+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости105 лет со дня рождения советского художника, графика, мастера портрета и пейзажа Ореста Георгиевича Верейского

105 лет со дня рождения советского художника, графика, мастера портрета и пейзажа Ореста Георгиевича Верейского

vereiskii_orest_Kult_32_01.jpg20 июля – 105 лет со дня рождения советского художника, графика, мастера портрета и пейзажа Ореста Георгиевича Верейского (1915–1993) Родился Орест Георгиевич 20 июля 1915 года в деревне Аносово Сычевского уезда, где его мать – детская писательница Елена Николаевна Верейская – гостила у своего дяди, владевшего на Смоленщине небольшим имением. Отец Ореста Верейского – Георгий Семенович Beрейский (1886–1962) – был выдающимся художником-графиком.  


После 1922 года Орест Верейский живет в Петрограде и посещает художественные школы и студии. Его начало творческой деятельности относится к 1931 году, когда он стал сотрудничать в качестве художника-иллюстратора в ряде ленинградских газет и журналов.  

В 1936 году Орест Георгиевич становится вольнослушателем Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина. Параллельно он начинает заниматься иллюстрированием книг. Одними из наиболее знаменитых работ этого периода стали его рисунки к книге Сергея Безбородко «На краю света» (1937), в которых Верейский живо и интересно передал быт советских покорителей Арктики, к книге Юрия Германа «Железный Феликс» (1938) и в особенности – иллюстрации к сборнику рассказов Михаила Сланинского. В последнем случае уже давало себя знать умение молодого художника зорко вникать в существо изображаемого, отбирать характерные детали и находить соответствующие приемы изображения. 

В 1938 году вольнослушатели были отчислены из института и Opеcту Верейскому пришлось завершать художественное образование в Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств, который он окончил в 1939 году. В конце 1940 года Верейский приехал из Ленинграда в Москву. Полного расцвета таланта Ореста Верейского достиг в годы Великой Отечественной войны. Среди наиболее интересных работ, созданных им в это время, – меткие в своем лаконизме зарисовки военной жизни. Военные дороги привели Верейского на памятную ему с детских лет родную смоленскую землю. 

В 1943 году он создал серию акварелей и тушевых рисунков, запечатлевших жизнь этого города и трагически величавый облик освобожденного от немцев древнего русского города («Смоленск», «Смоленский узел», «Восстановление связи на улицах «Смоленска», «Смоляне на восстановительных работах») и т. д. Подлинно всенародным признанием пользуются иллюстрации Верейского к поэме его земляка и друга Александра Твардовского «Василий Тёркин». В этих иллюстрациях художник, обобщив впечатления и наблюдения военных лет, талантливо воспроизвел в зрительных чертах и будни фронтовой жизни, и созданный воображением поэта образ смоленского парня, олицетворяющий удаль, смекалку и жизнелюбие русского солдата.  

В послевоенные годы Верейский работал над иллюстрированием произведений Александра Фадеева «Разгром» (1949), Константина Паустовского «Повесть о лесах» (1949), Михаила Шолохова «Тихий Дон» (1952) и «Судьба человека» (1958), Льва Никулина «России верные сыны» (1955), сборник стихов Джанни Родари «Здравствуйте, дети!», а также других советских и иностранных авторов. Верейскому принадлежат разнообразные по тематике серии рисунков, акварелей, автолитографий, созданные в результате его поездок по Чехословакии, Сирии, Ливану, Египту (все в 1955 году), Финляндии (1957), Исландии (1958), США (1960 и 1963 годы). Своей новизной привлекают листы к повести Сергея Антонова «Алёнка» (1965). 

Необычная пространственность, композиционные срезы и ракурсы вызывают ассоциации с кинематографической стилистикой «движущейся камеры» кинооператора Сергея Урусевского. График разрабатывает драматургию цвета: события настоящего изображены в цвете, а воспоминания – белым рисунком по черному фону. 

Крупнейшая работа 1970-х годов – иллюстрации к «Анне Карениной». Концепция графического оформления романа заключается в изображении конкретной эпохи – так читает художник замысел Толстого. Листы к романам Эрнеста Хемингуэя «Прощай, оружие!», «Пятая колонна», «По ком звонит колокол» и повести «Старик и море» обладают иным образным строем – конкретность изображения сочетается со склонностью к метафоре. 

Творческий диапазон Верейского характеризуется многообразием интересов. Помимо книжной иллюстрации, он успешно работает в станковой графике. Он создает значительны циклы по материалам поездок по стране – «Подмосковье», «Пушкинские места», «Ангара», «Енисей». Путевые заметки и наброски трансформируются в законченные акварели, рисунки, эстампы, книги. 

Умер Орест Верейский 2 января 1993 года. Он похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.


24 ноября 2020


Up!