10 февраля 1837 года не стало Александра Сергеевича Пушкина. Почти два века прошло, но в этот день мы неизменно чтим память великого русского поэта, читаем его стихи, изучаем биографию, размышляем о его жизни и смерти. В музеях проходят литературные вечера, посвященные Александру Сергеевичу, к его памятникам люди несут цветы.
Лучше, чем Лермонтов не скажешь:
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Действительно, в прямом смысле слова Пушкин оказался «невольником чести». Ведь Александр Сергеевич принадлежал к старинному дворянскому роду. Его мать была внучкой арапа Петра Великого Абрама Ганнибала, военного деятеля при Петре I. Дворяне в то время только так могли смыть позор оскорбления со своего имени – дуэлью. И хотя дуэли при императоре Николае I были официально запрещены, доподлинно известно, что они постоянно происходили.
Была ли причина для дуэли? Об этом бесконечно спорят литературоведы и историки. Одни доказывают, что Наталья Гончарова принимала ухаживания Дантеса. А если это так, то да, причина была. Другие не менее аргументированно утверждают, что жена Пушкина была абсолютно чиста, а дуэль была грязно спровоцирована недоброжелателями поэта. В любом случае в сложившейся ситуации Пушкин не мог поступить иначе. Как дворянин и человек чести – не мог. Уж очень навязчивыми, длительными и широко известными были отвратительные слухи о его жене.
Надо сказать, что в первый раз Пушкин вызвал Дантеса на дуэль в 1936 году. Но буквально сразу после этого француз сделал предложение сестре Натальи Николаевны – Екатерине. Александр Сергеевич вынужден был отозвать вызов.
Но даже после женитьбы на Екатерине Гончаровой ухаживания Дантеса за Натальей Николаевной не прекратились.
7 февраля 1837 поэт отправил барону Геккерну, приемному отцу Дантеса, письмо, в котором, чрезвычайно резко характеризуя как отца, так и приёмного сына, отказал им от дома. Отправляя письмо, Пушкин не мог не знать, что оно носит явно оскорбительный характер и приведёт к новой дуэли. В тот же день Геккерн объявил Пушкину, что Жорж готов принять вызов.
Всех всегда возмущает вот этот колоссальный дисбаланс. Неравенство сторон. Ибо кто стрелялся? Пушкин – «Солнце русской поэзии» и… некий приехавший в Россию француз-повеса? Да, величины несопоставимые.
Француз по происхождению, Дантес приехал в Россию с целью сделать карьеру. Здесь ему пожаловали звание поручика Кавалергардского полка. Вскоре его усыновил голландский посланник в Петербурге барон Геккерн. В целом современники оценивали Дантеса как хвастливого, самоуверенного и пустого человека, замешанного во множестве интрижек. Ему шла кавалергардская форма, он пользовался успехом у женщин. Дантесу определенно нравилась Наталья Николаевна Пушкина. Но, позвольте, кому же она не нравилась? Первая красавица Петербурга… Он начал открыто ухаживать за ней. А она, возможно, из-за своего простодушия, не умела дать ему должного отпора. Весь Петербург судачил об этом, к тому же Пушкину стали приходить гнусные анонимные письма о том, что он рогоносец.
Дуэль состоялась за Черной речкой, близ так называемой Комендантской дачи. Секундантом Александра Сергеевича стал его лицейский товарищ Константин Данзас. Противники встали на свои места и начали сходиться. Пушкин сразу подошел вплотную к своему барьеру. Дантес выстрелил, не дойдя одного шага до барьера. Пушкин упал. Уже лежа, он сделал свой ответный выстрел и ранил Дантеса в руку. Но ранение оказалось совсем легким. Говорят, будто пуля отскочила от пуговицы мундира…
Раненого поэта отвезли в его квартиру на Мойке. Рана была очень болезненной. Пуля, раздробив кость верхней части правой ноги у соединения с тазом, глубоко ушла в живот. К заявлению врача о безнадежности своего положения Александр Сергеевич отнёсся с невозмутимым спокойствием.
Можно ли было спасти поэта? На этот вопрос ответили известные советские хирурги. В 1937 году академик Николай Бурденко сообщил Академии наук, что меры, принятые врачами Пушкина, были бесполезны, а в наши дни даже хирург средней руки вылечил бы его.
Набережная Мойки и все прилегающие к ней улицы вплоть до Дворцовой площади были заполнены толпами народа. Чтобы поддерживать порядок, на улицах были выделены воинские наряды.
Через два дня после дуэли, 10 февраля 1837 года, Пушкин скончался в 2 часа 45 минут. Похоронен он был 18 февраля 1837 года на кладбище Святогорского монастыря в Псковской губернии.
Как Дантес, так и секундант Пушкина Константин Данзас были приговорены к лишению всех чинов и смертной казне. Но позже, проходя по инстанциям, оба приговора были отменены. Дантеса нельзя было судить со всей строгостью российских законов, так как он был иностранцем. Но его лишили офицерского звания и выдворили из страны.
Приговор Константину Данзасу тоже был также отменён вышестоящими инстанциями.
Что касается Натальи Николаевны, что бы о ней ни говорили, доподлинно известно, что она подарила Пушкину простое человеческое счастье. «Я женат — и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось», — писал поэт своему другу Петру Плетнёву вскоре после свадьбы. Наталья Николаевна родила поэту четверых детей.
Она тяжело пережила смерть мужа. Последующие годы жила очень скромно и небогато, сама воспитывала и обучала детей, так как денег на учителей не было. Так продолжалось 7 лет. В 1844 году Наталья Николаевна, отправившись в Ревель для поправки здоровья, познакомилась с Петром Ланским, другом её брата. И вскоре выходит за него замуж. В этом браке она прожила ещё почти 20 лет и родила ещё троих детей. По воспоминаниям современников, брак был вполне благополучным.
Долго в русской литературе, да и в российском обществе, отношение к Наталье Гончаровой оставалось резко негативным. Цветаева написала уничтожающее:
Сон или смертный грех —
Быть как шелк, как пух, как мех,
И, не слыша стиха литого,
Процветать себе без морщин на лбу.
Если грустно — кусать губу
И потом, в гробу,
Вспоминать — Ланского.
В наше время отношение это заметно корректируется, и многие исследователи сегодня рисуют образ Натальи Николаевны как скромной, любящей, безупречной и преданной жены, всё преступление которой состояло в её неземной красоте.
И ещё одно. Конечно, о гении невозможно судить по законам общепринятым. И всё же нельзя не изумляться тому, как много успел Александр Сергеевич сделать за отпущенные ему 37 лет. Он полностью реформировал российскую словесность, задал невероятно высокую планку поэтического творчества, написал превосходные произведения практически во всех существовавших литературных жанрах, стал автором непревзойденных шедевров в поэзии. Кроме того, он на весь мир прославил русский язык и Россию.
С подачи писателя и мыслителя Владимира Одоевского мы часто называем Пушкина «Солнцем русской поэзии». А ведь точнее и не скажешь. Недостижим. Всё освещает блеском «стиха литого». И венчает собой всю нашу великую русскую литературу.