Трудности подросткового возраста

Тема, связанная с трудностями подросткового возраста, уже затрагивалась ранее. Но, исходя из запросов родителей,  хотелось бы  вернуться к обсуждению данной проблематики. Ни для кого не секрет, что подростковый возраст сопряжен с рядом сложностей  и имеет свои особенности. Это связано с воздействием как внутренних, так и внешних факторов. Физиологические изменения, происходящие в организме, в сочетании с особенностями социальной среды оказывают свое бесспорное влияние на подростка. На данном возрастном этапе дети становятся зачастую трудно управляемыми,  скрытными, упрямыми, замкнутыми. Человек в этот период жизни находится на границе двух миров: мира детства, из которого еще полностью не вышел, и мира взрослых, куда еще полностью не вошел. Самым значимым социальным окружением становится группа сверстников (референтная группа). Это время создания своих кумиров и подражания им, формирования своих внутренних ценностей, сомнения и отрицания прошлых авторитетов.

Вовсе не обязательно, что все это должно быть в жизни вашего сына или дочери- подростка, но наверняка что-то из этого будет. Довольно часто в этот период жизни подростки подпадают под влияние своих более авторитетных сверстников. Родителям не всегда нравится такое влияние. Что с этим делать?

В подобных вопросах нет готовых решений и универсальных на все случаи жизни советов. Если в вашей семье произошла похожая ситуация, следует задуматься, почему это произошло,  почему ваш ребенок стал ведомым и зависимым от чужого мнения? И действительно ли это так? А может вы просто опасаетесь утраты собственного авторитета в глазах вашего ребенка?

Проблема ведомости — это проблема, связанная с  формированием самооценки, уверенности в себе, собственной значимости, и т.д. Через выстраивание доверительных отношений можно подойти к пониманию внутреннего мира вашего подростка. Вспомните, каким был ваш ребенок в раннем детстве: надеюсь, что вы не сильно критиковали его за ошибки? А часто ли вы позволяли ему проявлять инициативу в делах? Радовались ли вместе с ним, пусть незначительным быть может с вашей точки зрения, его успехам? Как вы переживали вместе с ним первые разочарования?  Часто ли вы занимались чем-то интересным и полезным вместе? Чем больше будет утвердительных ответов на эти и подобные вопросы, тем, думаю, меньше будет повода обращаться к психологу с трудностями подросткового возраста.

Если же проблема уже существует, то необходимо выработать стратегию по преодолению этих сложностей. Почти всегда можно менять что-то, и, прежде всего, лучше начинать производить эти изменения в себе самом. Как я говорила ранее, Желательно наладить доверительные отношения. Для этого следует запастись терпением. Почаще подводите ребенка к откровенной беседе, больше рассказывайте ему о своих эмоциях, о своем опыте в прошлом. Обходитесь без резкой критики в его адрес и оценочных суждений.  Старайтесь расширять социальные контакты своего подростка, но только те, где он будет играть ведущую роль. Обогащайте  его внутренний мир новыми яркими впечатлениями. Постарайтесь определить направленность его интересов и увлечений, и задействуйте  его как можно больше в тех видах деятельности, где он наиболее успешен. Проявляйте заинтересованность делами вашего ребенка. Общайтесь с друзьями вашего сына или дочери. Старайтесь выстраивать отношения на равных: с позиции взрослый – взрослый. Так вы будете не просто родителем своему ребенку, но, прежде всего, настоящим другом.