Октябрь

Айвазян, Е. Б. Пропущенный этап в раннем развитии слепого ребенка как источник трудностей становления его предметной деятельности [Текст] / Е. Б. Айвазян // Дефектология. - 2019. - № 5. - С. 11-20. - Содерж.: в работе выдвигается и обосновывается новая гипотеза о причинах трудностей овладения предметными действиями у слепых детей раннего возраста. Показано, что у большинства слепых детей не развивается ситуативно-деловое общение со взрослым, что, в свою очередь, может быть обусловлено отсутствием в их опыте общения со взрослым особого содержания - эмоциональных игр с совместным движением и с сенсорными свойствами предметов. Впервые формулируется предположение о том, что освоение таких игр является необходимым этапом становления общения, переходным от ситуативно-личностной к ситуативно-деловой форме.

Васянин, А. Отец Мелитон и его паства [Текст] / А. Васянин // Российская газета. - 2019. - 9 окт. (№ 227). - С. 30. - Содерж.: о подворье "Благодать", в котором находятся незрячие и не слышащие ребята. Отец Мелитон создал общину, где проблемы инвалидов решаются иначе, нежели в медицинских учреждениях - через труд, веру, творчество. Он выбрал место для общины в деревне Воробьецово под Иваново. Задача священника - адаптировать инвалидов к жизни, в меру сил развить их таланты. Но главное это духовный рост. Человеку должно быть интересно заниматься своей душой, читать духовную литературу, ходить на службу.

Виноградова, Н. В круге цвета - 90 шедевров [Текст] / Н. Виноградова // Аргументы и факты. - 2019. - 9 окт. (№ 41). - С. 35. - Содерж.: картины выдающихся художников из 11 музеев собрали в "Новом Иерусалиме". Выставку сопровождает инклюзивная программа. Для незрячих и слабовидящих посетителей подготовлены тактильные рельефы по мотивам ключевых экспонатов и специальные этикетки с нанесением шрифта Брайля. А для инвалидов по слуху организованы адаптированные экскурсии с сурдопереводчиком.

Владимиров, Д. Как принять участие в географическом диктанте? [Текст] / Д. Владимиров // Аргументы и факты. - 2019. - 23 окт. (№ 43). - С. 50. - Содерж.: очередной географический диктант состоялся 27 октября 2019 г. Вопросы диктанта составляли редакторы телевикторины "Своя игра" совместно с экспертами Русского географического общества (РГО). Также в этом году РГО совместно со Всероссийским обществом слепых впервые разработало вариант диктанта, адаптированный для инвалидов по зрению.

Долгошева, А. Выйти из "красного угла" [Текст] : [о Санкт-Петербургском реабилитационно - образовательном центре для слепых и слабовидящих. В Петербурге около 10 тысяч инвалидов по зрению. Центр обслуживает 274 человека в год: 100 получают услуги по реабилитации, 174 ходят на курсы дополнительного образования] / А. Долгошева // Санкт-Петербургские ведомости. - 2019. - 3 окт. (№ 185). - С. 4.

Ерофеева, И. Кони мельче пони [Текст] / И. Ерофеева // Санкт-Петербургские ведомости. - 2019. - 31 окт. (№ 205). - С. 6. - Содерж.: американский миниатюрный пони не способен прокатить даже маленького ребенка. Его рост не больше 80 сантиметров. В США им все чаще доверяют работать поводырями у слепых и используют для реабилитации инвалидов. Команда волонтеров со своими игрушечными конями посещает детские и взрослые больницы, хосписы, приюты.

Зарукина, И. В. Зрительно-речевые упражнения для логопедических занятий с дошкольниками и младшими школьниками [Текст] : [в статье представлена подборка авторских рифмованных зрительно-речевых упражнений для логопедических занятий с дошкольниками и младшими школьниками, имеющих нарушение зрения в сочетании с нарушением речи. Применение такого коррекционного приема позволяет логопеду-дефектологу максимально эффективно использовать время занятия, реализуя коррекционно-обучающие, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитательные задачи. Данные упражнения составлены с привязкой к определенным лексическим, фонематическим и грамматическим темам] / И. В. Зарукина // Коррекц. педагогика: теория и практика. - 2019. - № 3 (81). - С. 74-88.

Зотова, Е. У избирателей должен быть выбор! [Текст] : [о брифинге, который был посвящен реализации избирательных прав граждан с инвалидностью. В разговоре принял участие депутат Мособлдумы В. Вшивцев, инвалид по зрению] / Е. Зотова // Надежда. - 2019. - № 10 (окт.). - С. 2 : фото цв.

Кабыш, И. Оптимизация под видом инклюзива [Текст] / И. Кабыш // Литературная газета. - 2019. - 23 окт. (№ 43). - С. 20. - Содерж.: в подмосковной Малаховке в школу-интернат для слабовидящих детей перевели тридцать пять человек из соседнего посёлка, Марусино, из школы для умственно отсталых. Руководителем назначили специалиста в олигофренопедагогике. Инклюзив на российский лад – вместо совместного обучения обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья попытка слить одних инвалидов с другими и поставить крест на тех и других.

Карпова, Р. Сочинили пьесу о подвигах [Текст] : [в Москве прошла премьера спектакля "Саша, купи хлеба", в котором драматургами и исполнителями ролей стали парни и девушки с инвалидностью. Саша - незрячий герой пьесы, который борется за свою самостоятельность] / Р. Карпова // Метро. - 2019. - 21 окт. - С. 3 : фото цв.

Кошкина, А. Особенные соискатели [Текст] / А. Кошкина // Профиль. - 2019. - 28 окт. (№ 41). - С. 50-53. - Содерж.: в России инвалиды получают все больше возможностей для трудоустройства. Проблема в том, что работодатель не готов брать людей с определенными формами инвалидности. Так в одной фирме отказывались нанимать незрячих, поскольку полагали, что тем потребуется специальная комната для собак-поводырей.

Кудрина, Т. П. Феноменология коммуникативного поведения слепых детей первых лет жизни [Текст] / Т. П. Кудрина // Дефектология. - 2019. - № 5. - С. 41-50. - Содерж.: в статье представлены результаты наблюдений за поведением слепых детей первых лет жизни в ситуации общения с матерью. Описаны особенности коммуникативных действий детей, динамика развития содержания и средств общения. Выделены группы детей, в поведении которых проявляются феноменологические  комплексы, отражающие различное содержание, объем и качество трудностей развития общения (по Ю. А. Разенковой).

Кучербаева, И. Нас сблизила литература [Текст] : [авт. ст., зам. директора Башкирской республиканской спец. б-ки для слепых, рассказывает о работе с детьми с нарушениями в развитии] / И. Кучербаева // Библиополе. - 2019. - № 4. - С. 76-77 : фото.

Ледяева, М. Прибыль на ощупь [Текст] / М. Ледяева // Российская газета. - 2019. - 4 окт. (№ 223). - С. 10. - Содерж.: Архангельское учебно-производственное предприятие, на котором работают люди с инвалидностью, в том числе полностью незрячие, получило современный автоматический комплекс по производству коробок из гофрокартона. Он позволит наносить на выпускаемую продукцию многоцветную объемную печать. Новое оборудование позволит архангельским инвалидам удержаться на рынке. Всего в системе Всероссийского общества слепых работают 170 предприятий - от Владивостока до Калининграда.

Невинная, И. Поменять точку зрения [Текст] : [о том, как Диана Гурцкая выводит незрячих талантливых детей на большую сцену] / И. Невинная // Российская газета. - 2019. - 9 окт. (№ 227). - С. 25.

Пышечкин, И. Дело в лапах [Текст] : [о том, как водителей социального такси в Москве научили обращаться с собаками-поводырями] / И. Пышечкин // Российская газета. - 2019. - 23 окт. (№ 239). - С. 17.

Роговицкий, Д. Собаки преподали урок таксистам [Текст] : [о том, как водителей московского такси обучили обращению с четвероногими, которые сопровождают незрячих людей] / Д. Роговицкий // Метро. - 2019. - 18 окт. - С. 2 : фото цв.

Степанова, Е. Белая трость может пожелтеть [Текст] / Е. Степанова // Московский комсомолец. - 2019. - 15 окт. (№229). - С. 1. - Содерж.: трости для инвалидов по зрению научились определять лужи и нестандартные препятствия. Руководитель Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых Сергей Ваньшин рассказал, что придумываются самые разные устройства к атрибуту слабовидящих людей. Монтируется внутрь, например, локатор, который посылает луч и дает дополнительную информацию о препятствиях на пути. Врачи доказали, что слабовидящим гражданам легче воспринимать желтый или оранжевый цвет.

Чуканова, А. Для души, для дома, для досуга [Текст] : [авт. ст., директор Тульской обл. спец. б-ки для слепых, рассказывает о проекте "Трогательный зал". Он предусматривает создание и техническое обеспечение экспозиционного зала оборудованием для кинопоказов; коллекций предметов декоративно-прикладного искусства, уменьшенными копиями скульптур и памятников архитектуры. Все экспонаты можно трогать руками, чтобы получить 3D-эфект] / А. Чуканова // Библиотека. - 2019. - № 4. - С. 68-71.