English version
Автоинформатор
+7-(495) 684-25-97, (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-19.00 кроме 1 - 8 января
  • последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
Интернет-радио

10 октября — 120 лет со дня рождения Августы Ярмоленко

Екатеринослав700.jpg

10 октября — 120 лет со дня рождения Августы Ярмоленко, психолога, дефектолога, доктора педагогических наук, профессора, специалиста в области исследования слепоглухоты  

Августа Викторовна Ярмоленко — ровесница XX века: она родилась в 1900 году. Её мать, Августа Александровна Дернова-Ярмоленко (1869) — врач, автор пособий по воспитанию детей, с детских лет привила дочери интерес к науке о человеке. Еще до поступления в институт Августа Викторовна работала детским воспитателем, а затем инструктором по подготовке воспитателей и учителей. Обучалась в Екатеринославском высшем институте народного образования (позже — Днепропетровский государственный университет), совмещая учёбу с практикой. В 1922 году окончила вуз и была рекомендована в аспирантуру. В следующем году переехала в Ленинград и поступила на факультет социального воспитания Государственной психоневрологической академии, где преподавал её основатель Владимир Михайлович Бехтерев и другие крупные учёные. 

Будучи слушателем академии, Августа Викторовна начала работать в Государственном рефлексологическом институте по изучению мозга, в лаборатории рефлексологии детства под руководством профессора Веры Николаевны Осиповой. После лекций Августа Викторовна работала в приёмнике-распределителе для беспризорных детей. В лаборатории были начаты первые исследования по изучению психомоторики детей здоровых и с нарушениями в развитии. 

В 1931 году вышла в свет первая монография Августы Викторовны «Исследование моторной сферы нормальных и аномальных детей», которая была высоко оценена научной общественностью. В. Н. Осипова писала: «Все работы А. В. Ярмоленко, относящиеся к психомоторике, имеют большой научный интерес, дающий право получить степень кандидата психологии без защиты. Выдающиеся способности и её большая эрудиция, полное овладение литературой предмета, прекрасное овладение иностранными языками дают мне возможность характеризовать её как способного самостоятельного научного работника». Нельзя не отметить, что монография Августы Викторовны появилась в свет в период острой борьбы материалистических концепций отечественной психологии с субъективным идеализмом, в период широкого увлечения тестированием. Углублённый анализ Августы Ярмоленко психомоторных функций у детей с качественной интерпретацией данных был важным методическим направлением в противовес тестированию, направленному только на количественную характеристику функций.

 После окончания аспирантуры, в 1932 году, Августа Викторовна возглавляет лабораторию экспериментальной психологии в Ленинградском институте охраны здоровья детей и подростков. Кроме исследования детей с различными психическими нарушениями, лаборатория проводит всесторонний анализ неуспеваемости школьников с ориентацией на качественный анализ причины неуспеваемости. Уже будучи кандидатом наук, Августа Викторовна оканчивает экстернатуру по логопедии и начинает заниматься исследованиями детской слепоглухоты, скрупулёзно изучает особенности осязания, вкуса, кинестетические ощущения у слепоглухих детей. 

Великая Отечественная война прервала научные исследования. Августа Викторовна осталась в блокадном Ленинграде, без отрыва от производства окончила курсы медсёстер при Дорожном комитете Красного Креста Октябрьской железной дороги и с ноября 1941 года работала сестрой в эвакогоспитале. Работа с ранеными занимала всё время, лишь ближе к концу войны ей удалось вернуться к занятиям наукой. 25 октября 1943 года Августа Ярмоленко пишет подруге, психологу Р. А. Каничевой в Самарканд: «Вчера я сделала доклад о слухорефлекторных поражениях. После 2 лет 4 месяцев перерыва вернулась к научной тематике. Прошло хорошо. Просят повторить». 

С 1948 года до конца жизни Августа Викторовна была профессором кафедры общей психологии Ленинградского государственного университета, читала курсы общей, педагогической, юридической психологии, основы дефектологии. По словам учеников, ее лекции отличались юмором и были очень интересны, даже по таким невесёлым предметам, как дефектология. В 1955 году Августа Викторовна защитила докторскую диссертацию. В 1961 году вышла в свет её вторая монография — «Очерки психологии слепоглухонемых». В коллективной монографии кафедры общей психологии ЛГУ «Осязание в процессе познания и труда», Августа Викторовна написала раздел компенсаторного значения. Монография получила премию имени Константина Ушинского в Академии педагогических наук РСФСР.

 Августа Викторовна Ярмоленко скончалась в 1976 году.