14 ноября в России уже в 17 раз отмечается Международный день логопеда – профессиональный праздник логопедов, дефектологов и специалистов, которые имеют отношение к этой сфере деятельности.
День логопеда празднуется во всем мире. Это обусловлено колоссальной значимостью профессии, поскольку проблемы с произношением слов актуальны для детей и взрослых. Именно логопеды позволяют решить эти сложности успешно, даря людям уверенность в себе и радость свободного общения.
Всемирное торжество призвано подчеркнуть важность этой отрасли для всех людей планеты. В мире существует профессиональное сообщество логопедов — Комитет речевых и языковых терапевтов, в который входят десятки стран. С его подачи начиная с 2004 года 6 марта в Европе стал праздноваться День речевых терапевтов ежегодно.
В России его немного видоизменили, дали более привычное русскому уху название «День логопеда» и выбрали дату 14 ноября.
В этот день его отмечают еще в Беларуси, Казахстане и Украине. Цель праздника — информировать человечество о существовании науки о нарушениях речи и способах их устранения посредством специального обучения. Зарождение специальности произошло в XIX веке.
Логопедия сформировалась как отдельная ветвь науки в 1850-х годах, хотя и в несколько упрощенном виде. Специалисты того времени считали, что нарушения речи связаны с проблемами речевой мускулатуры и трудностями артикуляции. До этого времени существовала лишь сурдопедагогика, занимавшаяся проблемами людей с особенностями слуха и их умением разговаривать.
С развитием науки направление постепенно наполнялось и педагогическим содержанием. Современный логопед обладает навыками психологии, дефектологии, физиологии и языкознания, работает как с детьми, так и со взрослыми. Его работа не ограничивается исправлением вербальных особенностей речи человека — специалисты в этой области корректируют письмо, дыхание и даже глотание, что особенно актуально для людей, переживших инсульт и утративших некоторые важные физиологические способности. Логопедия как наука постоянно развивается, появляются новые направления такие, как нейрологопедия, и другие.
В День логопеда проходят официальные чествования, конкурсы, круглые столы, собрания. Логопедам вручают подарки и цветы. В некоторых российских вузах устраиваются праздничные концерты.
В специализированных садах проводятся детские праздники. РГБС, хотя и ориентирована в первую очередь на незрячих, является площадкой и для детей с другими заболеваниями, в том числе и с проблемами речевого развития. Вообще же это настоящий культурный центр, где можно не только читать, но и заниматься во всевозможных кружках, посещать выставки, участвовать в театральных представлениях, викторинах, конкурсах, то есть быть активными пользователями и участниками многогранной жизни библиотеки. А если это библиотека, обслуживающая детей, то можно еще и играть в самые разные игры, лепить, рисовать, танцевать.
Между тем в арсенале РГБС много интересных мероприятии для детей как с проблемами здоровья, так и без них, то есть посещающих обычные детские заведения. При этом дети с ограничениями зрения, как и их здоровые сверстники, активно участвуют во всех мероприятиях — от игр до читательских конференций.
Поскольку основная часть читателей-дошкольников является воспитанниками дошкольных учреждений, свою работу библиотека строит совместно со специализированными детскими садами и с родителями. И воспитатели, и родители отмечают, что всё услышанное в библиотеке дети с интересом повторяют дома и в детском саду.