым кустом, в луже крови разбросав худенькие коленки… Видно, уже уходя, немец выстрелил девочке в лицо… в стиснутом кулачке …была зажата свежесломленная веточка терна с незрелыми сизовато-зелеными плодами. Рядом с веточкой валялась недокуренная сигарета”.

Так фашистами были нанесены первые раны, сделаны первые попытки унизить достоинство советского человека. Но именно в эти дни формировалась и та зрелость, осуществлялось то возмужание гражданского чувства, которые позволили нашему народу выдержать натиск агрессора. В повести “Над обрывом” и запечатлены начальные шаги к зрелости тех подростков, которые чуть ли не в первый день войны осиротели и в этот же день стали мужчинами, солдатами.

Роман “Сполохи над Сеймом” создавался в течение пятнадцати лет. Его документальная основа воссоздает события, связанные с партизанской деятельностью секретаря Крупецкого райкома комсомола Александры Зайцевой. Это имя хорошо известно на Брянщине, Украине, в Курской области. В селе Крупец установлен памятник этой легендарной женщине. Писатель разыскал многочисленные архивные свидетельства о 2-й Курской партизанской бригаде, где была разведчицей Шура Зайцева.

Историческую, документальную достоверность событий писатель последовательно подчеркивает в повествовании; он не раз с точностью военных донесений фиксирует дислокацию, как действующих частей армии, так и партизанских соединений в те месяцы войны.

В романе тщательно вырисовываются крестьянские судьбы, воссоздается обстановка трудных партизанских сражений. В “Сполохах над Сеймом” более ярко заявило о себе поэтическое мышление автора, более мощным стал его живописный мазок в обрисовке характеров, в выявлении общенародного смысла происходящих в романе событий.

Полны драматической силы страницы, где писатель рисует протест юных героев против фашистской жестокости или мучительно переживаемое ими бессилие перед такой жестокостью. Но природа в “Сполохах над Сеймом” всегда помогает героям найти душевные силы выстоять в противоборстве с фашистами.

Внимание писателя как участника, как свидетеля трудных месяцев войны приковано к воссозданию обстановки военных буден, к поведению людей и, главное, к мнению народному, что выражается и в языке романа, близком к народному.

Поэзия В. С. Алехина столь же ярко высвечивает своеобразие его творческих устремлений. Первый сборник “Баллада о бессмертии” включал стихи разных лет и поэму, давшую название всему сборнику. В “Синих птицах” наряду с уже известными произведениями 40-60-х годов помещены и стихи конца 70-х, а также поэма “Венок июля”. Почти все стихотворения В. С. Алехина о Великой Отечественной войне. Сборник “Синие птицы” открывается стихотворением  “Память”, где есть такие строки:

И осколки сражений былых

Сквозь года,

Сквозь затишья туманов

Еще падают в грудь молодых,

Кровоточат в сердцах ветеранов.

Боль памяти, боль утрат, скорбь за погибших – это ни на миг не уходит из поэзии В. Алехина.

Не забыть нам

Все, что было, – было.

И надгробий – не перечеркнуть.

Спустя год поэт снова напомнит нам:

Я вновь заклинаю живых: не забудьте!

Еще тяжела боль недавних утрат.

Еще голубые зрачки незабудок

Глазами солдат погребенных глядят.

В год 40-летия Победы вышел в свет его новый роман “Три дня памяти” (1985). На форзаце этого воронежского издания – графический портрет В. С. Алехина, вдумчивого, озабоченного, полного тревожных воспоминаний (художник Ли). Новая книга особенно близка роману Н. Островского “Как закалялась сталь”. Главный герой Алексей Снегирев, получивший тяжелые ранения на полях Великой Отечественной войны, так же, как и Павел Корчагин, ведет борьбу за право оставаться в строю. Общие у них раны – вплоть до слепоты; общая борьба с трагическим недугом, с увечьями и общие победы, которые одерживают нравственные силы этих героев над непоправимой бедой. Последний роман В. С. Алехина автобиографичен по канве событий. Но еще большее родство обнаруживается в духовной биографии писателя и его героя.

Роман “Три дня памяти” интересен и тем, что он скрепляет воедино основные темы, сюжетные мотивы предыдущих и прозаических, и поэтических произведений В. С. Алехина. На этих страницах оказались, как бы вплетены в повествование и образы, и эмоции лирической поэзии В. С. Алехина. В “Трех днях памяти” находят свое продолжение жизненные судьбы основных героев повести “Над обрывом”. Теперь они  – участники борьбы за могущество социалистической Родины. Писатель разворачивает события так, что в конце повествования замыкается сюжетная цепь между этими двумя произведениями, обнаруживается “закольцованная” композиция.

Пережившие такое, о чем рассказал В. С. Алехин, не могут никогда освободиться от неизбывных мучительных дум о происшедшем. Потому-то трудно приходит житейское счастье к такому израненному сердцу. Но именно поэтому такие люди с бесстрашной непреклонностью берут на себя и полную меру ответственности за нынешнее благополучие Родины.                Израненная фашистскими пулями юность, которую защитило от гибели, заставило жить мужество солдата и добрая сила мужского сердца, – таким предстает облик В. С. Алехина, его писательская, его человеческая судьба, такой раскрывается и главная тема его произведений.

Василию Алехину присужден приз общественного признания «Курская антоновка». Ветеран Великой Отечественной действительно заслужил право быть победителем престижного конкурса «Человек года – 2004».

Тут все логично и закономерно: и номинация «Честь и достоинство», в которой в числе других претендентов  предпочтение отдано известному земляку рылян, и официальные формулировки жюри конкурса «За личное мужество человека, повторившего литературный и жизненный подвиг Николая Островского и роман – дилогию «Висожары» – о людях земли курской».

В 2005 году за свой труд писатель удостоен губернаторской премии имени Евгения Носова.

Василий Семенович Алехин прожил почти 81 год. И все это время он жил полнокровной жизнью. И не просто жил, а трудился ежедневно, ежечасно. Кроме литературного творчества, которому Василий Семенович посвятил всю свою жизнь. Писатель  вел активную общественную деятельность: в Рыльске он возглавлял межрайонную организацию  ВОС. За работу во Всероссийском обществе слепых он был отмечен Почетной грамотой  Министерства социального обеспечения РСФСР, значком «Отличник ВОС».

7 сентября 2006 года  писателя-фронтовика не стало… Но живет его мужественное Слово. Мужество солдата, писателя, «Добрая сила его мужского сердца», как выразился один литературный критик, – таким предстает перед нами  человеческая и писательская судьба Василия Семеновича Алехина.

Те слова, которые сказал поэт Михаил Дудин о литературе, созданной писателями – фронтовиками: «Она пахла порохом и кровью, едким дымом печальных костров и сырой глиной братских могил, ей свойственны точный, прищуренный от ветра и солнца взгляд, опыт дружества и душа ребенка», – относятся и к творчеству нашего земляка В.С. Алехина.

Имя Василия Семеновича Алехина знают и помнят читатели Курской областной специальной библиотеки для слепых.

1 октября 2010 года Администрацией Курской области  Курской областной библиотеке слепых присвоено имя писателя.

Василий Семенович Алехин – человек большого таланта, обладавший огромной работоспособностью и силой духа. Страдая тяжелейшими недугами после боевых ран, он активно работал в литературе, повторяя гражданский и писательский подвиг Николая Островского.

«Я мечтал  оставить светлый след» – этой строкой из стихотворения Василия Алехина в областной специальной библиотеке для слепых названа постоянно действующая экспозиция книг о жизни и творчестве писателя, с которой могут ознакомиться читатели и все желающие, посетившие библиотеку.

В экспозиции представлены произведения курского писателя, изданные Центрально-Черноземным и Курским книжным издательствами, рукопись книги «Висожары», переданные библиотеке вдовой писателя.

Все книги В.С. Алехина переведены в специальные форматы для незрячих и слабовидящих пользователей, и читатели библиотеки имеют возможность услышать их. Здесь так же представлены ксерокопии подлинных документов, найденных в архивах и подтверждающие достоверность событий, описанных в романах, публикации в средствах массовой информации, его личные вещи и фото из архива писателя.

19 сентября 2015 года исполняется 90 лет со дня рождения В.С. Алехина. Это знаменательная дата в истории Курской области. Торжественные мероприятия, посвященные юбилейной дате – 90-летию писателя, пройдут в Курской областной специальной библиотеке для слепых и завершатся проведением Алехинских чтений.

Материалы о В.С. Алехине

подготовлены сотрудниками Курской областной

специальной библиотеки для слепых им. В.С. Алехина