14 ноября – 190 лет со дня рождения русского библиофила, издателя Петра Ефремова
Пётр Александрович Ефремов (1830–1907) – библиограф, библиофил, публикатор и комментатор произведений русских писателей, издатель, историк литературы, член-корреспондент Петербургской АН (с 1900 года).
Он родился в Москве, окончил физико-математический факультет Московского университета (1854), затем переехал с Санкт-Петербург. На протяжении 40 лет Ефремов совмещал литературную деятельность с ответственной государственной службой: в 1854–1857 годах служил в Инспекторском департаменте Военного министерства, затем в департаменте уделов Министерства двора, в 1863–1872 годах – в Госбанке по отделу сберкасс, в 1872–1889 годах был директором всей Петербургской сберегательной кассы, а затем, до выхода в отставку (1893) – директором Госбанка.
Одновременно уже со школьных лет Пётр Александрович начал собирать книги и за свою жизнь составил исключительно ценную библиотеку по русской литературе и истории, заключавшую в себе полные собрания сочинений русских писателей, драматургию XVIII века, собрания журналов и альманахов XVIII и начала XIX века, эстампов и многое другое. В его собрание входило также огромное количество автографов и коллекция оттисков, газетных и журнальных вырезок и др. После смерти Ефремова часть его книг была приобретена Пушкинским Домом. Одной из особенностей этой библиотеки стали так называемые «ефремовские конволюты» (ныне хранящиеся в Госархиве литературы и искусства) – тома, где под одной обложкой помещалось как само произведение, так и отзывы на него в печати, письма автора, дополнения и комментарии самого Ефремова.
Научно-литературную деятельность Ефремов начал публикацией в журнале «Современник» сатирического стихотворения Александра Измайлова «Разговор в царстве мертвых». С этого момента его публикаторская работа не прекращалась на протяжении пятидесяти лет: он печатался в журналах «Библиографические записки», «Отечественные записки», «Книжный вестник» (редактировал его в 1864–1865 годах), «Русский архив», «Русская старина» и др., анонимно поставлял материалы для «Полярной звезды» Герцена. Им подготовлено более сотни публикаций по истории русской литературы XVIII–XIX веков, основанных на архивных документах, как правило, впервые введённых в научный оборот. Ему удалось найти, опубликовать и прокомментировать множество неизвестных автографов Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Александра Грибоедова, Николая Языкова и других писателей. Под его редакцией вышли собрания сочинений Дениса Фонвизина, Василия Майкова, Антиоха Кантемира, Владимира Лукина и Богдана Ельчанинова, Аандра Радищева и др.
В 1867 году Ефремов опубликовал «Материалы для истории русской литературы», где перепечатал ряд биобиблиографических словарей, изданных в XVIII веке (в частности, «Опыт исторического словаря о российских писателях» Николая Новикова). В 1879 году под его редакцией вышел сборник «Материалы для истории русской книготорговли».
В 1868 году Ефремов начал публикацию собственных пушкинских материалов. В начале 1877 года к нему обратился Яков Исаков с просьбой стать редактором третьего планируемого им издания собрания сочинений Пушкина. Два первых издания, подготовленные Григорием Геннади, вызвали много нареканий, а Ефремов к тому моменту уже подготовил для Исакова «Евгения Онегина». В марте 1877 года между ними было подписано соглашение, в котором Ефремов обязался «пересмотреть все шесть томов прежнего издания, исправить в них все пропуски и прочие ошибки, дополнить новыми материалами, помещенными в разных периодических изданиях и не вошедшими в прежние издания и др.
Вышедшее в 1880–1881 годах первое ефремовское собрание сочинений Пушкина вызвало бурную дискуссию, отчасти спровоцированную самим Ефремовым: в начале первого тома он поместил острополемическую вступительную статью, содержавшую резкий отзыв об издании Павла Анненкова. Тот не замедлил, высказав ряд существенных претензий к новому изданию. К нему присоединились и другие рецензенты. Анненков еще относился к тому кругу публикаторов и исследователей Пушкина, которые лично знали если не самого поэта, то его родных и друзей, получали сведения о его жизни от непосредственных свидетелей и соучастников событий. Его отношение к Пушкину было глубоко личным и эмоциональным, и главной задачей его было донести до читателей свою любовь к поэту, создать ничем не омраченный образ, вызывающий восхищение. Эта позиция пользовалась поддержкой у рецензентов, присоединившихся к Анненкову.
Ефремов же принадлежал уже к другому поколению. Он был в первую очередь библиографом и библиофилом, поэтому ему было важно донести до читателя все детали, какие удалось найти, все открытые им грани пушкинской личности и творчества, не стараясь что-то затушевать и «исправить». В этом отношении издания Ефремова оказались на переломе эпох в освоении пушкинского наследия: это был переход от изданий, исходящих из дружеского круга, увековечивающих память о поэте, к научному изучению его творчества.
Всего Ефремов подготовил и выпустил под своей редакцией четыре собрания сочинений Пушкина. Продолжая в промежутках между ними публиковать поправки к текстам, Ефремов стремился к максимальной полноте и точности текстов своих изданий, однако до 1887 года он, как и другие публикаторы (кроме Жуковского и Анненкова), не имел доступа к основному массиву рукописей поэта.
Когда в 1887 году рукописи были открыты для публики, Пётр Александрович, спешно готовивший в Петербурге юбилейное издание, тоже не обращался к систематическому изучению находившихся в Москве автографов, однако тщательно учел все поправки и дополнения, внесенные в пушкинские тексты Якушкиным (изучавшим рукописи поэта в 1884–1885 годах, до их открытия широкому кругу исследователей). Важной задачей, поставленной перед собой Ефремовым, было очищение собраний от приписываемых Пушкину чужих стихотворений. Изыскания его в этой области вылились в отдельную работу – «Мнимый Пушкин в стихах, прозе и изображениях» (1903).
Всю эту колоссальную работу Пётр Александрович проделал, совмещая её с напряжённой работой в Государственном банке. В своих письмах Ефремов часто жаловался друзьям, что работать приходится сутками, а времени на любимое библиофильство вовсе не остаётся.
В награду за титанический труд Санкт-Петербургская Академия наук утвердила его 2 декабря 1900 года своим членом-корреспондентом. Пётр Александрович также состоял членом Пушкинской комиссии Общества любителей российской словесности при Московском университете.
В конце 1907 года, в возрасте 77 лет, Пётр Александрович Ефремов умер. Он похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.